Доклад: "Конструирование технологической карты урока"
учебно-методический материал на тему

Никитина Анна Валериевна

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос  что надо делать и в какой момент времени. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения  УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к.:

- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;

- в послешкольной жизни – получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;

- изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования  Федерального государственного образовательного стандарта?

По моему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос  что надо делать и в какой момент времени. Технологическая карта обычно строиться в виде таблицы. По вертикали указываются этапы урока, а по горизонтали, что выполняется на каждом этапе урока: деятельность учителя, деятельность ученика,  используемые методы, формы, дидактические задачи и др. Количество и оглавление колонок таблицы могут быть различными,  в зависимости от типа урока и панируемой деятельности.

Технологическая карта урока в отличии от плана или конспекта не отражает содержание учебного материала урока, однако в ней рассматривается более подробно методическая структура урока (методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деятельности).  Наиболее удобно использовать технологические карты на уроках с использованием информационно-коммуникативных средств.

При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии

  1. технологическая карта  имеет статус документа;
  2. в ней записан весь процесс;
  3. указаны операции, их составные части;
  4. названы материалы;
  5. перечислено оборудование;
  6. указаны инструменты;
  7. обозначены технологические режимы;
  8. рассчитано время;
  9. определён квалификационный статус исполнителей.

Создание технологической карты урока следует начинать с составления пояснительной записки, в которой необходимо отразить:

  1. название темы урока, класс
  2.  место и роль темы данного урока в курсе, разделе, темы; 
  3.  краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей класса, влияющих на методику и реализацию этого урока; 
  4. как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного урока,
  5. список используемой литературы.
  6. актуальность использования средств ИКТ (при необходимости)
  7. вид используемых на уроке средств ИКТ
  8. необходимое аппаратное и программное обеспечение

По ходу составления пояснительной записки формулируется цель и задачи урока.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более  тщательном планировании всех  этапов урока, приводящих к намеченному результату;

- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

Структура технологической карты включает:

 название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

 цель освоения учебного содержания;

 планируемые результаты (личностные, предметные, мета предметные,

информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

 мета предметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);  основные понятия темы;

 технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель

и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и

диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

 контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Этапы составления технологической карты

Организационный  момент (1мин)

Деятельность  учителя

Создает положительную мотивацию

Ориентировочно-мотивационный этап (8мин)

Организует повторение опорных  знаний.  Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание».

Постановка целей урока (2 мин)

Помогает  учащимися  сформулировать цели урока.

Создает условия для самоопределения учащихся на  деятельность и ее результаты.

Операционно-познавательный  этап (20-25 мин)

Передать знания по новой  теме.

Организовать целенаправленную  познавательную  деятельность учащихся, их  тренировку  в  тех действиях, которые  являются  целью  урока.

Организовать образовательные ситуации развивающего типа.

Контрольно-коррекционный  этап (8мин)

Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся.

Обеспечить самоопределение на домашнее задание.

Рефлексивный  этап (2 мин)

Проводит беседу по  вопросам: достигнуты ли  цели; пригодятся  ли  полученные  знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"

Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...

Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....