«Современные подходы в работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»
статья по русскому языку на тему

Прилепина Ирина Александровна

У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.

 Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели

 добром и веселым звоном.

В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

«Современные подходы в работе с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»

Прилепина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

          МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»

У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.

 Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели

 добром и веселым звоном.

В.Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам поиграть в игру «Доскажи словечко» ( стихотворение Валентина Берестова).

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

         Шестые классы. Токмаков

         И тут спросил учеников:

        «Ну, кто умеет рисовать?»

         Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

           А ведь, ребята, в самом деле

           Когда-то рисовать умели,

           И солнце на листах смеялось.

           Куда всё это подевалось?

  Над какой проблемой мы будем сегодня работать?

Очень часто на уроках мы видим учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, поскольку, по словам Василия Александровича Сухомлинского, «у каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели  добром и веселым звоном».

Именно поэтому  поиск эффективных технологий, методических подходов, приемов стал для меня одной из важных задач  в работе  с одаренными детьми.

Как увидеть одаренного ребенка, какие  создать условия для его успешного развития?  Эти вопросы задает себе, наверное, каждый учитель.  Подходов, методов, приемов по выявлению и развитию  одаренности мы знаем множество.  Сегодня  мне хотелось бы представить  вашему вниманию наиболее важные и эффективные.  

Первое с чего мы начнем нашу работу  - попробуем вместе нарисовать словесный портрет одаренного ребенка. (работа с аудиторией, участники называют характерные признаки одаренных детей).

  Итак, одаренный ребенок - любознательный, настойчивый в поиске ответов, часто задает глубокие вопросы, склонен к размышлениям, отличается хорошей памятью и т.д.

Этого конечно не достаточно для успешной работы с одаренным ребенком. Учителю необходимо  владеть  диагностическим инструментарием.  В своей работе я использую опросник креативности Дж. Рензулли,  анкетирование Говарда Гарднера   Уважаемые коллеги,  я предлагаю вам в течение 2 минут  ответить на вопросы анкеты  на выявление типа интеллекта  согласно теории Говарда Гарднера  (Приложение 1)  . (практическая работа).

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты.  Выявили типы интеллекта. Учащиеся с лингвистическим интеллектом в дальнейшем могут себя проявить в олимпиадах, конкурсах, исследовании по русскому языку и литературе. Определив таких ребят, в целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся      применяю четыре основных подхода к  содержанию учебных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

       Ускорение (вертикальное – более быстрое  продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета, горизонтальное – направлено на расширение изучаемой области). У детей развивается мышление и креативность, он учится работать самостоятельно. Через что это осуществляется? Психологические тренинги, загадки, рифмовки, интеллектуальные разминки, творческие задания. Например, можно ли из мухи сделать слона? Можно, если расположить слова, данные на слайде, в определенном порядке. Порядок такой: последующее слово должно отличаться от предыдущего только одной буквой. Последовательность букв может сохраняться, а может и меняться. Начните с мухи и закончите слоном.

Слова для справки: муха, срок, тура, стон, кара, мура, корм, урок, кора, сток, тара, слон.

Ответ: муха-мура-тура-тара-кара-кора-корм-урок-срок-сток-стон-слон

       Углубление  происходит через индивидуальные образовательные маршруты и траектории, внеклассную предметную деятельность  и внеклассные мероприятия. (Показываю индивидуальный маршрутный лист Кукаевой Е.)

       Обогащение через развивающие системы обучения, самообучение, через  расширенный инструментарий добывания  информации: компьютерные сети, энциклопедии, словари, участие в интеллектуальных играх: «Русский Медвежонок», «Инфознайка» и Всероссийских дистанционных викторинах и конкурсах.: Интеллект-экспресс, Познание и творчество, Рыжий кот, Олимпус и многие другие.

Конечно, в настоящее время дистанционных олимпиад много, но важно, чтобы задания соответствовали уровню Всероссийских предметных олимпиад, поэтому  я определила для себя следующие  сайты:

-surok-oren.ru;

сайт олимпиады школьников «Ломоносов»;

-росолимп;

-Онлайн-олимпиада Фоксфорда;

-Всероссийская олимпиада «Рыжий кот» по русскому языку и литературе 5-11 классы.

