Главные вкладки

    Роль информационных технологий во внеурочной деятельности
    статья по теме

    Гусев Вадим Вячеславович

         Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Министерство образования Московской области

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Московский Государственный Областной Гуманитарный   институт

    Факультет повышения квалификации

    Практико-значимый проект

    на тему « Роль информационных технологий во внеурочной деятельности».

    Выполнил:

    слушатель ФПК

    учитель русского языка

    и литературы

    МОУ СОШ № 1

    г.о. Орехово-Зуево

    Гусев Вадим Вячеславович

    г.о. Орехово-Зуево, 2012 г.

    Содержание работы

    Внедрение информационных технологий в школьной практике …стр. 3

    Использование компьютерных программ во внеурочной деятельности и на уроках русского языка    ………………………………………….стр. 6

    Использование компьютерных программ во внеурочной деятельности и на уроках литературы ……………………………………………….стр. 17

    Описание инновационного опыта учителя ………………………..стр. 20

    «Союз» педагогических технологий и компьютеризации ……….

    1.Внедрение информационных технологий в школьной практике.

           Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
    Обучение на основе информационных технологий отвечает следующим принципам:
    - принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность учащихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;
    - принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;
    - принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии;
    - принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.
        Внедрение информационных технологий в практику обучения осуществляется путём использования программно-педагогических средств.
    Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:
    - увеличивается скорость овладения учебным материалом;
    - наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;
    - становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;
    - в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
    - модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.
         С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:
    - индивидуализация и дифференциация процесса обучения (За счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);
    - осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
    - осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;
    - высвобождение учебного времени.
        Если учесть, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной обучаемому, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:
    - учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;
    - реальное достижение результатов при компьютерном обучении возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала;
        Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определённой системе.
        Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
        Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.

    2. Использование компьютерных программ во внеурочной деятельности и на уроках русского языка.   
         В своей педагогической деятельности я пришёл к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка, литературы, а также во внеурочной деятельности. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше.   Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
        Я убежден, что задача каждого учителя-словесника -- сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.
    Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
    1.Значительно сэкономить время на уроке .
    2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
    3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

           Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать,  где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
    1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
    2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
    3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
    4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
    5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).
        Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
          Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи. Может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.
          Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
    1. Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
    2. Задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
    3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;
    4. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";
    5. Программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;
    6. Помогают научиться делать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы;
    7. Программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-лингвистов;
    8. Имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала при объяснении нового материала, при объяснении новой темы на уроках русского языка, для удобства их использования существует Альбом. Есть возможность распечатать данный материал;
    9. В работе могут быть использованы поддерживающие "Учебник", "Словари примеров", собранные в "Справочных материалах", сами статьи "Учебника";
    10. Имеются индивидуальные консультации по любой форме экзамена по русскому языку: сочинение, диктант, изложение, русский устный.
    Особое внимание я уделяю продуктам серии « 1С русский язык».
    А «Уроки Кирилла и Мефодия» использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже стал незаменимым помощником. Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
        В моем кабинете русского языка в 2010 году были установлен компьютер. Пока, к сожалению, только один, но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем их количество увеличится. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
        Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
    С какой целью я применяю компьютер в урочной и внеурочной деятельности?

        Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
    - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
    - обогащение словарного запаса;
    - овладение нормами литературного языка;
    - знание лингвистических и литературоведческих терминов;
       Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
    В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
      Учителю-словеснику прежде всего необходимо разработать методику изучения той или иной темы, того или иного раздела, а затем определить роль и место ПК в учебно-воспитательном процессе. При составлении плана работы с ПК надо стремиться к тому, чтобы были реализованы все взаимосвязанные функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная) и чтобы могли проявиться самостоятельность, инициатива, творчество учащихся. Создавать положительные мотивы учения и стимулировать познавательный интерес в учении помогают проблемные ситуации, которые следует предусматривать учителю.
        При планировании необходимо также максимально использовать наглядно- иллюстративный материал, стремясь к тому, чтобы учащиеся, усваивая содержание новой темы или нового правила и способы оперирования новыми знаниями на практике, прежде всего,  уяснили принципы построения этого учебного материала. Тогда будет обеспечено глубоко осмысленное восприятие и запоминание учебной информации.
    Необходимо также включать учебные задачи, которые обеспечивают необходимость практического применения знаний, формирование умений и навыков. Школьники должны не только правильно решать учебные задачи, но и усвоить способ их решения. Поэтому очень важно, подбирая учебные задачи, учитывать те типичные затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении упражнений.
        Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
       Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Кроме того, учитель может проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником в его индивидуальном темпе. В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчёркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы.
       Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести упражнение до конца, опираясь на необходимую помощь. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников классе. Кроме того,  трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные «ключи» для успешного решения поставленной задачи.
      Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы ( за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические), решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом, активизируют познавательную деятельность учащихся. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала, он потребует от учащихся применения знаний на практике, что так необходимо для выработки умений и навыков. Наконец, использование компьютера даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения.
    Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:
    • изучение новых знаний и формирование новых умений;
    • практического применения знаний, умений;
    • обобщения и систематизации изученного;
    • контроля и коррекции знаний, умений;
    • комбинированные (смешанные);
    Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
    - на зрительное восприятие;
    - вставку букв;
    - постановку знаков препинания;
    - графическое обозначение единиц языка разных уровней;
    - редактирование текстов.
       Правильная организация уроков с использованием ПК способствует максимальной интенсификации процесса обучения, так как за ту же единицу времени учащиеся успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков.
       Когда следует применять ПК? Ответ однозначен - тогда, когда другие средства оказываются менее результативными. При этом надо сразу подчеркнуть, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.
        Правильная организация уроков с использованием ПК требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Поэтому перед учителем стоит задача: видеть в уроке не только учебно-воспитательную проблему, но и определить пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ребенку. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Эффективность таких уроков невозможна без переосмысления основ процесса обучения. В первую очередь изменения затрагивают характер взаимодействия ученик – учитель. Учитель из организатора учебной работы становится своеобразным и часто незаметным помощником обучаемого. Это изменение влияет на отбор и организацию содержания обучения, на определение метода и форм обучения.       Компьютерное обучение становится катализатором передовой педагогической теории, ориентированной на развитие личности обучаемого.
    А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
          Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие.


       Применение компьютерных программ на уроках русского языка вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе русского языка и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.
    При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.
      Я убедился, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

      3. Использование информационных технологий на уроках литературы.

         На уроках литературы компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

       Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

        Использование ПК на уроках дает высокие результаты:

    - развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

    - способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

    - помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

    - развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

         Мною  предлагается пример использования информационных технологий при изучении творчества Ф. И. Тютчева в 10-м классе. На уроке используются ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» (уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс). Рассмотрим только те фрагменты уроков, где применяются информационные технологии для формирования коммуникативных компетенций.

        Итак, 1-ый урок. После беседы о впечатлениях от прочитанных стихотворений, актуализации уже имеющихся знаний о Ф. И. Тютчеве, переходим к работе с программой «Кирилл и Мефодий» (включить программу по литературе «Кирилл и Мефодий» (Значок "Литература«® уроки литературы® урок 30. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество). Записать тему и цель урока, план, рассмотреть портрет поэта. (1 слайд). Нажав клавишу «Уроки», переходим к уроку 31. Далее, нажав клавишу «Содержание», можем выйти в Интернет-ресурсы и побывать в усадьбе Тютчева в селе Овстуг, посмотреть портреты родителей и т.д. На этом же этапе следует записать и основные темы и мотивы в лирике Ф.И. Тютчева.

        Итог: используя лекционный метод в рамках информационных технологий, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируем коммуникативную культуру ученика.

         Формы коммуникативных действий: слушание, беседа по данному материалу, пересказ по плану —  домашнее задание, доклад по теме урока —  домашнее задание. При выполнении домашнее задание учащиеся используют информационные технологии: Интернет-ресурсы, статью в уроке 30.

         На 2-м уроке работа с теорией литературы. После проверки домашнего задания и вступительного слова учителя открываем урок 31, слайд 9. Знакомимся с художественными особенностями лирики Тютчева и повторяем термины, необходимые при анализе стихотворения. Во время работы в тетради вести конспект, обращаться к словарю по ссылке. (Учитель комментирует информацию на слайдах, акцентирует внимание на терминах). Закрепляем материал (работа в парах) на  тренажере (возможна помощь).

        Итог: использование метода выборки способствует формированию навыка работы с большим количеством информации, на уроке идёт интенсивное повторение и словарная работа. Укрепляем знания по теории литературы, развиваем понятийный аппарат, формируем готовность и способность свободно и компетентно говорить при анализе стихотворений.

