методические разработки по произношению
методическая разработка по теме

Цын Елена Валерьевна

Тема урока: Дифференциация звуков [З], [Ж].

 

Тип урока:  комбинированный с использованием ИКТ.

 

Цели урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [З], [Ж].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_proiznoshenie.doc60 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proiznoshenie.ppt666.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дифференциация звуков [З], [Ж].

Тип урока:  комбинированный с использованием ИКТ.

Цели урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [З], [Ж].

Задачи:

Образовательные:

- добиваться, чтобы каждый ребенок умел различать звуки [З], [Ж].

на слух;

- знал основные отличия в артикуляции этих звуков;

- правильно произносил звуки в одном слове или в рядом стоящих словах и в предложениях.

Коррекционно-развивающие:  

   Учить детей осуществлять поиск и выделение информации путём установления звуков речи на слух, определения логического ударения; осуществлять переход от внешнего контроля к самоконтролю и контролю по способу действия.

Развивать у детей фонематический слух.

Воспитательные:

Формировать навыки речевого общения с использованием вежливой формы обращения к собеседнику.

Оборудование: презентация, ПК, предметные картинки, карточки для индивидуальных ответов, зеркало (у каждого ученика)

Ход урока:

1. Организационный момент

«Звуки слушать внимательно,

Произносить старательно,

Говорить спокойно, внятно

Чтобы всем было понятно.

                                            Наберитесь вы терпения

      Сейчас урок произношения».

2. Актуализация знаний

1. Артикуляционная гимнастика

– Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.

(слайд 1)

   - «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.

(слайд 2)

   - «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.

(слайд 3)

  - «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу ( как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.

(слайд 4)

    - «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

2. Закрепление правильной артикуляции звуков [з], [ж]

  Теперь наши губы готовы к произношению звуков. Ведь сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки и их различать. Догадайтесь и назовите эти звуки.

– Сейчас мы поиграем в игру «Комарики и жуки». Я каждому раздам по сигнальной карточке. Вы должны определить, какой звук загадан, З или Ж и догадаться, кем вы будете, комариком или жуком.

– Полетели комарики, позвенели («ззззз»).
– Полетели жуки, пожужжали («жжжжж»).

Показать картинки с изображением  жука и комара и повторить, что губы при [з], - в улыбке, при [ж] – округленны; язык при [з] – за нижними зубами, при [ж] – за верхними зубами.

3. Постановка темы и цели урока

– Итак, цель работы на уроке – учится правильно произносить и различать звуки [з], [ж].

.

4. Повторение характеристики звуков [з], [ж]

– Дадим характеристику звуку [з].

– Проверьте, звук [з] – гласный или согласный?

С ветром комары летят. Очень весело звенят. Струйку сильную мы пускаем.  Холодок мы ощущаем.  Звук согласный, твёрдый,  мягкий. Колокольчик звенит. Весело звук З свистит.

– Проверьте, звук [ж] – гласный или согласный?

Дети удивляются,  губы округляются.

Зубки приоткрыты. Чаю, вы хотите?

Чашку с чаем поднимаем, язычок мы к носу тянем,.

Дуем плавно, широко, получается легко.

Тёплой струйкой в середине, воздух дружно выдыхаем,

Мы в жуков играем. Звук согласный, только твёрдый.

Колокольчик звенит, весело звук Ж шипит.

- Сравните характеристики звуков.

Характеристика звуков [з], [ж] : согласные, твердые, звонкие, обозначаем синим квадратом.

3. Работа по теме урока

1. Дифференциация звуков [з], [ж]

– Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Каждый из вас получил карточки с изображением буквы З, Ж. Когда я буду произносить  звук [з] – надо поднять карточку с буквой З. . Когда я буду произносить  звук [ж] – надо поднять карточку с буквой Ж.

2. Чистоговорка

за, за, за — вот идет коза

жа, жа, жа — мы видели ежа

зу, зу, зу — мы ведем козу

жу, жу, жу — на лужок хожу

зы, зы, зы — новые тазы

жи, жи, жи — у меня ножи.

 

 3. Определение позиции звуков [з], [ж] в словах (работа с картинками)

(слайд 5)  

Игра «Угадай, какой мой звук и где же я стою»

 - Посмотри на картинку и назови, что изображено. Какой звук мы слышим?  Где в слове находится звук (в начале, в середине или в конце).

4.Физкультминутка:

                                        Упражнения для тела:

  • наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
  • помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
  • топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

 5. Составление словосочетаний

(слайд 6)

- подберите прилагательные к словам  и составьте словосочетание.

         - железный замок

         - желтый зонт

         - зеленый жук

         - желтый фазан

         - зеленый огурец

        - желтый цыпленок

        - зеленый лист

4. Закрепление полученных знаний

(слайд 7)

1. Чтение стихов

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

 Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

Неуклюжий медвежонок 
Ежедневно ужин ждет, 
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.

Жарко жабе лежать в луже.
Жаба ждет дождя и тужит:
- Ох! Ужасная жара!
Лить дождю уже пора!

2. Вписываем на место точек согласные буквы З или Ж

(слайд 8)

Та...., ...ираф,  гла..., ..амок, но.., ..ивотное, моро..,  при.., ко..а, ..ир, карапу.., расска.., бере..ка, ..елезо, лы..и, ни..,  гру.., ..онт, оде..да, медве..ата, но..ницы.

5. Итог урока

- Что сегодня нового узнали на уроке? Чему научились?

- Какое задание понравилось больше всего?

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....

Методическое пособие по устранению дефектов произношения (полный комплекс постановки звуков)

Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой: -овладение речевой деятельностью в разных её видах; -развитие звукового анализа слов...

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Формирование произношения.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени....

Презентация к методической разработке "Вечер произношения - звук "С""

Закрепление звука "С" в различных позициях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления....

ЗНАЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ. Методическое пособие.

Методическое пособие предназначено для учителей-дефектологов. В нем предлагаюся различные подходы и решения этих задач....

Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...

Методическая разработка (презентация) к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. Правописание и произношение. 5 класс"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Звуки и буквы. правописание и произношение" разработана для учащихся 5 класса. Содержит краткие сведения по понятиям фонетика, орфоэпия и практич...