Например, наибольшую трудность  у учащихся вызывают задания  по словообразованию, истории языка .  Эти темы мы отрабатываем, решая   олимпиаду «Рыжий кот»: Как древнерусское слово истъба «превратилось» в современную избу? Составьте цепочку «превращений». С каким явлением истории русского языка связано это превращение? Приведите подобный пример с другим словом.

Составьте словообразовательное гнездо от слова тьма (включите в гнездо не менее 10 слов и укажите способы словообразования).

       Проблематизация создаётся путём применения  ведущих и основных методов творческого характера: проблемных, поисковых, эвристических, исследовательских, проектных - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Например, проведем мозговой штурм. Перед вами предложения, найдите правильный вариант:

Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

На каком этапе можно провести данный вид работы?

Также экране видите технологии , которые   помогают  мне  эффективно организовать образовательный процесс с одаренными детьми:

  • технология проблемно-диалогового обучения;
  • технология развития критического мышления ;
  • кейс-технология ;
  • дифференцированного обучения

Если говорить о деятельности классного руководителя, то работу  по выявлению одаренности следует вести с 1 класса. Так как оценки в первом классе не выставляются, то достижения каждого ребенка в различных видах деятельности следует заносить в папку «Достижения  класса». (Показать папку, как это было сделано у Е.В.Морозовой). Здесь можно увидеть рост детей по каждому предмету в различных видах деятельности.  Также все достижения детей в любой деятельности отражаются в портфолио учащихся. У каждого ученика в классе есть портфолио, по которому можно проследить рост учебной и внеучебной деятельности любого учащегося.

     В своей работе классного руководителя применяю такие, на мой взгляд, эффективные формы работы:

-тематические классные часы :дискуссии по нравственной тематике  , классные часы ,которые заставляют детей нестандартно думать, например: «В мире интересного», «Наше творчество», «Отчего и почему?», «Что, где, когда?», «Любимые книги»;

-конкурс на лучший дневник, лучшее звено, конкурс читателей «Книга для всех и на все времена», 

-творческие конкурсы «Авторское произведение»,

-продвижение в СМИ (газета «Гимназист»).

Считаю, что все  вышеперечисленные  формы ,методы  способствуют развитию одаренности.

Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды: мои ученики  являются победителями и призерами муниципальных, региональных олимпиад,  всероссийских конкурсов, успешно учатся в престижных  вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы… Результаты моей  работы как учителя-предметника за последние три года вы видите на слайде.

Спасибо за работу. Удачи! Добра! Побольше одарённых детей! И пусть напутствием в работе станет прекрасное стихотворение Ф.Тютчева.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

                           Но мы обязаны мечтать

                           О дивном времени, о веке,

                           Когда цветком прекрасным стать

                           Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

                          Чтоб верный путь им указать,

                          Помочь в толпе не раствориться…

                          Нам не дано предугадать,

                          Но мы обязаны стремиться!

                                                                         

  Приложение 1

Анкета

для выявления  типа интеллекта
(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях  я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты. Обведите номера утверждений, которые вам соответствуют, в бланке ответов в соответствующей строке таблицы. Подсчитайте количество обведенных в строке цифр и вы узнаете, в какой степени у вас представлен тот или иной тип интеллекта. Характеристику каждого типа посмотрите в таблице ниже.

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

Математико-логический

6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

Музыкальный

4, 10, 17, 27

Межличностный

3, 8, 13, 23

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

Кинестетический

1, 14, 21, 25

Различные типы интеллекта

Типы интеллекта

Краткая характеристика типов

Рекомендуемые виды
деятельности, упражнения

1

2

3

Лингвистический

Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова»

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. «Карты памяти» и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, «дорисовки», незаконченные предложения и др.

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков  в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма

Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей

Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Описание работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку

План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...

Работа с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В работе рассматриваются теоретические аспекты одаренности,а так же вопросы личного опыта по работе с одаренными...