Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Определить стратегию педагогического взаимодействия с одарёнными школьниками и учащимися, имеющими высокую образовательную потребность, и отобрать эффективные методы и приёмы работы с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodseminar.rar2.13 МБ

Подписи к слайдам:











Принцип дифференциации в процессе обучения русскому языку как основа интеллектуального и творческого развития учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей.










Гузанова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ в пос. Усть-Омчуг»

Магаданской области

Проблемы обучения русскому языку

Падение интереса учащихся к русскому языку на новой ступени обучения,

снижение грамотности,

снижение уверенности ученика в себе,

сохранение и развитие способностей, одарённости, уровня познавательной активности и мотивации к обучению у школьников.

Пути изменения ситуации

Организация учебной среды урока, которая бы позволяла включиться в процесс усвоения знаний учащимся различных категорий.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности по предмету в единый процесс раскрытия творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Работа с родителями детей с высокой познавательной активностью и одарённых школьников.

Принцип реализации предлагаемых путей

Дифференцированный подход на уроках русского языка, во внеурочной работе – один из способов развития творческих способностей учащихся, активизации познавательной деятельности.

Реализация принципа дифференциации

Цель:

привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьников, переходу их из одной группы в другую.

Использование

различных форм работы:

коллективной ,

групповой,

индивидуальной


Актуальность опыта

Учёт потребностей учащихся различных категорий, в том числе в с высокой познавательной активностью.

Система работы с детьми, имеющими высокую познавательную активность, построенная на основе дифференцированного подхода, - один из путей достижения успеха учащимися.

Цель опыта

Разработка и апробация системы заданий, направленных на создание развивающей образовательной среды в учебной и внеучебной деятельности по русскому языку

Задачи

Задачи

развивающие:

Развивать познавательный и научный интерес учащихся через подбор индивидуальных диффференцированных заданий

Развивать креативное мышление детей

Развивать логическое мышление

Развивать коммуникативные компетентности

обучающие:

Научить школьников работе с различными видами текста

Сформировать умения и навыки работы с использованием различных приёмов анализа лингвистического материала




Воспитательные

Воспитывать у детей способность к правильной самооценке

Содержание опыта

Диагностирование учащихся по уровню развития познавательной активности,




отбор дифференцированных заданий для уроков русского языка по различным темам,




отбор форм, методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества,




создание индивидуальных программ для учащихся с высокой познавательной активностью и одарённых детей.

Теоретическая основа опыта

Модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации (Н.П.Гузик)

Идеи технологии индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)




Уроки общего разбора темы;

комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

уроки обобщения и систематизации знаний;

уроки-практикумы.

Сущность опыта

Реализация идеи дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает условия для развития способностей учащихся.

Новизна

Оптимальное сочетание заданий и приёмов работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.

Трудоёмкость опыта




Требуется значительное время для подготовки к каждому уроку;

отбор материала для дифференцированных заданий учитель подбирает индивидуально для каждого ребёнка с высокой познавательной активностью (одарённого ученика);

одарённые дети часто перегружены учебной и внеклассной деятельностью.




Описание результатов опыта

- Повышается самооценка одарённого ребёнка или ученика с высокой познавательной активностью;

-повышается роль образования в глазах других учащихся;

- развиваются познавательные процессы: творческое мышление, интеллектуальная инициатива, формируются ведущие компетентности учащихся.

Широта опыта

Проблемная ситуация :

обучение одарённых детей и детей с высокой познавательной активностью в общеобразовательном классе, в среде сверстников с низкой мотивацией к обучению.

Решение проблемной ситуации

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков




Отслеживание результатов обучения, фиксация полученных данных.




Применение разноуровневых заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учётом результатов диагностики.




Систематическая работа с разноуровневыми учебными материалами всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложного.




Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся.

Реализация принципа дифференциации

Первая группа : дети обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности.




Вторая группа: дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением.




Третья группа - ученики с замедленной реакцией.

Реализация принципа дифференциации

Уроки общего разбора темы (вводные),




комбинированные уроки с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы,




уроки-практикумы,




уроки систематизации и обобщения знаний.

Типы заданий для одарённых…

Определить параметры, по которым можно классифицировать данный материал,

сгруппировать материал по каким-то отличительным признакам и свойствам,

подготовить краткое изложение изученного,

установить взаимосвязь с изученным ранее,

подготовить материал для словарного диктанта,

написать сочинение-миниатюру и т.п.

Виды работ для различных категорий детей

Высокая познавательная активность: сочинения по картине

Средние возможности: работа с деформированным текстом, содержащим нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями.

Невысокая познавательная активность: работа под руководством учителя, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование орфографических навыков.

Формы работы с одарёнными детьми

Предметные олимпиады;

задания-спринты;

интеллектуальные игры;

творческие конкурсы;

викторины;

индивидуально-творческие задания.

компетентностные задания.

Что любят дети…

Интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Проще простого», «Слабое звено», «Своя игра», предметные конкурсы и викторины .

Лингвистические разминки, эвристические задачи, задания творческого характера.

Чему учатся и что умеют одарённые школьники и учащиеся с высокой познавательной активностью

разные виды анализа текста: лексический, синтаксический, стилистический, семантический, комплексный

глубокое изучение омонимии и ее видов, антонимии, синонимии, историзмов, архаизмов, заимствованной лексики, неологизмов, стилистики

Что используется…

Задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, иностранных слов, орфоэпическими, синонимическими, фразеологическими) и справочниками.

ПРОБЛЕМЫ…

Отсутствие взаимопонимания с родителями одарённых детей (одарённый ребёнок часто нуждается в поддержке родителей: зачастую родители не учитывают степень критичности мышления своего ребёнка, особенности чувства юмора);

недостаточная поддержка психолога;

формирование личностных отношений с одарённым ребёнком или учеником с высокой познавательной активностью.




Над чем работать…

Продолжить изучение данной проблемы в психологической литературе,

осуществлять поиск новых форм и методов работы с одарёнными детьми,

работать в тесном контакте с психологом школы с целью выявления скрытой одарённости учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности....

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Описание работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время

Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...

Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выявление и развитие  интеллектуальных,  творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и ...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Тема выступления на ШМО: Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности (Английский язык)....

Программа работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время

Цель программы: Выявление и развитие у обучающихся математических способностей....