Изменение роли учителя
проект по теме
В связи с введением новых стандартов образования изменяется роль учителя. Это очень сложный, но необходимый процесс. Вот как я это вижу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_roli_uchitelya_2.doc | 129.5 КБ |
izmenenie_roli_uchitelya.pptx | 331.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение роли учителя.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.
Ученики подчас уверены в своей правоте и просто объяснения учителя, его уверения в том, что нужно обязательно выучить определения, не принимают. Наши ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Учителю, чтобы не отставать от учащегося приходится соответствовать своему положению.
Прежде всего, учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности своего ученика. А для этого необходимо не только знать свой предмет, но и уважать личность учащегося, быть способным воспринять его точку зрения, учитель должен быть психологом, соратником.
Работая над установлением основных изменений в деятельности учителя, мы наряду с традиционными ролями выделяем следующие:
Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. С этой функцией мы в основном знакомы, т.к. помогаем учащимся выполнять и оформлять проектные работы, готовить сообщения и презентации, выполнять лабораторные и практические работы.
Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Функция модератора – помочь обучаемому «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. А в связи с этой функцией меняется деятельность учителя. Сравню особенности традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по новым стандартам.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: -по поиску и обработке информации; - обобщению способов действия; - постановке учебной задачи и т.д |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит в присутствии родителей обучающихся. |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета (Электронные журналы) |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное и дистанционное образование.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса.
Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то химическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения, сравнивает с тем, что ученику хорошо понятно. Например. Учащиеся с трудом вначале расставляют степени окисления в формулах веществ или коэффициенты в уравнении. Но когда это сравниваешь с подсчётом денег, то становится всё ясно.
А индивидуализация - это такая работа, когда ребёнку не дают знания и умения, а он их получает сам, исходя из его собственных интересов.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
Учитель | Учитель-тьютор |
Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе; обучает, учит чему-либо. (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ефремовой) | «Тьютор» в переводе с английского означает «наставник, репетитор, опекун». |
Занимается обучением и воспитанием обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся. | Учитель-консультант и координатор. |
Занимает позицию «над учеником». В ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. | Цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. |
Продумывает способы мотивации для класса, а не отдельно для каждого ученика. | Продумывает способы мотивации, анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. |
Приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели. | Осуществляет целеполагание вместе с обучающимися. Двигается от интересов учащихся, помогая им реализовать их цели. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. |
Передает содержание преподаваемого предмета. | Организует образовательную деятельность обучающихся. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. |
Самостоятельная работа под руководством учителя. С его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений или нет | Консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Создает благоприятную творческую атмосферу, где недопустима критика идей и высказываний учащихся, навязывание собственной точки зрения или исследовательской стратегии. |
Имеет дело только с учебным материалом преподаваемого предмета. | Работает с материалом преподаваемого предмета и производственными проблемами обучающихся. Помогает эффективно использовать учебные материалы, Интернет, практический опыт других учащихся. |
Работает ответами. Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель - это знающий и рассказывающий о своем знании (хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он работает со знанием) | Работает вопросами. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых ученик начинает глубже видеть. Умеет продлевать и углублять вопросы. |
Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий) | Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся) |
Позиция «над учеником» (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, порой — насилия, часто — авторитарности. | Умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика. Направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной |
Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием | Доступен всегда. Предоставляет возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций |
Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. | Помогает формировать у школьников следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Учитель -тьютор не вызывает у ребенка чувства страха, не унижает его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость. |
Учитель знает Путь и конечную точку Пути | Тьютор не знает Пути, не знает конечной точки Пути, но он знает, как надо идти |
Для реализации этих функций нам необходимы инструменты. Таковыми инструментами могут стать открытые образовательные технологии. Основные отличия нового подхода состоят в отношении к ученику как субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности.
“Дебаты” – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон.
«Модерационные семинары». Существует специальный инструмент – технология модерации. Её цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание»; а модератором является руководитель дискуссии. Главное для модератора — понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не личность ведущего — модератора, а сам процесс дискуссии. В процессе модерации группа учащихся овладевает навыками активного слушания, открытого обмена идеями, конструктивной критике и взаимооценке.
«Педагогические мастерские» – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология «ПОРТФОЛИО» – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Технология «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» - система конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.
Технология «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ» – при применении этой технологии учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Структуру любого проекта можно представить триадой: замысел – реализация – продукт. В учебном проекте важно акцентировать внимание на этапах целеполагания в начале и рефлексии по окончании работ.
У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Применение метода учебных проектов является показателем высокого уровня квалификации преподавателя. Активное включение учащихся в создание проектов развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Технология «КЕЙС» представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.
