доклад к семинару "Конструирование технологической карты урока"
статья на тему

Бурлакова НатальяАлексеевна

в докладе говорится об основных этапах конструирования технологической карты урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_seminaru_tekhnolog_karta_13.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Выступление на семинаре

Термин  «Технологическая карта » пришел в педагогику  из технических, точных производств.

Технологическая карта  - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.д.

(слайд 2) Существуют несколько определений, что такое технологическая карта в педагогике:

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,  обеспечивающий эффективное  и качественное преподавание  учебных курсов  в школе и возможность достижения  планируемых результатов освоения основных  образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение  сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

И ,наконец, на мой взгляд самое доступное  для понимания  определение  следующее:

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.

Междисциплинарная связь в науке  давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию педагогических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую  взаимодействия учителя  и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для  развивающего образования.

(слайд 3) Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • В ней должен  быть  описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно – ориентированного  подходов требует от учителя не только детальной операционно –деятельностной  структуризации урока, но и четкой фиксации  форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить  в технологической карте урока  специфику педагогической деятельности,  необходимо обратиться  к понятию деятельности.

(слай 4) Деятельность – специфически человеческая  форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование  действительности. Всякая деятельность включает в себя  цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и следовательно неотъемлемой характеристикой деятельности  является  ее осознанность .

В структуре технологической карты  урока необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

-максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

-координации и синхронизации  действий всех субъектов педагогической

Деятельности.

 (слайд 5) Какие основные моменты следует учитывать учителю  при подготовке к  современному уроку? Прежде  всего  необходимо рассмотреть этапы  конструирования урока:

1. Определение  темы учебного материала;

2. Определение  дидактической  цели темы;

3. Определение типа урока:

- урок открытия новых знаний  (урок формирования новых знаний);

-урок рефлексии (закрепление и совершенствование);

-урок методической направленности (комбинированный урок);

- урок развивающего контроля ( урок коррекции и контроля знаний, умений, навыков);

4. Продумывание структуры урока;

5. Обеспеченность урока;

6. Отбор содержания учебного материала;

7. Выбор методов обучения;

8. Выбор формы организации педагогической деятельности;

9. Рефлексия урока.

(слайд 6) Существуют структурные компоненты  технологической карты урока. Это:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока.

2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается) : задачи урока, тип урока, учебно - методически         комплекс.

3. Блок  организационно- деятельностный (структуризация на  действия и операции) : таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

 (слайд 7) Структура технологической карты включает:

  • Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
  • Цель освоения учебного содержания;
  • Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные,  информационно- интеллектуальную компетентность и УУД);
  • Основные понятия темы;
  • Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и  диагностические задания  на проверку его понимания и  усвоения;
  • Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;

 

Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока. Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование» , «Знакомство»,  и т.д. В формировании  цели следует избегать глагольных форм. Задача –данная в определенных условиях ( например в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута  в преобразовании этих условий, согласно определенной процедуре. Полный цикл продуктивного мышления  включает постановку  и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно ( учебные, игровые и т.д). Организованная последовательность задач  образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос « Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить»,  «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» и пр. Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формировании планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. Очень важный этап урока – рефлексия. Это обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности  учащихся. Существуют различные формы проведения рефлексии на уроке. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить  активность каждого  на разных этапах урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение  поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранной формы  работы.

- Сегодня я узнал на уроке;

- было интересно…;

- Я понял, что…  и т.д

Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте.

(слайды 8,9,10,11,12) Унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует, есть достаточно много шаблонов. На основании множества технологических карт урока можно подобрать для своей работы тот вариант , который  вам более приемлем. В зависимости от типа урока  по ФГОС количество этапов конструирования урока может меняться.  Предлагаю посмотреть несколько из них. ( показ различных шаблонов технологических карт)

(слайд 13) Технологическая карта позволяет учителю:

  • Реализовать планируемые результаты  ФГОС;
  • Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • Системно формировать у учащихся УУД;
  • Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • Определить возможности реализации межпредметных знаний  (установить связи и зависимость  между предметами  и результатами  обучения);
  • На практике реализовать метапредметные связи  и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися  на каждом этапе освоения темы;
  • Решить организационно-методические проблемы  (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
  • Соотнести результат с целью обучения после создания продукта  - набора технологических карт;
  • Обеспечить повышение качества образования;

 (слайд 14) Технологическая карта позволяет администрации школы:

Контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а  также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • Учебный процесс  по освоению темы  (раздела) проектируется от цели до результата;
  • Используются эффективные методы работы с информацией;
  • Организуется поэтапная самостоятельная  учебная, интеллектуально –познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 .(слайд 15) Технологическую карту отличают:

  • Интерактивность
  • Структурированность
  • Алгоритмичность
  • Технологичность и обобщенность информации

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность  школьников в п

.

Технологическая карта  дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся  под руководством учителя, формирование  и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).

Для опытного учителя  Технологическая карта  может заменить конспект урока, т.к включает  в себя  одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование  урока на каждом этапе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Конструирование технологической карты урока"

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос  что надо делать и в какой момент времени....

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Доклад "Разработка технологической карты урока"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....

Доклад на ШМО_Технологическая карта урока англ яз в рамках ФГОС

Доклад на ШМО_Технологическая карта урока англ яз в рамках ФГОС...

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока»

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на  МО «Школа педагогического мастерства»       Учитель  истории и общество...