Доклад "Русский язык и литература в системе школьного образования"
статья на тему

Доклад на семинарское занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса при обучении филологическим дисциплинам (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Лемешко Ирина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ОСОШ№6 х.Объединенный

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начну свой доклад со слов персидского поэта-мыслителя Саади:

Покинут счастьем будет тот, 

Кого ребенком плохо воспитали. 

Побег зеленый выпрямить легко, 

Сухую ветвь один огонь исправит. 

                                          Саади 

Изменившаяся образовательная линия, нашедшая отражение в законе РФ "Об образовании", в Концепции модернизации российского образования и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе обучения. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую личность.

Русский язык и литература занимают в ряду школьных предметов особое место, играют особую роль, каждый – свою. Но при этом составляют тесное единство (настолько тесное, что в последних школьных стандартах они объединены в один предмет «Русская словесность», что вызвало бурное обсуждение среди филологов, но пока однозначного ответа на данную инициативу не получено.

Русский язык в школе – главный инструмент познания, он учит детей понимать текст на русском языке, к какому бы предмету этот текст ни относился, к математике или физике, истории или биологии; и создавать собственные, то есть говорить и писать.

Русская литература – лучший воспитатель молодого поколения, личности.

 формирует духовный и нравственный облик подрастающего человека, помогает ему постичь универсальные законы бытия, раскрыть и развить его творческий потенциал.

Новая модель обучения русскому языку и литературе призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.

Сегодня в  системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, быть с ним в одной тарелке, «войти в ритм » информатизированного общества.

Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Чему я и следую.

Наша школа работает над раскрытием потенциальных возможностей ребенка, созданием условий для определения жизненных позиций личности.

В рамках этой проблемы моей темой  самообразования является:

«Использование схем, таблиц и ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения уровня обученности и качества знаний учащихся»

Использование  ИКТ  на уроке

  • способствует совершенствованию практических умений и навыков;
  • позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
  • помогает:
  •  контролировать деятельность каждого ученика;
  • значительно увеличить темп работы;
  • решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, углубить знания, провести контроль.

В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Компьютерные технологии используются мною на всех этапах работы:

  1. для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам);
  2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация);
  3. для закрепления материала и проверки учащихся на обобщающих уроках.

Дети относятся к компьютеру с точки зрения интереса, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение в школе.

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность удобнее и проще, быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме.

В настоящее время создано достаточно много учебных  компьютерных программ по русскому языку и литературе. Они формируют ключевые компетенции у учащихся,  позволяют повысить  их интерес к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
В наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными. Использование электронных  хрестоматий  и аудиокниг дает определенный эффект, особенно при изучении лирических произведений или небольших прозаических.

Одной из интересных находок использования ИКТ на уроках литературы считаю создание видеороликов к стихотворениям. В ролике необходимо передать настроение, идею,  а для этого надо вчитаться в произведение, проанализировать его.  

Всё должно быть в меру:

- нельзя реальность подменять виртуальностью;

                    - нельзя превращать урок в шоу.

Очень продуктивной и результативной методической технологией  считаю  обучение на основе схем, таблиц и алгоритмов.
Я в своей работе на уроках русского языка и литературы использую метод схематичной подачи теоретического материала крупными или малыми блоками. Опорные конспекты составляю в соответствии с программой, включаю в них теоретический материал и конкретные примеры.

И хотя у ребят есть выбор, как воспроизвести материал (по учебнику или конспекту), большинство пользуется схемами, что указывает на эффективность данной технологии.

Опорные конспекты, схемы и таблицы помогают разнообразить урок, делают его наиболее запоминающимся, нестандартным; активизируют познавательную деятельность ребят, служат подспорьем в практической деятельности учащихся и, конечно же, помогают при подготовке к экзаменам.

Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ, развивают монологическую речь
Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями.

Использование схем  делает реальным ежедневный контроль знаний учащихся, совершенствование их оценки и самооценки.
Постоянно работая с опорными конспектами, дети полностью
« раскрепощаются» ( ведь всегда на помощь приходит справочная тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил).
Даже слабые ученики уверены в том, что не зря сидят на уроке, что способны разобраться в таком непростом русском языке. Они мыслят, активно работают; в классе устанавливается атмосфера взаимопонимания. Значит, проводимая работа имеет и важное воспитательное значение.

Перечисленные технологии формируют у учеников орфографическую грамотность, способствуют формированию прочных навыков грамотного письма, а также дисциплинируют детей, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

А как результат – повышение уровня обученности и качества знаний по предметам.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. В своей работе я руководствуюсь правилом:«Никто не может быть лучшим во всем, но всякий в чем-нибудь да лучший!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования

Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по  законам общественного развития  идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»          В   век   научно  - техническог...

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"

Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...

Презентация по теме "Система школьного образования в Германии"

Данная презентация может быть использована учителем для проведения уроков по теме "Школа" в 8 классе и для повторения этой темы в 9 классе во время повторительного курса( "Ferien ade!"). Автор учебник...

«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »

«Школа в Германии и России. Какая система школьного образования благоприятнее для здоровья детей? »...

Открытый урок по немецкому языку "Система школьного образования в Германии"

Данный материал предназначен для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как первый иностранный....

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...