         Уроки с использованием информационных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты. На уроках с использованием информационных технологий интерес не ослабевает. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

    4. Описание инновационного опыта учителя

            Современность характеризуется все большим внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь. Для школьника стало нормой общение, получение информации  через Интернет. Стало привычным использование различного рода медиапродуктов. Ребенок легче воспринимает материал, полученный привычным для него способом. В этой связи навязывание ребенку устаревших форм и методов преподавания приводит к естественной реакции – сопротивлению.

          Одним из  вариантов решения сложившейся проблемы может стать использование компьютера на уроках литературы, которое многие учителя рассматривают скептически.

           Однако опыт нескольких лет работы в данном направлении показал желание учеников систематически работать с компьютером, который  интересен не только как предмет изучения, но и как средство обучения на уроках, способствующее улучшению качества образования.

    Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить  личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета  как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования. Таким образом, в  процессе работы  по данному направлению решаются важные задачи современного образования. Результатом работы ребенка является защита  проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций.

           Система оценки включает в себя оценивание, которое осуществляется с трех позиций:

    Самооценка

    Оценка учащихся

    Рецензия преподавателя.

         Организованная подобным образом деятельность учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционными  методиками:

    Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

    Моделирование и визуализация изучаемого материала.

         Часто встречающиеся в учебной практике доклады и сообщения учеников даже при хорошей подготовке, как правило, имеют малую эффективность в силу того, что материал, воспринимаемый только на слух, запоминается трудно. Если тот же самый доклад представить в виде компьютерной презентации, то материал усваивается эффективнее, то есть идёт формирование  методологического аппарата познавательной и практической деятельности.

         При подготовке презентаций ученик отбирает и систематизирует материал, выделяет главное, вырабатывает определенный алгоритм размещения слайдов. Демонстрация такой презентации носит и обучающий характер: учит конспективно записывать сложный теоретический материал.

        Все презентации, созданные учащимися, хранятся в компьютере и могут быть использованы учителем и учениками  на уроках повторения или в других классах, таким образом,  создаётся банк информационных презентаций.

          Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций   воспитывает     эстетический вкус учащихся. 

               Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов.

         Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся. Показателем  результативности опыта является высокая  степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

    Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые  компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

       

         

                  5. «Союз» педагогических технологий и компьютеризации

            Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Исходя из этого, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

         Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Я полагаю, что эти опасения напрасны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

          Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, так как проходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

         Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов, на факультативных занятиях, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.

           На уроках русского языка и литературы я использую следующие приемы компьютерных технологий:

    1. Компьютерные тесты. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. Многие мои ученики регулярно выбирали экзамен по русскому языку в форме тестирования и удачно справлялись с ним. Поэтому при подготовке к ЕГЭ мы избежали некоторых трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся других школ. При проведении уроков использую СD-диски «Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации. 1С»

          Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

    2. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов. В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

         Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

    3. Создание мультимедийных презентаций. Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.

         Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п.

    Когда использую мультимедийные презентации?

    – Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.

    – Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада.

    – Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)

         При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

    4. Творческие задания. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц) ,научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

    5. Дидактические материалы. Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:

    – повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

    – увеличивают объем использования наглядности на уроке;

    – экономят время учителя при подготовке к уроку.

    Дидактические материалы представлены в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы

    6. Проекты. Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Примером такой деятельности могут служить проекты к уроку развития речи в 6 классе по программе С.И. Львовой «Подготовка к написанию сочинения по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

    В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий:

    – повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

    – повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

    – осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

    – обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

    – улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

    – повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

    – расширяет объём предъявляемой учебной информации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение информационных технологий во внеурочной деятельности

    Применение информационных технологий во внеурочной деятельности...

    Информационно-комуникационные технологии во внеурочной деятельности по химии

    Опыт работы по использованию информационно-комуникационных технологии  во внеурочной деятельности по химии...

    Роль информационных технологий в инновационной деятельности преподавателя экономических дисциплин

    Статья посвящена опыту использования информационных технологий в преподавании экономических дисциплин....

    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

    РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ...

    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности.

    Здесь представлен опыт работы использования информационных технологий во внеурочной деятельности....

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

    Статья для высткпления на МО учителей информатики, математики и физики...

    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

    Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности,в которой в соответствии с основной образовательной программой решаются задачи воспитания и социализации,развития интересо...