Технология «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» – система организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которая основана на игровом моделировании ситуаций жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия школьников, связанных с выявлением актуальной проблемы и последующим проектированием этапов достижения цели и постановкой целесообразных задач, способствующих решению этой проблемы.
Технология «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОДАГАНИЕ» - технология позволяет, используя формирующие возможности каждого учебного предмета, в течение всех лет обучения и на каждом уроке решать в неразрывной целостности триединую совокупность целей – учебных, развивающих, воспитывающих. Технология педагогического целеполагания, отражая специфичность проявления целостности и тематической фрагментарности учебного процесса, обеспечивает адресное обращение к знаниям при прохождении той или иной темы, что исключает необходимость реализации требований повторения пройденного материала.
Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности. Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии. Однако мы можем использовать только отдельные приемы, инструменты, части урока. Они хорошо сочетаются со всеми технологиями, используемыми учителями (заметим, что с технологиями развивающего обучения интеграция идет гораздо эффективнее).
Опыт работы показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах.
Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.
При традиционном уроке роли учителя и ученика закреплены и известны заранее. Поэтому еще до начала урока можно написать, какие знания дает учитель, какие упражнения выполняет ученик, как учитель корректирует это выполнение, какие формы контроля используются и какие будут результаты.
На уроках открытых образовательных технологий отсутствует структура урока в классическом понимании. Уроки по открытым образовательным технологиям нельзя расписать так точно (их еще называют занятиями с не прописанными сценариями), так как одним из основных моментов их построения является обратная связь от учеников, в зависимости от которой строится дальнейшая часть урока. На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал, и только после этого принял.
Использование даже отдельных элементов открытых образовательных технологий в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли учителя.
Учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся.
Многие уроки по этим технологиям являются только первым шагом к осознанию проблемы, не делают выводов, не ставят точки над «I», а являются толчком к дальнейшему, самостоятельному обдумыванию данной темы.
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, в основном, в силу исторически сложившейся роли учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. Для решения этой задачи учитель использует рассказ (объяснение), дает ученикам упражнения, самостоятельные работы, вопросы, а также проводит совместную беседу. Например. Изучили такие понятия, как физическое тело и вещество. Затем даётся перечень физических тел и веществ: кольцо, сталь, моток проволоки, стекло, колокол, медь, резина, золото, бронза, автопокрышка, банка, рессора, из которого необходимо выбрать тела и вещества. Учащиеся делят всё перечисленное на две группы, не прослеживая связи между понятиями.
В технологиях открытого образования все обучение идет по индивидуальной траектории при этом единство класса не нарушается. Для создания индивидуальных траекторий обучения в классе создается особая среда отношений учитель-ученик. Все выполняют одни и те же задания, но в своём темпе. При этом задания формулируются иначе. Например, предидущее задание можно сформулировать так: тот же перечень веществ и тел, но записать нужно их парами, связанными свойствами в две колонки.
Физическое тело | Вещество |
кольцо | золото |
рессора | сталь |
моток проволоки | медь |
При выполнении данного задания необходимо включить знания по другим предметам, найти логическую связь между телом и веществом, вспомнить области применения тел, сделать вывод.
При построении индивидуальной образовательной траектории важно определить начальный уровень знаний, на который будет опираться траектория. В дальнейшем все обучение ведется методом сравнения своего уровня с получаемыми знаниями. Каждый опирается на свой собственный уровень и фактически на каждом уроке у каждого ученика ведется работа с учетом своей начальной точки. Вот этот начальный уровень либо выявляется, либо создается искусственным путем.
Для выявления начального уровня знаний можно, например, использовать прием маркировочной таблицы. Во время урока каждый учащийся получает напечатанный текст (или текст из учебника), и учитель просит прочитать его, расставив на полях следующие маркировочные значки (карандашом):
«V» — это я знаю;
«+» — новое, что я узнал;
«-» — знание, противоречащее моему;
«?» — возник вопрос.
После того, как каждый ученик сделал такую разметку, он заполняет в тетради таблицу, состоящую из четырех столбцов (а можно и в устном варианте для себя отметить – для сильных учащихся), соответствующих четырем маркировочным значкам. Полученная таблица представляет собой тот начальный уровень знания, с которого ученик начинает изучение данного вопроса. Первоначально прирост знаний идет в процессе организованного обсуждения таблиц: в парах, затем в группах. В процессе этого обсуждения некоторые учащиеся получают новое знание, выявляются неясные места и формулируются вопросы. В какой-то момент к обсуждению подключается учитель и он может «дообъяснить» необходимый материал.
