Коммуникативная направленность обучения русскому языку
статья по русскому языку на тему

Галимзянова Раушания Сайфулловна

 

         Коммуникативная направленность обучения русскому языку продиктована в условиях многонациональной России общественной потребностью в общении на русском языке. Сегодня каждый выпускник школы в любых ситуациях должен уметь изъясняться по-русски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Коммуникативная направленность обучения русскому языку

   Коммуникативная направленность обучения русскому языку продиктована в условиях многонациональной России общественной потребностью в общении на русском языке. Сегодня каждый выпускник школы в любых ситуациях должен уметь изъясняться по-русски.

   Общение – это сложное, многоуровневое понятие философского, социального и психологического плана. В философском энциклопедическом словаре объясняется, что под общением понимают «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».

   Коммуникативный аспект общения (установление контактов между людьми) является ведущим и практически невозможен без речевого общения. Сущность языка как общественного явления выражается именно в его коммуникативной функции.

   Речевое общение осуществляется в различных видах речевой деятельности. Выбор формы речи зависит от типа общения и позиции в нем его участников.

   Прямое, или контактное общение осуществляется на основе устной речи. Устная речь может протекать в форме диалога или в более сложной форме монологической речи. Сфера устноязычного общения становится все более широкой. Это и производственная  деятельность, и сфера управления, образования, науки и искусства, сфера массовой информации, социально – бытовая  сфера межличностного, повседневного, в том числе и семейного общения. В устном общении все большую роль приобретает доказательный, убеждающий тип речи, аргументация собственной точки зрения на проблему.

   Общение опосредованное, отдаленное во времени и пространстве, связано с письменной формой речи. Эта форма общения чрезвычайно важна в формировании человека. Она дает возможность приобщаться к миру познания, науки, искусства, литературы, через периодическую печать – к сфере общественно – политической жизни. Оно обогащает всю систему отношений личности с миром, разрывает рамки непосредственного окружения человека, делает его причастным к событиям разных эпох, к судьбе разных поколений.

   В общении человек выступает в роли активного производителя речевых произведений  и воспринимающего речь. Таким образом, общение осуществляется  с помощью той или иной формы речи, или речевой деятельности, того или иного речевого умения.

  В коммуникативно  направленном обучении должны использоваться проблемные темы и проблемные задания   с помощью игр, ситуаций, речевых импульсов, представляющие широкие возможности  для  «выхода» в продуктивную речь.

  Я на уроках применяю такие виды заданий, выполнение которых может способствовать формированию речевых умений и навыков у учащихся.  

   Уроки стараюсь строить так, чтобы в нем было интересно участвовать, а вопросы – чтобы у учащихся обязательно появилось желание высказаться.

   На уроке, где говорили о пейзажистах, предложила такую ситуацию: «В нашу деревню приехал художник – пейзажист. Какое место вы бы показали гостю? Почему? » В таких случаях дети оживляются, свободно делятся своими вариантами.

  Привожу примеры  диалогов, составленных на основе впечатления, полученного при рассматривании картины художника Ф. Решетникова  «Опять двойка».

    1.Беседа между учащимися.

   -Рустам, как ты думаешь, кто нарисован на этой картине?

   -Я думаю, Ф. Решетников изобразил здесь семью: мать и ее детей. Дочь, учится, наверное, в седьмом классе. Старший сын – в пятом классе, а младший сын ещё не учится, он дошкольник, ему только пять лет. А как ты думаешь, Алмаз?

   - Я тоже так думаю. Но почему они все смотрят на школьника? Чувствуется, они чем – то расстроены. Не весело и самому школьнику.

   - Мальчик не очень любит, наверное, готовить домашние задания. Сразу после уроков идет на каток. Видишь, коньки лежат в портфеле. Поэтому ему на уроках ставят плохие оценки. И сегодня он получил двойку.

   - А, может, ещё в дневнике замечание сделали? Поэтому все расстроены, особенно мать.

   - Мальчику самому, конечно, стыдно.

   2. Разговор между старшей сестрой и братом – школьником.

   -Неужели тебе не жалко маму? Смотри, как она расстроилась. Почему ты получил двойку?

   -Я вчера не выполнил домашнее задание по математике.

   - А почему не выполнил?

   - Я не понимаю правила.

   - Когда не понимаешь, обращайся ко мне, я тебе постараюсь объяснить. Ты не понимаешь правило, потому что не стараешься. После уроков бежишь на каток, домой приходишь уже усталый. Пока не исправишь двойки, не ходи на каток.

   - Но наш класс готовится к соревнованиям. Мы будем играть в хоккей ребятами из Такталачукской школы.

   - Сначала надо наладить учебу, а потом – играть.

   Наиболее эффективными формами коммуникативного обучения языку являются коллективные формы. Здесь личность предстает как партнер по общей деятельности, как носитель той или иной социальной роли.

   Игра способствует созданию на уроке непринужденной атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, упрочивает позиции педагогики сотрудничества, активизирует различные виды речевого общения.

   С этой целью на уроках русского языка практикую такие деловые игры: «Продавец», «Стоматолог», «Учитель», «Доярка», «Журналист». Пока я работаю с самыми слабыми над диалогом, ребята как «продавец», «учитель», «стоматолог», «доярка», «журналист» входят в разные речевые контакты друг с другом в зависимости от профессии. «Доярка» бывает у «стоматолога» на приеме, «журналист» приходит в школу и т.д. В процессе диалога учащиеся исправляют друг у друга речевые ошибки.

   Активная позиция учащихся в коллективных формах обучения речевой деятельности способствует развитию мышления и речи учащихся,  развивает умение общаться с людьми, совместно решать проблемы и коммуникативные задачи, учит анализировать результаты своей и коллективной деятельности, оценивать свое поведение с точки зрения коллективного мнения. У учащихся появляется мотив к саморазвитию и самосовершенствованию.  Мысль и слово,  дело и слово, воздействие на товарища словом выступают здесь в единстве, что создает дополнительные мотивы к изучению русского языка в самых важных его функциях: как средства формирования и формулирования мысли, как средства обмена мыслями и чувствами, то есть  как средства общения и познания, как средства организации совместной учебной деятельности учащихся.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

Коммуникативная технология обучения русскому языку

Бринева И.В. Коммуникативная технология обучения русскому языку [Текст] // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам Международной...

Коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе: формы и методы работы на уроке

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации,...

Статья по теме: Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе

Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе...

Коммуникативная игра как средство, обеспечивающее практическую направленность обучения иностранному языку.

Как известно, лучший путь для овладения языками – это общение. Ведущей технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения. Одним из средств решения задачи обучения общени...

Принцип коммуникативной направленности обучения бурятскому языку как второму

Принцип коммуникативной направленности обучения бурятскому языку как второму...