Выступление на педсовете "Создание ситуации успеха при разноуровневом обучении"
материал по теме

Крашенинникова Ольга Эдуардовна

Выступление на педагогическом совете об опыте работы создания ситуаций успеха на уроке  в классах с разными, по способностям, учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_2014.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете 9.01.2014

ТЕМА: «Виды ситуаций успеха в разноуровнем обучении».

В.А.Сухомлинский:

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей в  желании учиться.

Мы очень часто задаем себе вопрос : «Почему многие нынешние ученики не хотят учиться? Почему все наши усилия по вовлечению всего класса в процесс познания, изучения  чего-либо, в большинстве случаев  ни к чему не приводят? Все равно остаются ученики, которым это не интересно, не нужно,  либо, поработав 5-7 минут, ребенок устает и отключается от процесса урока. Психологи говорят, что у наших сегодняшних  детей и подростков клиповое сознание и поэтому  философствование и рассуждение дается им трудно. Они не привыкли так мыслить.  Поэтому, на мой взгляд, задачей любого учителя является создание такой ситуации на уроке, которая будет побуждать большинство учеников стремиться к познавательной деятельности, т.е. учитель должен создавать на уроке ситуацию успеха обучения.

 УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. 

В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

^ С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Но, согласитесь, что  в классе есть разные ученики: кому-то учиться нравится и учение дается им легко, кому-то труднее, а кому-то очень тяжело. Поэтому и ситуации, в которых каждый ученик может добиться успеха должны быть различными.  Какими же они могут быть в условиях разноуровнего обучения?

  1. Ситуация «Сбывшаяся радость» - типично для детей с хорошими способностями, стабильно успевающими, болезненно переживающие неудачи.

 Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач, убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не  брать штурмом одну часть задания.

  1. Ситуация "Неожиданная радость»  - типично для детей с традиционно невысокими показателями. (Никогда не получалось – и вдруг получилось. Оказывается – Я – могу!).

  1.  Ситуация "Мнимый успех": удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи. Задача педагога – преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых учащийся повышает свои достижения.

  1. Ситуация «Лестница» - это ситуация возможна для детей различного уровня способностей, просто у каждого будет своя лестница.( например, контрольная работа с разным уровнем заданий – каждый  может сделать столько, сколько хочет).

  1. Ситуация «Даю шанс» - эта ситуация для всех детей.

Но ни одну из ситуаций невозможно создать, если не определить понятие «Я-  - концепция» у каждого ребенка. Это психологическое состояние имеет как положительное, так и отрицательное значение.

Положительная "Я - концепция" - я нравлюсь, я способен, я значу - способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.

 Отрицательная "Я - концепция" - я не нравлюсь, не способен - мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. 

Таким образом, учитель должен стремиться к тому, чтобы  сформировать у учащихся положительную «Я  концепцию». Какими способами, методами учитель может это сделать?

  1. Видеть в каждом ученике уникальную личность.
  2.  Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. 
  3.  Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. 

При создании ситуации успешности действует ЗАКОН УСПЕШНОСТИ. Что такое закон успешности?  ЭТО - учитель, который сам переживает радость успеха;

-Счастливого  человека может воспитать только счастливый.

Как же создать на уроке ситуацию успеха? Дать возможность ученику пережить ситуацию успеха, своих личных достижений, сравнить их только с его достижениями вчера и сегодня. ( вчера ты не мог решить эту задачу, пример, а сегодня почти смог или смог. Давай я тебе помогу сделать до конца, остался один шаг.)

Для создания ситуации необходимы особые методические приемы. Какие же?  Снятие тревожности, высокая мотивация, высокая оценка каждого шага выполненного задания. (т.е. научить всех любому предмету на высоком уровне  невозможно, но можно научить не бояться  предмета, а, может быть, и полюбить его).

Особым  тонким инструментом в работе учителя является оценка. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную. Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

• эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;


- доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

-перевес положительной оценки над отрицательной;

- не наказание оценкой, а побуждение к действию.

Предварительный мониторинг уровня обучаемости учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что уч-ся со слабой подготовкой получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Теоретические задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что класс готов к выполнению такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания.  Мы все сталкивались с такой ситуацией, когда ученик пытается выполнить сложное задание, которое ему « не по плечу». Психологи предлагаю  в таком случае использовать  «эффект Пигмалиона». “Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.  Таким образом, мы помогаем  ученику поверить в себя.  Заканчивая свое выступление, я хочу сказать, что мы все в той или иной мере занимаемся творчеством,  а создание ситуации успеха и творчество это вещи взаимосвязанные.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: "Создание ситуации успеха"

Выступление на педсовете: "Создание ситуации успеха". Текст....

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Использование ситуаций успеха в процессе подготовки учащихся ДШИ к концертным выступлениям....

Выступление на ШМО "Создание Ситуации успеха на уроке Русского языка и литературы"

Данный материал может  быть использован на выступлениях ШМО...

"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья....

«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

   Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:- доверие ребенку в выборе средств достижен...