Роль информационных технологий в инновационной деятельности преподавателя экономических дисциплин
статья по теме

Бажанова Ирина Юрьевна

Статья посвящена опыту использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования преподавателя играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности преподавателя к ней является важнейшим условием его профессионального развития. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Главная цель инновационной деятельности - развитие преподавателя как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение преподавателя в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.[1],[3]

Инновационная деятельность, осуществляемая преподавателем в образовательном учреждении, позволяет ему подниматься на разные уровни своего профессионально-личностного развития.

Одним из ключевых направлений информатизации образования является применение информационных технологий в современном учебном процессе. Использование информационных технологий позволяет преподавателям повышать интерес обучающихся к дисциплине, формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, личностный подход в режиме педагогического сотрудничества преподавателя и учащегося, применять автоматизированную систему мониторинга усвоения знаний. [4]

В колледже на занятиях широко используются современные информационные технологии; компьютерное тестирование, мультимедийное сопровождение, информационные системы, электронные учебные пособия и информационные программы. Традиционные занятия с мультимедийным сопровождением с применением интерактивной доски становятся более зрелищными и интересными и позволяют в рамках одного занятия подать новый материал, а также на примерах обсудить его практическую значимость и более глубоко осмыслить информацию. С целью наглядного предъявления изучаемого материала, преподавателями колледжа эффективно используются презентации, созданные с помощью программы Microsoft  Power Point. Электронная презентация сочетает информационную, мотивирующую, воспитательную, развивающую функции и позволяет преподавателю актуализировать знания студентов, иллюстрировать сложный теоретический материал, способствует созданию проблемной ситуации. Электронные презентации часто применяются при объяснении нового материала, последовательно отражая содержание изучаемого материала. На практических занятиях презентации позволяют быстро и эффективно провести опрос обучающихся, оценить их уровень владения материалом.

При отработке пропущенных студентами занятий применение презентаций тоже эффективно. Студенты  сами охотно создают презентации, что позволяет им закреплять и систематизировать знания, творчески представить преподавателям и другим студентам свой интеллектуальный продукт: результат выполнения самостоятельной исследовательской работы или творческого проекта, реферата, доклад, сообщение, курсовую и дипломную работу. Созданные студентами презентации используются как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях – конференциях, занятиях факультативов.

Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний студентов. Новые системы  контроля знаний на базе ИКТ создают широкие возможности для разработки индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, для обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику студента, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Очень важно, что система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна для студента, поскольку дает ему возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что уменьшает в значительной мере фактор тревожности [2]

Литература

  1. Волченкова ТВ. Формирование у педагогов готовности к инновационной педагогической деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2009.
  2. Красильникова В.А. Информационные и коммуникативные технологии в образовании:учебное пособие / В.А.Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006
  3. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008
  4. http://Ье1уk5.пагоd.гu/1КТ пеw.htm Беляков Е.В. Понятие информационно -коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий во внеурочной деятельности

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 050503 Технология

Программа учебной дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников п...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

Статья Чернушевича Н.Н., преподаватель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности ГБОУ СПО «МУ № 9 ДЗМ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ из Научного сборника Института управления и информатики 2011.

Интернет и всеобщая компьютеризация населения, новые информационные технологии коренным образом изменили менталитет нового поколения студентов. Использование компьютеров сформировало особый, мозаичный...

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики...