Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время
статья по теме

Антонова Татьяна Викторовна

Описание работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Антонова Татьяна Викторовна, учитель математики МОУ «Инсарская СОШ № 1»

Отличительные черты одарённых детей:

  1. Одаренные дети чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
  4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
  5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.
  7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.
  8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  9. Обладают отличным чувством юмора.

10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

        Каждый человек является творцом себя и мира. Мы сами создаем свой внутренний мир, развиваем свой творческий потенциал. Творя себя, мы способны создавать свой внешний мир, который будет совершенствоваться вместе с нами. Креативность – это способность к нестандартному, конструктивному мышлению. Она позволяет нам творчески подходить к решению жизненных проблем.

Для нас, учителей предметников ШМО математики, информатики МОУ «Инсарская СОШ № 1» важны следующие виды одарённости:

  • общая интеллектуальная (учащиеся легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию);
  • академическая одарённость (проявляется в успешном обучении), которая включает в себя математическую одарённость – способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность мыслить математическими символами;

Установлены три типа одарённых детей:

  1. Учащиеся с признаками специальной одарённости.
  2. Учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития.
  3. Потенциальная одарённость (неявная, способная развиваться).

Работа с одаренными детьми

Психолого-педагогическая компетентность учителя, проявляющаяся в индивидуально-личностном отношении к ученику, и своевременная диагностика психолога позволяет «открыть» талантливых детей, правильно их «прочесть» и организовать взаимодействие с ними. Определение явно или потенциально одаренных детей и создание специальных педагогических технологий способствуют развитию успешного отношения к учебе, к себе самому и к окружающим.

Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одаренных детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом.

        В школьном возрасте процент таких детей достаточно мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, - несформированная личность, будущее которого неопределенно, и способности должны открыться.

«Талант себя проявит…» - за этой фразой скрывается нежелание педагогов тратить время на занятия с одаренными детьми. Но талант необходимо развивать, чтобы одаренные дети стали известнейшими учеными, двигателями развития общества.

        Наблюдения свидетельствуют, что достаточно сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, которые приносят школе много сложностей.

        Можно определить три компонента таких «хлопот»:

  • отсутствие у педагогов знаний особенности проявления детской одаренности, видовых разнообразий;
  • функционально-целевая направленность школ в смысле развития интеллекта ученика;
  • уровень желаний ученика превосходит уровень знаний учителя.

        Проблема личности в социальном воспитании состоит из нескольких вопросов.

        Один из них касается индивидуальных отличий, которые свойственны каждому ученику.

Внимание к индивидуальным особенностям каждого ученика должно стать обязательным атрибутом труда педагога.

Одарённые ученики требуют талантливого учителя.

Доказано, что учителя, работающие с одарёнными учащимися, должны

- иметь хорошие теоретические познания, уметь обучать профессионально практическим навыкам,

- возбуждать интерес к предметам,

- иметь творческое даже нетрадиционное личное мировоззрение,

- обладать хорошим здоровьем и жизненной стойкостью,

- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний,

- иметь живой и активный характер,

- иметь чувство юмора (но без склонности к сарказму),

- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование,

- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы,

- иметь высокий уровень интеллектуального развития.

Следует выделить список профессиональных умений учителя, работающего с одаренными детьми:

- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

- умение модифицировать учебные программы;

- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;

- умение работать по специальному учебному плану;

- умение консультировать учащихся.

У одарённых учащихся возможны частые проблемы, состояние дискомфорта из-за их неординарности и непохожести на сверстников. Здесь на помощь приходит чётко организованная помощь социально-психологической службы, система тренинговых занятий.

Те, кто одарён аналитически, видят глубину проблемы, понимают её суть. Практически одарённые люди могут легко выходить из сложных ситуаций, возникающих в реальной жизни.

По мере проведения уроков учитель начинает замечать способных именно по его предмету учеников и даже особенных. Вот сейчас главное не пропустить ни одного, давая им выполнить интересные задания, проблемы, высказывать свою точку зрения, искать ответы в дополнительной литературе самостоятельно. Будет видно, кому это интересно, кто желает также работать и дальше. Это может быть несколько учеников. Каждый учитель предметник ШМО МОУ «Инсарская СОШ № 1» старается обязательно побеседовать с каждым учеником прекрасно решающем примеры и задачи, у которого прекрасно развита логика, и, прежде всего, обращают внимание на интеллект ребят.

Наши учителя предметники стараются применить основные рекомендации по работе с одаренными детьми:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Внимание и терпимость со стороны педагогов особенно важны, так как у многих из одарённых детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.

Серьёзное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребёнка играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных решений, которыми ребёнок будет руководствоваться в жизни. Это способствует закреплению тех или иных познавательных или каких-либо других интересов у ребёнка по предмету.

Наверное, почти каждый из нас, во всяком случае, большинство учителей, сталкивается с проблемой подготовки учащихся к олимпиадам. Если сравнивать уровень требований, предъявляемых к учащимся, то мы увидим, что с каждым годом он всё возрастает. Очень трудно дать какие-либо универсальные советы, как и к чему готовить учащихся. Но одно совершенно ясно, что использование только учебного материала недостаточно.

Сегодня перед учителем математики стоит ряд неразрывно связанных задач:

  • Стимулировать у учащихся интерес к предмету и выделить наиболее способных ребят;
  • Максимально активизировать уже проявленные способности учеников и их познавательный интерес;
  • Направлять процесс развития способностей учащихся

Уже давно доказали свою эффективность и завоевали широкую популярность в решении этих задач такие формы с одарёнными детьми как олимпиады по физике, математике и научно-практические конференции. Олимпиады по этим предметам, безусловно, помогают решению всех вышеперечисленных задач.

Но добиться победы в олимпиадах различного уровня удаётся лишь тем, кто наряду с хорошим уровнем знаний обладает ещё и высокой психологической устойчивостью, позволяющей успешно реализовывать весь накопленный потенциал. Наряду с олимпиадами, надо искать и другие пути работы с одарёнными детьми.

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, игрового характера. Особенно большую роль играют недели физики и математике, включающие различные формы работы: вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети смогут  раскрыть свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и  интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально пассивным он не может.

Комплексно-целевая программа

«Одарённые дети»

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

  •  создание системы работы с детьми;
  •  осуществление социальной защиты одаренных детей;
  •  развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей;
  •  подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
  •  научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных;
  •  создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Требования к школе:

  • школа должна давать современное образование;
  • это школа, где учат по всем предметам, а по окончании школы дети легко поступают в ВУЗы России;
  • в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
  • родителям нравится новаторство в школе, они с удовольствием откликаются на эксперименты;
  • дети должны учиться в красивой, уютной школе;
  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но в системе дополнительного образования.

Кадровое обеспечение

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
  • профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится;
  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
  • формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;
  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

Модель одаренного ребенка

  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Этапы выявления «Одаренных детей»

Признаки, отличающие одаренных учеников

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

  • как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
  • настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
  • благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
  • умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
  • некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Формы выявления одаренных детей:

- наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Основные направления работы

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

  • Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
  • Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
  • Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
  • Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
  • Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

«Современные подходы в работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»

У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном.В.Сухомлинский...

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...

Работа с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В работе рассматриваются теоретические аспекты одаренности,а так же вопросы личного опыта по работе с одаренными...