Если никаких начальных знаний нет, то используется метод, основанный на предсказаниях будущего содержания. Например, на уроках химии можно попросить учащихся исходя из названия, состава, строения или свойств вещества, предположить как они себе представляют молекулярную или структурную формулу данного вещества или продукта реакции. Какими особенностями состава или строения данный класс веществ отличается от других классов уже изученных веществ. Например. Изучили класс предельных углеводородов с общей формулой СnН2n+2. А следует перейти к следующему классу углеводородов. Можно начать с активизации знаний учащихся о составе и свойствах предельных углеводородов. Важной в этом случае будет реакция дегидрирования алканов в результате которой образуются вещества с другим составом. По записанному уравнению (C2H6 →C2H4 +H2) найти разницу в составе алканов и нового класса, вывести общую формулу для нового класса углеводородов – СnН2n, записав несколько гомологов этого класса. Дальнейшее обучение пойдет в сравнении с этим сформированным представлением.
Для обучения новым методам работы учителей должна быть создана новая инновационная среда обучения. Цель инновационных образовательных систем дать учащемуся способы определения в некоторой сфере, научить видеть возможности, соотносить их со своими потребностями, ставить цели и самостоятельно достигать их. Образовательное пространство открыто для ученика, ему видны возможные траектории собственного становления и потому становится возможным обсуждение средств и методов достижения результата.
Одним из способов формирования инновационного образовательного пространства являются активные методы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Например, при изучении в 8 классе « степени окисления» можно дать такое задание: проанализируй формулы веществ: H2SO4, SO2, Na2S, SO3, H2S, K2SO3. Раздели их на две группы и укажи критерий классификации; раздели их на три группы и укажи критерий классификации. Две группы:
I 1) H2SO4, SO2, SO3, K2SO4 - по знаку степени окисления (+)
2) H2S, Na2S (-)
II 1) SO2, Na2S, SO3, H2S - по числу элементов (2)
2) H2SO4, K2SO3 (3)
Три группы:
I 1) H2SO4, H2S - по классам (кислоты)
2) SO2, SO3 - (оксиды)
3) Na2S, K2SO3 - (соли)
II 1) H2SO4, SO3 - по степени окисления (+6)
2) SO2, K2SO3 - (+4)
3) Na2S, H2S - (-2)
III 1) SO2, SO3, H2S - по агрегатному состоянию (газы)
2) H2SO4,( H2S) - (жидкости)
3) Na2S, K2SO3 - (твёрдые вещества)
Можно выделить следующие признаки активных методов обучения:
• принудительная активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным независимо от его желания. Особенно это хорошо удаётся при игровых формах обучения, когда от активности каждого в группе зависит конечный результат. Например. При обобщении тем по химии в 11 классе даю такое задание: найти фамилии ученых, которые сделали следующие открытия:
- Периодическая система химических элементов.
- Теория химического строения органических веществ.
- Строение комплексных соединений.
- Изучал месторождения Курской Магнитной Аномалии.
- Предложил структурную формулу молекулы бензола.
- Ряд активности металлов.
- Присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам.
- Реакцию получения уксусного альдегида.
- Считал, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».
- Ввел понятие «химический анализ».
- Предложил формулировку закона сохранения вещества и движения.
- Изучал процессы горения и дыхания.
- Разработал способ беления полотна, воска, бумаги хлором.
- Ввел в химию понятие об атомном весе
- Предложил способ определения относительных масс молекул газообразных веществ.
- Создатель теории электролитической диссоциации.
- Высказал идею о гидратации ионов в растворе.
- Сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических реакциях под влиянием внешних факторов.
- Предложил строение электронной оболочки атома.
- Установил свойства водорода и его отличия от других газов.
- Предложил способ производства синтетического каучука.
Работают учащиеся командами, каждая из них стремится найти ответы быстрее. Всем приходится напрягаться и в стороне обычно никто не остаётся.
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной. При этом необходимо стараться к уроку найти интересный эпизод, загадку, высказывание или какой-то отрывок, чтобы привлечь внимание всех учащихся. Например. Урок по теме «Физические и химические явления».
На столе зажженная свеча. Читается стихотворение Б.Пастернака «Зимняя ночь».
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
А далее возникает проблемный вопрос о каких явлениях идёт речь.
На первом уроке химии в 8 классе читается небольшое стихотворение о правилах техники безопасности.
Знает каждый до полной ясности,
Что опасно в лаборатории:
Чуть ошибся, и в крематории.
Ну, а здесь ты как в санатории,
Это техника – без опасности!
Самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации. Такой вид деятельности характерен для тех, кто интересуется предметом, собирается его сдавать или же учащийся, которому все предметы интересны. Такие учащиеся с удовольствием готовят сообщения, презентации, занимаются дополнительно, обращаясь к учителю при возникновении вопросов.
Они основываются на создании условий для реализации возможностей каждого ученика, для его творческой работы, для усиленной мотивации к обучению. Активные методы обучения исходят из того, что научить всему, что понадобится человеку в дальнейшей жизни невозможно. Поэтому нужно учить нахождению путей к новому знанию, поддерживать свой творческий потенциал, нести ответственность за те знания, которые ты получаешь. Это прекрасно получается при проблемном обучении.
Например. По теме «Степень окисления» я провожу беседу такого рода:
Учитель: Если образуется бинарное соединение натрия с водородом, то водород отдаёт электроны натрию или наоборот?
Учащиеся: Электроны отдаёт натрий, т.к. у него радиус атома больше.
Учитель: А во что тогда превратился водород?
Мнения разделились: одни учащиеся посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, т.к. у него два электрона; другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1.
Так что же это за частица?
Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион».
Пример. Школьники знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причины этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.
При такой форме обучения развивается умение глубоко и всесторонне рассмотреть конкретный вопрос при подготовке, концентрироваться на сути проблемы, анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств, находить пути решения проблем в различных ситуациях. В таких условиях воспитывается активность и самостоятельность учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравнительная таблица деятельности 1
Сравнительная таблица деятельности 2
Открытые образовательные технологии Дебаты Модерационные семинары Педагогические мастерские Технология «ПОРТФОЛИО» Технология «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО » Технология «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ» Технология «КЕЙС » Технология «ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » Технология «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОДАГАНИЕ »
Формы заданий Кольцо , сталь, моток проволоки, стекло, колокол, медь, резина, золото, бронза, автопокрышка, банка, рессора. Тела: кольцо, моток проволоки, колокол, автопокрышка, банка, рессора. Вещества: сталь, стекло, медь, резина, золото, бронза. 2) Физическое тело Вещество кольцо золото рессора сталь моток проволоки медь
Маркировочные значки «V» — это я знаю; «+» — новое, что я узнал; «-» — знание, противоречащее моему; «?» — возник вопрос.
Формы заданий Проанализируй формулы веществ: H 2 SO 4 , SO 2 , Na 2 S , SO 3 , H 2 S , K 2 SO 3 . Раздели их на две группы и укажи критерий классификации. Раздели их на три группы и укажи критерий классификации. I 1) H 2 SO 4 , SO 2 , SO 3 , K 2 SO 4 - по знаку степени окисления (+) 2 ) H 2 S, Na 2 S (-) II 1 ) SO 2 , Na 2 S, SO 3 , H 2 S - по числу элементов ( 2 ) 2 ) H 2 SO 4 , K 2 SO 3 ( 3) Три группы: I 1) H 2 SO 4 , H 2 S - по классам (кислоты) 2 ) SO 2 , SO 3 - ( оксиды ) 3 ) Na 2 S, K 2 SO 3 - ( соли ) II 1 ) H 2 SO 4, SO 3 - по степени окисления (+ 6) 2 ) SO 2 , K 2 SO 3 - (+ 4 ) 3 ) Na 2 S, H 2 S - (- 2 ) III 1 ) SO 2 , SO 3 , H 2 S - по агрегатному состоянию ( газы ) 2 ) H 2 SO 4 ,( H 2 S) - (жидкости ) 3 ) Na 2 S, K 2 SO 3 - ( твёрдые вещества )
Формы заданий Периодическая система химических элементов. Теория химического строения органических веществ. Строение комплексных соединений. Изучал месторождения Курской Магнитной Аномалии. Предложил структурную формулу молекулы бензола. Ряд активности металлов. Присоединение галогеноводородов к несимметричным алкенам . Реакцию получения уксусного альдегида. Считал, что «настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств». Ввел понятие «химический анализ».
Предложил формулировку закона сохранения вещества и движения. Изучал процессы горения и дыхания. Разработал способ беления полотна, воска, бумаги хлором. Ввел в химию понятие об атомном весе Предложил способ определения относительных масс молекул газообразных веществ. Создатель теории электролитической диссоциации. Высказал идею о гидратации ионов в растворе. Сформулировал общий закон смещения термодинамического равновесия в химических реакциях под влиянием внешних факторов. Предложил строение электронной оболочки атома. Установил свойства водорода и его отличия от других газов. Предложил способ производства синтетического каучука.
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Б.Пастернак «Зимняя ночь».
Стихотворение о технике безопасности. Знает каждый до полной ясности, Что опасно в лаборатории: Чуть ошибся, и в крематории. Ну, а здесь ты как в санатории, Это техника – без опасности!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»
На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности....
"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"
Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ....
Изменение роли школьной библиотеки в связи с введением ФГОС
Использование информационных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса для решения задач новых ФГОС. Современные мобильные и Интернет технологии обеспечивают создание условий дл...
«Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования»
Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...
Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...