Доклад "Коллективный способ обучения"
материал по теме

Бархатова Людмила Павловна

Доклад по теме «Коллективный способ обучения» был представлен на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Доклад посвящён проблеме включения в традиционную систему обучения методик технологии «Коллективный способ обучения» (взаимодиктант, взаимопередача темы, поабзацное изучение текста, взаимообмен заданиями), позволяющих изменить не только содержание деятельности учителя в учебном процессе, но и систему взаиоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnyy_sposob_obucheniya.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Доклад по теме «Коллективный способ обучения» был представлен на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Доклад посвящён проблеме включения в традиционную систему обучения методик технологии «Коллективный способ обучения» (взаимодиктант, взаимопередача темы, поабзацное изучение текста, взаимообмен заданиями), позволяющих изменить не только содержание деятельности учителя в учебном процессе, но и систему взаиоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии

Использование технологии «Коллективный способ обучения».

      Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное,  в свою   очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.

                                                                                                          Я.А.Коменский.

      Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяют актуальным запросам общества.

     «Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.

      Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.

     В чём особенности  организации работы учащихся при коллективном способе обучения (КСО),разработанном В.К.Дьяченко? КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.

     При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

     В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

наличие у всех учащихся общей цели;

разделение труда, функций и обязанностей;

работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;

участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;

работа каждого приобретает общественную значимость;

эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;

деятельность каждого ученика становится общественно полезной.

     Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе школьники должны изучить правила общения:

отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;

ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;

исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);

для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.

     Учащимся также необходимо приобрести навыки:

читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;

говорить вполголоса, но внятно;

слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;

задавать вопросы по существу, обсуждая тему;

управлять процессом работы пары и группы.

Организация работы в парах постоянного состава.

Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах можно использовать как при изучении, так и при закреплении, повторении  и обобщении изученного. На основе работы в постоянных парах может быть построен целый урок, а может только одна его часть. Выбор определяется особенностями изучаемого материала и конкретными практическими задачами урока.

     При изучении нового материала пара может работать совместно над одним и тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний. Работу учащихся учитель организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. Карточка тщательно продумывается и составляется с учётом подготовленности класса и конкретных учащихся.

     Цели использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются не только потому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу. На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы.

Организация работы в парах сменного состава.

Использование методики «Взаимодиктант».

   Сначала организовывать работу в парах сменного состава можно, используя методику «Взаимодиктант»(Дьяченко 2001: с. 303 – 306). Предварительно учитель должен подготовить больше текстов. Во время работы  каждый ученик получает свою карточку с текстом.

Порядок работы при использовании методики

«Взаимодиктант».

Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу  так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (то есть тот, кто перед этим писал) читает, а прежде диктовавший пишет.

Каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в карточку, проверяет.

Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе)- сначала один диктант, затем второй.

Ребята устно разбирают ошибки.

Каждый ученик в своей тетради делает работу над своими ошибками.

Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи.

Они обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.

     Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды. Закончив работу со вторым партнёром, ребята обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром и так далее.  При каждой новой встрече – новый текст диктанта.

     Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется вначале показывать им алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом. Можно первое время учителю самому работать в парах сменного состава, Выполняя всё то, что требуется от ученика.

Использование методики «Взаимопередача темы».

     Учителю следует знать структурные особенности этой организационной формы (Дьяченко 2001: с. 308-311):

При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы.

Каждый член  малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. (Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один блок карточек учитель оставляет себе).Ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический вопрос, выполняет своё практическое задание, затем объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, дальше оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.

Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения материала.

     Такая организация работы в сменных парах требует нового, нетрадиционного подхода к отбору и подготовке самого учебного материала.

