Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
методическая разработка

Выявление и развитие  интеллектуальных,  творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, применение современных педагогических технологий, вовлечение учащихся в межличностное и межкультурное общение, включение школьников в диалог культур. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Выявление и развитие  интеллектуальных,  творческих, художественных, познавательных способностей учащихся осуществляются через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, применение современных педагогических технологий, вовлечение учащихся в межличностное и межкультурное общение, включение школьников в диалог культур.  

Система работы по выявлению и развитию интеллектуальных,  творческих, познавательных  способностей учащихся на уроках бурятского языка: переводы текстов, эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, ментальных карт, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст и др.

- система творческих заданий на уроках Литературы Бурятия: анализ текстов, иллюстрирование, выразительное чтение,  чтение по ролям,  постановка отдельных эпизодов, инсценировка и др.

Одной из важных форм образовательной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учащихся  к бурятскому языку,  является проведение  олимпиад.  Школьные олимпиады по бурятскому языку - это массовый вид соревнований учащихся, цель проведения которых – выявление одаренных по  предмету детей, кропотливая работа по подготовке к школьному, районному и республиканскому этапу.  Для подготовки к олимпиадам разрабатываются специальные тренировочные вопросы и упражнения,  тестовые материалы, проводятся викторины, игры по предмету. Большое внимание при составлении вопросов уделяется социокультурному материалу, обязательным условием является включение вопросов краеведческого характера. Показателем успешности обучения является участие в предметных олимпиадах, где учащиеся показывают хорошие знания бурятского языка.

          Большое внимание уделяю подготовке к научно-практическим конференциям. Такая работа помогает развивать у детей различные умения и навыки: мыслительные, культуру устной и письменной речи, сотрудничество, умение работать с разными источниками информации, делать выводы, анализировать и многое другое.

Внеклассная образовательная и внеучебная деятельность становится поприщем творческого самоопределения, самореализации учащихся. Во внеурочной образовательной деятельности учащиеся расширяют знания, полученные на уроках, повышают уровень общего развития и культуры.  В становлении личности особую роль имеет личное прикосновение к истокам культуры народа. В школе стали традиционными проведение Дней бурятского языка, празднование национального праздника «Сагаалган», Неделя бурятского языка и литературы, в рамках которых проводятся творческие конкурсы,    в том числе    «Юный Будамшуу»,   «Хүхюу буряад», конкурсы художественного слова. Наиболее популярны тематические вечера, посвящённые творчеству поэтов Бурятии, участие в различных конкурсах этнического направления, познавательные игры «Табан сэсэн»,  «Брейн-ринг» и другие. Ежегодно в дни предметной декады бурятского языка и литературы  проводятся массовые мероприятия с вовлечением родительской общественности, национальные и спортивные праздники, интеллектуальные, творческие  развлекательные игровые программы, концерты, выставки, тематические вечера.

Неделя бурятского языка - это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, творчества, желанием поделиться собственными открытиями с окружающими; это ожидание чего-то необычного, неординарного и интересного. Направлениями предметной недели являются: создание цикла мероприятий на бурятском языке в масштабе всей школы, также на муниципальном уровне. Цель: повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, формировать желание общаться на  языке, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.  При подготовке серьёзно и чётко продумывается план мероприятий, формулировка и содержание заданий, позволяющих актуализировать опорные знания и направить учебно-познавательный поиск учащихся.

В рамках Недели бурятского языка и литературы осуществляются межпредметные связи с различными школьными предметами: с русским языком, литературой,  историей Бурятии, географией и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности.

Ежегодно в дни празднования Белого месяца - Сагаалгана в течение месяца проводится цикл внеклассных мероприятий. В дни празднования Белого месяца был запущен краткосрочный проект «Сахилзан ерэбэл Сагаан hарамнай!». При планировании данного проекта нашей главной задачей было взаимодействие с семьей и вовлечение родителей в совместную деятельность в целях приобщения детей к культуре бурятского народа, национальным, семейным традициям, обычаям. Одним из ярких событий празднования Сагаалгана стал Сагаан hарын найр, на котором приняли участие почти все родители школы. На пяти площадках развернулись поединки за звание сильнейших  в празднике мужского троеборья «Эрын гурбан наадан», на интеллектуальном конкурсе «Табан сэсэн», конкурсе национальной кухни «Сагаалганай хэшэг», «Буузын баяр» творческом конкурсе «Сахилзан ерэhэн Сагаалган». Конкурсы проходили среди классов при совместном участии родителей и детей на всех площадках. Данный праздник был хорошим поводом  провести их вместе с родителями, а не для них. Проект разработан так, что родители явились непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие  мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях школы и родителей. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника была создана общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, учителей. Дети  и взрослые получили огромный заряд бодрости не только от своих результатов, но и от сопереживания за  членов команды. Дети получили опыт социального общения со своими родителями и другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке. Совместный праздник с родителями надолго останется  в памяти взрослых и детей. Родители хорошо узнали друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Семья – самое ценное, что есть в жизни каждого человека. Смею надеяться, что проведенный праздник  послужил примером того, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Безусловно, нынешний Сагаалган  дал возможность школьникам всех возрастов проявить свои способности, а также станет  очередным толчком к освоению новых технологий, которые позволят повысить эффективность воспитательного процесса.

Также  совместно с родителями был проведён общешкольный конкурс «Уг гарбалай найр». На этом конкурсе приняли участие 22 команды,  независимо от возрастной категории детей. Одной из конкурсных заданий была защита проекта «История моего рода», который вызвал огромный интерес у членов жюри, участников и зрителей. Проведение этого мероприятия дало мощный заряд энергии, положительной эмоции, как родителям, так и детям.  

Мною создан и успешно функционирует этнокультурный центр «Гуламта». На базе центра действует школа Дангины – Баатара, кружок «Отчий край».  Базовыми ценностями центра являются воспитание чувства национального достоинства, патриота своей земли, уважение к культу предков, матери и детей; самосовершенствование и самореализация через изучение духовной культуры бурятского народа, а также других народностей, населяющих долину Баргузина; формирование морали как основы нравственного поведения в обществе; выявление и развитие творческих способностей. В центре учащиеся приобщаются к традиционной культуре, обычаям, приобщаются к нравственным ценностям, сценическому искусству и исполнительскому мастерству. Воспитанники школы являются дипломантами и лауреатами районных,  региональных и международных конкурсов.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся выстраивается с помощью:

-инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работа учащихся);

- диагностики познавательных интересов, диагностики учебной мотивациишкольников;

- наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.

Определить стратегию педагогического взаимодействия с одарёнными школьниками и учащимися, имеющими высокую образовательную потребность, и отобрать эффективные методы и приёмы работы с данной категорие...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на методическом объединении учителей естественно-научного цикла...

Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...

Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....

Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности

Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности

Тема выступления на ШМО: Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности (Английский язык)....

Программа работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время

Цель программы: Выявление и развитие у обучающихся математических способностей....