Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
статья по теме
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
Антонова Татьяна Викторовна, учитель математики МОУ «Инсарская СОШ № 1»
Отличительные черты одарённых детей:
- Одаренные дети чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
- Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
- Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
- Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- Обладают отличным чувством юмора.
10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Каждый человек является творцом себя и мира. Мы сами создаем свой внутренний мир, развиваем свой творческий потенциал. Творя себя, мы способны создавать свой внешний мир, который будет совершенствоваться вместе с нами. Креативность – это способность к нестандартному, конструктивному мышлению. Она позволяет нам творчески подходить к решению жизненных проблем.
Для нас, учителей предметников ШМО математики, информатики МОУ «Инсарская СОШ № 1» важны следующие виды одарённости:
- общая интеллектуальная (учащиеся легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию);
- академическая одарённость (проявляется в успешном обучении), которая включает в себя математическую одарённость – способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность мыслить математическими символами;
Установлены три типа одарённых детей:
- Учащиеся с признаками специальной одарённости.
- Учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития.
- Потенциальная одарённость (неявная, способная развиваться).
Работа с одаренными детьми
Психолого-педагогическая компетентность учителя, проявляющаяся в индивидуально-личностном отношении к ученику, и своевременная диагностика психолога позволяет «открыть» талантливых детей, правильно их «прочесть» и организовать взаимодействие с ними. Определение явно или потенциально одаренных детей и создание специальных педагогических технологий способствуют развитию успешного отношения к учебе, к себе самому и к окружающим.
Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.
В школьном возрасте процент таких детей достаточно мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.
«Талант себя проявит…» - за этой фразой скрывается нежелание педагогов тратить время на занятия с одаренными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одаренные дети стали известнейшими учеными, двигателями развития общества.
Наблюдения свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, которые приносят школе много сложностей.
Можно определить три компонента таких «хлопот»:
- отсутствие у педагогов знаний особенности проявления детской одаренности, видовых разнообразий;
- функционально-целевая направленность школ в смысле развития интеллекта ученика;
- уровень желаний ученика превосходит уровень знаний учителя.
Проблема личности в социальном воспитании состоит из нескольких вопросов.
Один из них касается индивидуальных отличий, которые свойственны каждому ученику.
Внимание к индивидуальным особенностям каждого ученика должно стать обязательным атрибутом труда педагога.
Одарённые ученики требуют талантливого учителя.
Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися, должны
- иметь хорошие теоретические познания, уметь обучать профессионально практическим навыкам,
- возбуждать интерес к предметам,
- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,
- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний,
- иметь живой и активный характер,
- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму),
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование,
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,
- иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Следует выделить список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми:
- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- умение модифицировать учебные программы;
- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;
- умение работать по специальному учебному плану;
- умение консультировать учащихся.
У одарённых учащихся возможны частые проблемы, состояние дискомфорта из-за их неординарности и непохожести на сверстников. Здесь на помощь приходит чётко организованная помощь социально-психологической службы, система тренинговых занятий.
Те, кто одарён аналитически, видят глубину проблемы, понимают её суть. Практически одарённые люди могут легко выходить из сложных ситуаций, возникающих в реальной жизни.
По мере проведения уроков учитель начинает замечать способных именно по его предмету учеников и даже особенных. Вот сейчас главное не пропустить ни одного, давая им выполнить интересные задания, проблемы, высказывать свою точку зрения, искать ответы в дополнительной литературе самостоятельно. Будет видно, кому это интересно, кто желает также работать и дальше. Это может быть несколько учеников. Каждый учитель предметник ШМО МОУ «Инсарская СОШ № 1» старается обязательно побеседовать с каждым учеником прекрасно решающем примеры и задачи, у которого прекрасно развита логика, и, прежде всего, обращают внимание на интеллект ребят.
Наши учителя предметники стараются применить основные рекомендации по работе с одаренными детьми:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Внимание и терпимость со стороны педагогов особенно важны, так как у многих из одарённых детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.
Серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных решений, которыми ребёнок будет руководствоваться в жизни. Это способствует закреплению тех или иных познавательных или каких-либо других интересов у ребёнка по предмету.
Наверное, почти каждый из нас, во всяком случае, большинство учителей, сталкивается с проблемой подготовки учащихся к олимпиадам. Если сравнивать уровень требований, предъявляемых к учащимся, то мы увидим, что с каждым годом он всё возрастает. Очень трудно дать какие-либо универсальные советы, как и к чему готовить учащихся. Но одно совершенно ясно, что использование только учебного материала недостаточно.
Сегодня перед учителем математики стоит ряд неразрывно связанных задач:
- Стимулировать у учащихся интерес к предмету и выделить наиболее способных ребят;
- Максимально активизировать уже проявленные способности учеников и их познавательный интерес;
- Направлять процесс развития способностей учащихся
Уже давно доказали свою эффективность и завоевали широкую популярность в решении этих задач такие формы с одарёнными детьми как олимпиады по физике, математике и научно-практические конференции. Олимпиады по этим предметам, безусловно, помогают решению всех вышеперечисленных задач.
Но добиться победы в олимпиадах различного уровня удаётся лишь тем, кто наряду с хорошим уровнем знаний обладает ещё и высокой психологической устойчивостью, позволяющей успешно реализовывать весь накопленный потенциал. Наряду с олимпиадами, надо искать и другие пути работы с одарёнными детьми.
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, игрового характера. Особенно большую роль играют недели физики и математике, включающие различные формы работы: вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети смогут раскрыть свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально пассивным он не может.
Комплексно-целевая программа
«Одарённые дети»
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
- создание системы работы с детьми;
- осуществление социальной защиты одаренных детей;
- развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных;
- создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Требования к школе:
- школа должна давать современное образование;
- это школа, где учат по всем предметам, а по окончании школы дети легко поступают в ВУЗы России;
- в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
- родителям нравится новаторство в школе, они с удовольствием откликаются на эксперименты;
- дети должны учиться в красивой, уютной школе;
- в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но в системе дополнительного образования.
Кадровое обеспечение
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
- профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится;
- профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
- формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.
Модель одаренного ребенка
- личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Этапы выявления «Одаренных детей»
Признаки, отличающие одаренных учеников
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Основные направления работы
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
- Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
- Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
- Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
- Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
- Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время...
Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-535776-1639889493.jpg)
«Современные подходы в работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»
У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном.В.Сухомлинский...
Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142157-1557197048.jpg)
План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку
План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689919-1445019324.jpg)
Работа с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В работе рассматриваются теоретические аспекты одаренности,а так же вопросы личного опыта по работе с одаренными...