Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
методическая разработка по обж на тему
Normal style='text-align:justify'>
Целевые установки рассматриваемой технологии:
- Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)
- Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)
- Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kollektivnogo_sposoba_obucheniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
Пары сменного состава
Теория вопроса
Коллективный способ обучения (КСО) включает в себя все четыре организационные формы. Исходя из этого под коллективным способом обучения понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Работа в парах сменного состава.
Целевые установки рассматриваемой технологии:
- Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)
- Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)
- Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Алгоритм деятельности учителя
- вводное слово учителя по теме урока, настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
- выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников. Карточки делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп (от 3 до 5 групп).
- организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов и его первоначальная карточка вернулась к нему.
- работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа – это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане или в тетради, а потом предъявляется на доске всему классу.
- обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к поведению в ЧС.
- самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске – результат работы малых групп.
- взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
- подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
- запишите в тетрадях дату и тему урока.
- получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
- выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
- выслушайте содержание карточки партнера.
- задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
- обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
- соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
- выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
- запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
- сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
- качество воспроизведения содержания всех карточек
- умение общаться в парах и в малой группе
- умение организовать собственную познавательную деятельность
8 класс
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности
Учебник: Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: АСТ, 1999. – 160 с.
Карточка. По возможности укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении или лучше всего – в собственной квартире.
- В помещении снять верхнюю одежду, поместить ее и обувь в полиэтиленовый пакет или пленку.
- Включить телевизор или радиоприемник и быть готовым к приему информации.
- Выходить из помещения только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защитить органы дыхания, кожу, надеть плащи, накидки.
Карточка. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов.
- Заделать все щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия.
- Продукты положить в полиэтиленовую пленку.
- Сделать запас воды в закрытых сосудах.
- Упакованные продукты и воду поместить в холодильник, закрываемые шкафы или кладовки.
Карточка. В течении 10 дней ежедневно принимать по одной таблетке (0,125 г) йодного калия.
- Таблетки выдаются лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии.
- При отсутствии таблеток использовать 5%-ный раствор йода: 20-25 капель на стакан воды для взрослых, 10-12 капель на 100 г воды для детей от 3 до 14 лет. Детям до 3 лет нанести йодную сетку.
- Принимать таблетки или пить раствор йода через каждые 5-7 часов.
Карточка. Защитить органы дыхания.
- Надеть маски противогазов, респираторы или многослойные марлевые повязки.
- Подручные средства (шарфы, платки, другие тканевые изделия).
- Закрыть окна, двери, отключить вентиляцию.
Карточка. Строго соблюдать правила гигиены.
- Промывать при приготовлении и приеме пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды.
- Соблюдать правила личной гигиены.
- Проводить ежедневную влажную уборку помещений в резиновых перчатках.
Рекомендации по использованию технологии КСО:
работа в парах сменного состава.
Дана технология – работа в парах сменного состава – является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов, действий. Законов. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик. Который преподает, т.е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90% преподаваемого материала. Неоднократное повторение ведет к запоминанию, осознанию и хорошему воспроизведению знаний.
Как насчитывается семикратное прорабатывание материала? Первый ученик прорабатывает содержание карточки самостоятельно (читает текст); второй раз – пересказывает партнеру; третий раз (перед окончанием обмена карточками-заданиями) – выслушивает одноклассника; четвертый раз прорабатывает содержание карточки в малой группе, готовясь к выступлению перед классом пятый раз – выступая перед классом; шестой раз – работая самостоятельно в тетради; седьмой раз – при взаимоконтроле ил при выполнении домашнего задания.
Такая тщательная работа по организации усвоения знаний накладывает определенные требования к содержанию, которое подлежит усвоению. Во-первых, отбираться должен значимый, жизненно необходимый материал, без лишней детализации. Во-вторых, он должен быть безукоризненным с научной точки зрения, отражать общепринятые и выверенные истины, а не мнения отдельных ученых или практиков.
Технология работы в парах сменного состава имеет ярко выраженную репродуктивную направленность и потому нуждается в творческо-поисковом проблемном дополнении.
Данная технология развивает коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, развивает речь учеников, обучает навыкам совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимообучение в парах сменного состава как основа для успешного обучения в массовых школах
Выступление на Фестивале деятелей образования 21 августа 2012 года.Система работы учителя математики в интеллектуально слабом классе.Рассказ об этапах вхождения в технологию и первых резул...
Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"
Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...
Методика работы на уроках математики в парах сменного состава
Согласно ФГОС основной целью воспитательно-образовательного процесса в школе является развитие личностных качеств учащихся. Поэтому для полноценного проявления и развития личности ребенка необходимо с...
Технология коллективного взаимообучения: пары сменного состава (статья)
Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигает за ...
Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?
Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....
Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."
Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....
Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)
Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...
Комментарии
КСО