Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
методическая разработка по обж на тему

Ягныш Лариса Викторовна

Normal style='text-align:justify'>

Целевые установки рассматриваемой технологии:

 

  • Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)
  • Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)
  • Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kollektivnogo_sposoba_obucheniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

Пары сменного состава

Теория вопроса

Коллективный способ обучения (КСО) включает в себя все четыре организационные формы. Исходя из этого под коллективным способом обучения понимается такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Работа в парах сменного состава.

Целевые установки рассматриваемой технологии:

  1. Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)
  2. Развитие коммуникативных умений (умений слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировано возражать)
  3. Обучение навыком сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Алгоритм деятельности учителя

  1. вводное слово учителя по теме урока, настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;
  2. выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников. Карточки делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп (от 3 до 5 групп).
  3. организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, прочитывает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Таким образом идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов и его первоначальная карточка вернулась к нему.
  4. работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа – это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане или в тетради, а потом предъявляется на доске всему классу.
  5. обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его. Важно соблюсти последовательность действий, если содержание карточки относится к  поведению в ЧС.
  6. самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске – результат работы малых групп.
  7. взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.
  8. подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся (либо все, либо выборочно).

Алгоритм деятельности учащихся

Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»

  1. запишите в тетрадях дату и тему урока.
  2. получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
  3. выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
  4. выслушайте содержание карточки партнера.
  5. задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
  6. обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
  7. соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
  8. выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
  9. запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
  10. сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).

Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:

  1. качество воспроизведения содержания всех карточек
  2. умение общаться в парах и в малой группе
  3. умение организовать собственную познавательную деятельность

8 класс

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности

Учебник: Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: АСТ, 1999. – 160 с.

Карточка. По возможности укрыться в ближайшем здании, защитном сооружении или лучше всего – в собственной квартире.

  1. В помещении снять верхнюю одежду, поместить ее и обувь в полиэтиленовый пакет или пленку.
  2. Включить телевизор или радиоприемник и быть готовым к приему информации.
  3. Выходить из помещения только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защитить органы дыхания, кожу, надеть плащи, накидки.

Карточка. Провести герметизацию помещения и защиту продуктов.

  1. Заделать все щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия.
  2. Продукты положить в полиэтиленовую пленку.
  3. Сделать запас воды в закрытых сосудах.
  4. Упакованные продукты и воду поместить в холодильник, закрываемые шкафы или кладовки.

Карточка. В течении 10 дней ежедневно принимать по одной таблетке (0,125 г) йодного калия.

  1. Таблетки выдаются лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии.
  2. При отсутствии таблеток использовать 5%-ный раствор йода: 20-25 капель на стакан воды для взрослых, 10-12 капель на 100 г воды для детей от 3 до 14 лет. Детям до 3 лет нанести йодную сетку.
  3. Принимать таблетки или пить раствор йода через каждые 5-7 часов.

Карточка. Защитить органы дыхания.

  1. Надеть маски противогазов, респираторы или многослойные марлевые повязки.
  2. Подручные средства (шарфы, платки, другие тканевые изделия).
  3. Закрыть окна, двери, отключить вентиляцию.

Карточка. Строго соблюдать правила гигиены.

  1. Промывать при приготовлении и приеме пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды.
  2. Соблюдать правила личной гигиены.
  3. Проводить ежедневную влажную уборку помещений в резиновых перчатках.

Рекомендации по использованию технологии КСО:

работа в парах сменного состава.

Дана технология – работа в парах сменного состава – является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов, действий. Законов. Эффективность усвоения достигается за счет того, что ученик выступает в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывает учебный материал. Считается, что ученик. Который преподает, т.е. выступает в роли учителя, сам усваивает до 90% преподаваемого материала. Неоднократное повторение ведет к запоминанию, осознанию и хорошему воспроизведению знаний.

   Как насчитывается семикратное прорабатывание материала? Первый ученик прорабатывает содержание карточки самостоятельно (читает текст); второй раз – пересказывает партнеру; третий раз (перед окончанием обмена карточками-заданиями) – выслушивает одноклассника; четвертый раз прорабатывает содержание карточки в малой группе, готовясь к выступлению перед классом пятый раз – выступая перед классом; шестой раз – работая самостоятельно в тетради; седьмой раз – при взаимоконтроле ил при выполнении домашнего задания.

Такая тщательная работа по организации усвоения знаний накладывает определенные требования к содержанию, которое подлежит усвоению. Во-первых, отбираться должен значимый, жизненно необходимый материал, без лишней детализации. Во-вторых, он должен быть безукоризненным с научной точки зрения, отражать общепринятые и выверенные истины, а не мнения отдельных ученых или практиков.

Технология работы в парах  сменного состава имеет ярко выраженную репродуктивную направленность и потому нуждается в творческо-поисковом проблемном дополнении.

Данная технология развивает коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, развивает речь учеников, обучает навыкам совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимообучение в парах сменного состава как основа для успешного обучения в массовых школах

Выступление на Фестивале деятелей образования 21 августа 2012 года.Система работы учителя  математики в интеллектуально слабом классе.Рассказ об этапах вхождения в технологию и первых  резул...

Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...

Методика работы на уроках математики в парах сменного состава

Согласно ФГОС основной целью воспитательно-образовательного процесса в школе является развитие личностных качеств учащихся. Поэтому для полноценного проявления и развития личности ребенка необходимо с...

Технология коллективного взаимообучения: пары сменного состава (статья)

Работа в парах сменного состава является наиболее эффективной при усвоении знаний, которые сформулированы в виде определенных правил, алгоритмов действий, законов. Эффективность усвоения достигает за ...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...


 

Комментарии

Громакова Людмила Николаевна

Спасибо, Лариса Викторовна, за подробный материал о технологии КСО. Я тоже стала на путь использования этой технологии. И как у каждого учителя практика, у меня есть и свои особенности в ее применении. Ваша статья помогла мне узнать о некоторых новых приемах, которые можно применить во время урока. Творческих вам успехов!