Что необходимо учитывать при выборе темы для изучения в парах сменного состава и при составлении карточек. Материал должен быть доступен для самостоятельного изучения. Тема должна делиться на несколько подтем. Каждая карточка должна быть самостоятельным входом в тему, чтобы школьник мог начать её изучение с любой карточки. Поэтому не каждая программная тема может быть заложена в карточки и изучаться в парах сменного состава.                                                                                По выбранной теме составляются карточки: 1, 2, 3 или более блоков. Блок должен охватить всю тему (подтему) и быть объединён одной идеей.                 Все карточки одного блока должны соответствовать теме данного блока, но у каждой карточки должна быть своя идея, свой главный вопрос. Изучив все вопросы блока, ученик изучит всю тему.                                                Каждая карточка обычно состоит из двух обязательных заданий: первое теоретическое, второе – практическое. Однако в карточке может быть больше двух заданий.                                                                                                Чтобы самостоятельное изучение учебного материала строилось правильно, необходимо чётко сформулировать задание и по первому, и по второму вопросам. В нём должно быть указано, что нужно конкретно прочитать, что выучить, что записать, какую графическую работу выполнить.        Первые и вторые задания всех карточек одного блока должны быть равноценными по трудоёмкости.                                                                        Организуя учебный процесс для работы в парах сменного состава, нельзя забывать о том, что на уроках русского языка изучается язык на основе логических внутрипредметных связей, что задача уроков – обеспечить не только орфографическую и пунктуационную грамотность, но и владение связной речью; понимание функционирования изучаемой языковой единицы в речи, сферы её использования. Упражнения учебника содержат такие задания, учителю важно не пропустить их и включить подобные задания в карточку.                                                                                                        В такой форме нельзя проводить отдельные, выборочные уроки, нельзя и все подряд. Следует продумывать систему уроков.                                                В парах сменного состава можно изучать новый материал, повторять, закреплять и обобщать изученное.                                                                        Работая в парах сменного состава, каждый ученик обучает каждого, каждый помогает каждому, каждый изучает все вопросы темы теоретически и практически. Эта форма работы интересна школьникам, потому что они действительно работают на уроке все 45 минут, сами организуют и контролируют весь ход работы и её результат. Они учатся общаться, приобретают такие качества, как самостоятельность, уважение к товарищам, толерантность, настойчивость, умение убедить, объяснить, прислушаться к слову товарища.                                                                                                Технология КСО – одна из личностно- ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие основные преимущества КСО :

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном темпе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное и осознанное усвоение изученного.

     Ещё Я. А. Коменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чём – нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать», «многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой учёности». [Коменский 1989: с. 289].

                                                                                

Рекомендуемая литература и Интернет – ресурсы.

Вялкова Г.М.- 2-е изд.стереотип. – М.:Планета, 2013. – 96 с. – (Современная школа).

Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах.-М.: Народное образование, 2004.                                                                        Дьяченко В.К. Ещё раз о коллективных учебных занятиях.//Народное образование.-1994.-№2-3.                                                                                Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии.-2007.-№1.- С.93-98.                                http: www.kso – kras.com

Приложение №1.

Изучение темы «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

(С использованием методики «Взаимопередача темы». 9 класс)

Карточка №1

Однородное соподчинение.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.Выучи определение однородного соподчинения по удобному тебе источнику (учебник, научная литература, ресурсы Интернет). Запиши примеры в свою тетрадь (примеры старайся запомнить и по аналогии придумывать свои):

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

 Составь схему данного предложения, выдели средства связи между частями спп.

Задай вопросы от главного к придаточным, сравни с однородными членами предложения.

Сделай вывод, составь общую схему для однородного соподчинения придаточных.

2.В указанных ниже примерах найди спп с однородным соподчинением, составь схемы этих предложений, выдели средства связи, задай вопросы.

Надо помнить о том, что день и ночь на земле работают реакторы и фазотроны, что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…

И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она

не могла ответить.

Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать.

3.Самостоятельная работа. Работа по учебнику.

Из упражнения 167 выписать все спп с однородным соподчинением, составить их схемы.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу, какое соподчинение называется однородным. Попроси его ответить на вопросы:

Какое наименьшее число придаточных может быть в спп с однородным соподчинением?

Как задаются вопросы в спп с однородным соподчинением?

Как строится схема спп с однородным соподчинением?

Попроси товарища повторить определение спп с однородным соподчинением.

Запиши в его тетрадь примеры.

Объясни товарищу, почему этот вид подчинения называется однородным соподчинением.

2.Прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы предложений.

Проверь его работу, нет ли ошибок.

Помоги в случае затруднения.

 3.Предложи товарищу выполнить эту работу самостоятельно.

СВЕРЬТЕ ВАШИ РАБОТЫ, ПОСТАВЬТЕ  ОЦЕНКИ, В СЛУЧАЕ РАЗНОГЛАСИЙ ОБРАТИТЕСЬ К УЧИТЕЛЮ.

Карточка № 2.

