Час общения "Золотое правило этики"
классный час на тему

Черенкова Ирина Валерьевна

В данном материале представлена разработка Часа общения для учащихся "Золое правило этики" и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка часа общения для учащихся 8-9 классов на тему

«Золотое правило этики»

Не судите, да не судимы будете

Матф.7.1

Форма мероприятия: беседа с элементами дискуссии, выступлениями учащихся по предложенным заранее темам.

Цели мероприятия:

1. Формировать представление о главном правиле человеческих отношений – неосуждении.

2. Знакомство с заповедями Христа.

3. Формирование умения обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

4. Развивать способность публичного выступления.

Оформление: презентация, которая содержит высказывания святых, заповеди Христа, репродукции картин.

Вступительное слово учителя:

Господь говорит, что если человек не осуждает других, то и сам не будет судим от Господа. Казалось бы чего же проще. Научись не осуждать никого, и унаследуешь Царствие Небесное. Почему же эта заповедь так трудна для исполнения. Видимо потому, что неосуждение происходит от желания оправдать. А желание оправдать происходит от любви. А любовь – венец совершенства. Таким образом, не осуждающий ни ближних, ни дальних уже чист душой, а для чистых все чисто. И только очищенные души получают от Бога доступ к блаженному Раю.

Сегодня мы поразмышляем о главном правиле человеческих отношений – неосуждении.

Представьте, на улице поднялся ветер и несет вам в лицо пыль и мусор. Неужели вы раскроете глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая вам польза от того, что вы слышите? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит так: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них».

Представляю вам, ребята, для размышления первую ситуацию:

Автор: «Глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал»

1 участник:«Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!».

Автор: «Из другого окна о том же прохожем подумали»

2 участник: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки».

Автор: «Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов».

Ребята, как вы думаете, что помогает нам уберечь себя от осуждения?

Перед вами репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница».(несколько минут дети рассматривают репродукцию)

Слово учителя:

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было  забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам грешил». Люди задумались….и тихо разошлись.

О чем, как вы думаете задумались люди?

Слово учителя:

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Очень важный вопрос, который мы должны сегодня обсудить.

Понятие «неосуждение»

Слово учителя:

Ребята. Выскажите свое понятие неосуждения.

Выводы учителя:

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Слово учителя:

Ребята, перед проведением нашего часа общения, я предложила вам очень интересное, на мой взгляд, задание: подобрать высказывания, афоризмы о неосуждении, прощении.  Дорогие ребята, вам слово!

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего - в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. Лев Николаевич Толстой

Самое великодушное прощение –

Это не знать, в чем кто перед

Тобой провинился.

Сенека.


Прощение врагов – прекрасный

Подвиг, но есть подвиг еще

Более прекрасный, еще более

Человеческий – это понимание

Врагов, потому что понимание –

Разом прощение, оправдание,

Примирение.

Герцен.

Слово, руководствуясь которым

Можно прожить всю жизнь –

Снисходительность.

Конфуций.

Выводы учеников:

Даже если  человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!». Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Слово учителя:

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете».

Матф.7,1

Выводы учителя:

Человек может научиться милосердному прощению. Если ты сам будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Закончить наше общение хочется замечательными словами Томаса Манна: «Нравственность и жизнь – единое целое. Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни". 

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд№4

Слайд № 5

ситуация обыгрывается ребятами

память о своих собственных ошибках и недостатках.

Слайд № 6

каждый вспомнил о своих грехах

Ребята высказываются, приводят примеры из жизни.

Слайд № 7

Перед проведением часа общения ребята поместили в общую презентацию найденные высказывания.

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд №11

Слайд № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрица...

Право и этика в Интернете

Презентация, рассказывающая о нормах виртуального общения....

Урок информатики в 9 классе на тему "Информационная безопасность, этика , право"

Данный урок является вступительным в программе информатики 9 класса. На уроке рассматриваются понятия "Информационная безопасность", "Информационная этика", "Информационное право".Говорится о ман...

урок по ОРКСЭ "Золотое правило этики"4 класс

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Золотое правило этики" Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добр...

Английский язык - Право - Этика основы христианства

Learning objectives: by the end of the lesson the students will be able to activate vocabulary on the topic “Crime and its prevention through education”, to develop the skill of guessing word meaning ...

Урок ОПК в 4 классе на тему "Золотое правило этики"

Урок может быть использован для проведения классного часа, внеклассного мероприятия. Содержание урока имеет высокую воспитательную ценность....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики"

План- конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики" (модуль "Основы православной культуры")...