Коммуникативная технология обучения русскому языку
статья на тему

Бринева И.В. Коммуникативная технология обучения русскому языку [Текст] // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tebenikhina_svetlana_viktorovna.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Бринева Ирина Владимировна

МБОУ СОШ №20, Россия, г. Ленинск-Кузнецкий

Коммуникативная технология обучения русскому языку

В современном обществе каждый обучающийся должен владеть всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, т.е. учащийся должен уметь не только грамотно писать, но и говорить.  

Коммуникативное обучение  - это «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге. 

Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.

Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках русского языка  заключаются в том, чтобы:

·  сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

·  сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

·  развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

·  обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

·  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

·       ученик спрашивает,

·       подтверждает мысль,

·       побуждает к действию собеседника с помощью вопросов.

Самыми  важными единицами организации   процесса обучения с использованием коммуникативной технологии являются коммуникативная ситуация  и  анализ  текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.  Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности.

 В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:

·       отбираются речевые конструкции, необходимые  для общения,

·       используются  различные   модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).

  Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

·       побуждать к общению,

·       приносить  радость сотворчества,

·       сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

 Коммуникативные технологии активно способствует социализации личности, позволяют обучать школьников  языку  как средству общения,  познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Таким образом, использование данной технологии  позволяет   гармонично развивать все коммуникативные навыки, расширять словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Коммуникативная технология обучения иностранному языку

Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме«Средства массовой информации»   Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранном...

Коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе: формы и методы работы на уроке

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации,...

Коммуникативная направленность обучения русскому языку

       Коммуникативная направленность обучения русскому языку продиктована в условиях многонациональной России общественной потребностью в общении на русском язык...

семинар "Коммуникативные технологии обучения татарскому языку как неродному».

По итогам семинара определили УМК «Татарча да яхшы бел» как эффективное средство обучения татарскому языку русскоязычных детей....

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...