Последовательное подчинение.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.Выучи определение последовательного подчинения по удобному тебе источнику (учебник, научная литература, ресурсы Интернет). Запиши примеры в свою тетрадь (примеры старайся запомнить и по аналогии придумывать свои):

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев).

Составь схему данного предложения, выдели средства связи между частями спп.

Задай вопросы от главного к придаточным, обрати внимание на то, что выстраивается определённая последовательность, цепочка. Сделай вывод, составь общую схему для последовательного подчинения придаточных.

2.В указанных ниже примерах найди спп с последовательным подчинением, составь схемы этих предложений, выдели средства связи, задай вопросы.

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться раньше.

Сегодня, вспоминая этот эпизод, я думаю о том, что ещё не раз в жизни испытывал нечто подобное, даже когда отца не было рядом.

Возможно, что мать сквозь сон уловила какой - нибудь непривычный шум или почувствовала тревожную пустоту комнаты, в которой больше не было её сына.

3.Самостоятельная работа. Работа по учебнику. Из упражнения 168 выписать все спп с последовательным подчинением, составить их схемы.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу, какое подчинение называется последовательным. Попроси его ответить на вопросы:

Какое наименьшее число придаточных может быть в спп с последовательным подчинением?

Как задаются вопросы в спп с последовательным подчинением?

Как строится схема спп с последовательным подчинением?

Попроси товарища повторить определение спп с последовательным подчинением.

Запиши в его тетрадь примеры.

Объясни товарищу, почему этот вид подчинения называется  последовательным подчинением.

2.Прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы предложений.

Проверь его работу, нет ли ошибок.

Помоги в случае затруднения.

 3.Предложи товарищу выполнить эту работу самостоятельно.

СВЕРЬТЕ ВАШИ РАБОТЫ, ПОСТАВЬТЕ  ОЦЕНКИ, В СЛУЧАЕ РАЗНОГЛАСИЙ ОБРАТИТЕСЬ К УЧИТЕЛЮ.

Карточка №3.

Неоднородное (параллельное) подчинение.

Выучи и выполни самостоятельно.

1.Выучи определение неоднородного (параллельного) подчинения по удобному тебе источнику (учебник, научная литература, ресурсы Интернет). Запиши примеры в свою тетрадь (примеры старайся запомнить и по аналогии придумывать свои):

Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

Составь схему данного предложения, выдели средства связи между частями спп.

Задай вопросы от главного к придаточным, обрати внимание на то, что оба придаточные относятся к главному предложению, отвечают на разные вопросы и относятся к разным членам главного предложения. Сделай вывод, составь общую схему для неоднородного (параллельного) подчинения придаточных.

2.В указанных ниже примерах найди спп с неоднородным (параллельным) подчинением, составь схемы этих предложений, выдели средства связи, задай вопросы.

Когда они уходили, он так ярко спеленал всю нижнюю часть могучего лиственя, так хватко и жорко рвался вверх, что сомневаться в нём было бы совестно.Чтобы отвлечь в сторону нежелательный разговор, Поля высказала вслух догадку, что раньше этих сосенок в окошке не было.Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь.

3.Самостоятельная работа.Работа по учебнику.Из упражнения 169 выписать все спп с неоднородным (параллельным) подчинением, составить их схемы.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1.Расскажи товарищу, какое подчинение называется неоднородным (параллельным). Попроси его ответить на вопросы:

Какое наименьшее число придаточных может быть в спп с неоднородным (параллельным) подчинением?

Как задаются вопросы в спп с неоднородным (параллельным)  подчинением?

Как строится схема спп с неоднородным (параллельным)  подчинением?

Попроси товарища повторить определение спп с неоднородным (параллельным)  подчинением.

Запиши в его тетрадь примеры.

Объясни товарищу, почему этот вид подчинения называется  неоднородным (параллельным) подчинением.

2.Прочитай товарищу примеры. Попроси его на слух составить схемы предложений.

Проверь его работу, нет ли ошибок.

Помоги в случае затруднения.

3.Предложи товарищу выполнить эту работу самостоятельно.

СВЕРЬТЕ ВАШИ РАБОТЫ, ПОСТАВЬТЕ  ОЦЕНКИ, В СЛУЧАЕ РАЗНОГЛАСИЙ ОБРАТИТЕСЬ К УЧИТЕЛЮ.

Бархатова Людмила Павловна,  учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Коллективный способ обучения на уроках биологии.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка

           В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...

О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.

Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...

Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения.

Презентация на тему: \'Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения...