Управление образовательными системами (эссе)
материал (11 класс) по теме

Романова Елена Валентиновна

В работе рассуждения о первичных знаниях о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами, из учебного пособия Т. Шамовой «Управление образовательными системами» для студентов педагогических учебных заведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_novyy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каким бы хорошим не было образование,

оно должно непрерывно обновляться – залог будущего.

Министр В. Филиппов

По-моему убеждению первичные знания о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами, более точно можно приобрести в учебном пособии Т. Шамовой «Управление образовательными системами» для студентов педагогических учебных заведений.

В своей работе автор со всей глубиной раскрывает все уровни управления образованием, которые рассматриваются не как простая сумма каких-то отдельных компонентов, а как система.

Поднятые в ней проблемы формирования целостной системы непрерывного образования в России, охватывающей все звенья, актуальны, так как имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений.

Причину возникновения поднятых проблем Шамова видит в изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя, свою деятельность в новых социокультурных условиях.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь между элементами системы, В.Г. Афанасьев рассматривает в своих трудах, таким образом: «Сегодня мы являемся свидетелями того, как различные общественные процессы и сферы деятельности все теснее взаимодействуют между собой. Это особенно наглядно видно при исследовании социальных явлений в нашем обществе, где необходимость системного подхода диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где как никогда ранее «все связано со всем», когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер».

А что же вкладывается в понятие «система»  и «системный подход» в проблемах затронутых Т. Шамовой?

Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей.

При этом четко можно выделить основные признаки системы:

  1. Наличие в ней элементов, т.е. минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы;
  2. Наличие устойчивых связей между элементами;
  3. Способ их связи, т.е. структура;
  4. Интегративный характер, зависящий от уровня целостности системы.

Таким образом, под системой понимается совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет цели, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия двух или более типов связи (прямой и обратной) и уровни иерархии.

Многие ученые посвятили свои работы системному подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как педагогическая система. Предоставляю следующие формулировки разных авторов понятия «система»:

  1. Множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский);
  2. Определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский);
  3. Выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство (Т.А. Ильина). В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;
  4. Любой процесс, проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями (В.П. Беспалько).

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы.

Таким образом, под педагогической системой понимаем социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности.

Целостность системы означает единство объекта и субъекта управления в самой их сущности, единства основного и вспомогательного звеньев, т.е. функционирование во взаимодействии. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею требует адекватного, а именно системного подхода.

Сегодня в условиях демократизации необходимо хорошо разбираться в сущности такого значительного и сложного понятия, как управление.

Управление, труд руководителя — это творческий процесс,

порой искусство всей системы действий.

(Ф. Генов).

Управление – функция общественного процесса труда и является вечной функцией. Термин «управление» появился в словарях относительно недавно, около 25 лет назад, в связи с бурным развитием кибернетики, теории социального управления.

В науке термин «управление» трактуется с трех позиций:

1) Управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и др.).

2) Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов, Н.Д. Хмель и др.).

3) управление есть взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей объединенных в трудовые ассоциации.

В составе и структуре управленческой деятельности у разных авторов как западных, так и отечественных (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Б. Швальбе, В.Г. Афанасьев, А.И. Китов, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф. Ломов, Н.С. Сунцов, В.А. Якунин и др.) выделяются следующие виды (функции) управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция). Их взаимосвязь очевидна. Однако различия управляемых объектов и условий, в которых они находятся определяют использование различных инструментов управления. Этими инструментами являются:

  1. иерархия;
  2. культура;
  3. рынок.

Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В учебном пособии Ю.А. Конаржевского «Внутришкольный менеджмент» информация рассматривается либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Таким образом, управление – целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

На мой взгляд, что для развития образования необходимо задействовать множество факторов, но только управление их системой может привести к положительному результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект управления развитием образовательной системы ОУ

Проект ОУ в рамках программы развития по теме " Мониторинг качества образования". Представлены цели, задачи, основные направления, этапы реализации проекта, базовые и системные показатели успешности ф...

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Методические подходы к управлению образовательными системами

Методические подходы к управлению образовательными системами...

Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами

Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их ...

Удовлетворенность результатами образовательной деятельности на уровне органов управления, организаций системы образования

Благодарственное письмо за многолетний добросовестный труд, успехи в работе по подготовке квалифицированных специалистов и в связи с 75-летием системы профессионального образования....

Создание эффективной системы управления образовательной организации через вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в рамках социального партнерства

Почему именно такая тема? Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение качественного и полноценного образования во многом зависит от эффективности управления образовательной организацие...