Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
статья по математике на тему

Гузалия Фаязовна

 

 

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Таланты создать нельзя, но можно

создать культуру, то есть почву,  на

которой  растут и процветают таланты.
Нейг
ауз


Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед нами - учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.

  Учителя математики в своей работе используют следующие  методы и формы работы:

методы работы:

1.     исследовательский;

2.     частично-поисковый;

3.     проблемный;

4.     проективный;

Формы работы:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

разноуровневые задания, творческие задания;

2.  индивидуальные  консультирование по возникшей проблеме;

3. предметные  кружки, научные общества

4. дискуссия;

5. игры.

6.элективные курсы, факультативы

7.творческие мастерские

Очень важны:

1.     математические олимпиады; соревнования различного уровня

2.     интеллектуальные  игры,  марафоны;

3.     различные конкурсы и викторины;

4.     словесные игры и забавы;

5.     творческие проекты по различной тематике; (защита творческого проекта)

6.     игра «Научно  - исследовательская лаборатория»;

7.     ролевые игры;

8.     индивидуальные творческие задания;

9.     научно-практические конференции

10.                       интеллектуально-личностные марафоны

Часто знакомство с олимпиадной математикой начинается с логических задач. Сюда относятся, прежде всего, текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам. При этом часть утверждений условия задачи может выступать с различной истинностной оценкой (быть истинной или ложной). К классу логических задач относятся также задачи на переливания и взвешивания.

В логических задачах нет «серьёзной» математики – нет ни сложных числовых выражений, ни функций, ни соотношений в треугольнике, ни векторов, но есть лжецы и мудрецы, фальшивые монеты и необычные шахматные фигуры, разноцветные фишки и сказочные герои. В то же время дух математики в таких задачах чувствуется весьма ярко. Половина решения логической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами.

Существуют несколько различных способов решения логических задач. Вот некоторые из них:

·         Способ рассуждений – самый простой способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.

·         Способ таблиц – распространённый прием, который используется при решении текстовых логических задач, заключается в построении таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

·         Способ «с конца» – довольно часто применим в задачах с предугадываемым ответом, и состоит в анализе ответа или конечной стадии некоторого процесса, описанного в задаче.

·         Способ блок-схем – подходит, например, к решению задач "на переливание". Суть этого метода состоит в следующем. Сначала выделяются операции, которые позволяют нам точно отмерять жидкость. Эти операции называются командами. Затем устанавливается последовательность выполнения выделенных команд. Эта последовательность оформляется в виде схемы. Подобные схемы называются блок-схемами. Составленная блок-схема является программой, выполнение которой может привести нас к решению поставленной задачи. Для этого достаточно отмечать, какие количества жидкости удается получить при работе составленной программы. При этом обычно заполняют отдельную таблицу, в которую заносят количество жидкости в каждом из имеющихся сосудов.

Задачи:

1.На ступеньках дома сидят рядышком мальчик и девочка.

– Я мальчик, – говорит ребёнок с чёрными волосами.

– А я девочка, – говорит ребёнок с рыжими волосами.

Если по крайней мере один из детей говорит неправду, то кто из них мальчик, а кто девочка?

Решение

Для двух произвольных высказываний существуют четыре возможные комбинации типа «истина – ложь», а именно:

И – И,   И – Л,   Л – И,   Л – Л.

Первая из них исключается, поскольку в условии оговаривается, что по крайней мере одно из высказываний является ложным. Вторая и третья комбинации также исключается, потому что если один ребёнок врал, то и другой не мог говорить правду, иначе мы бы имели дело с двумя мальчиками или с двумя девочками, что противоречит условию. Следовательно, оба говорили неправду.

Итак, у мальчика рыжие волосы, а у девочки чёрные.

2.Расшифруйте запись примера на сложение, где одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры:

            А Б В Д

        +  А Б Г Д

         В Д Г А Д

Решение:

            5 2 1 0

        +  5 2 4 0

         1 0 4 5 0

 3. Кассир продал все билеты в первый ряд кинотеатра, причем по ошибке на одно из мест было продано два билета. Сумма номеров мест на всех этих билетах равна 857. На какое место продано два билета?
Решение.

Сколько мест могло быть в первом ряду. Во-первых, их не больше 40, так как сумма натуральных чисел от 1 до 41 равна 861. Во-вторых, их не меньше 40, так как сумма натуральных чисел от 1 до 39 равна 780, и даже после прибавления к ней 39, результат будет меньше 857. Значит в первом ряду ровно 40 мест. Теперь несложно определить, на какое место был продан лишний билет: 1 + … + 40 = 820; 857 – 820 = 37. 
Ответ: на тридцать седьмое место

4. На одной стороне улицы разбитых фонарей стояло 150 фонарей, причём среди любых трёх фонарей, стоящих подряд, хотя бы один был разбит. После того, как электрик Петров починил несколько фонарей, среди любых четырёх фонарей, стоящих подряд, осталось не более одного разбитого. Докажите, что электрик починил не менее 25 фонарей.

Решение.

 Разобьём фонари на 25 шестёрок подряд стоящих, и докажем, что в каждой из них был починенный фонарь. Предположим, что в какой-то шестёрке ни один фонарь не был починен. В такой шестёрке не менее двух разбитых фонарей (поскольку в каждой из двух троек, составляющих шестёрку, был разбитый фонарь), между которыми не менее трёх работающих фонарей (так как иначе можно будет указать четыре фонаря, среди которых хотя бы два разбитых). Но как раз трёх работающих фонарей подряд стоять и не может.

  5. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?

Решение: Если нынешний день 1 января, а День Рождения у Пети 31 декабря. Позавчера (30 декабря) ему было еще 17 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 18 лет, в нынешнем году исполнится 19 лет, а в следующем году - 20 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выявление и развитие  интеллектуальных,  творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и ...

формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности....

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Тема выступления на ШМО: Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности (Английский язык)....