Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии
методическая разработка по биологии на тему

Калакуцкая Ольга Юрьевна

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности,в которой в соответствии с основной образовательной программой решаются задачи воспитания и социализации,развития интересов,формирования универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Задачи организации внеурочной деятельности:

  1. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.
  2. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта исследовательской деятельности, творческих способностей.
  3. Формирование экологической культуры.

 В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность по биологии закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

   В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить внеурочную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов

 В своей работе использую несколько видов проектов

  •  Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
  • Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
  • В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
  • В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

    В проектной деятельности учащиеся активно используют возможности информационных технологий: поиск и обработка информации, создание презентаций.

            При выполнении самостоятельных практических работ, ученик имеет возможность воспользоваться Интернетом с учительского компьютера для получения необходимых данных. Презентации позволяют удачно совмещать текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и воздействовать на различные сенсорные системы учащегося. Презентации помогают развивать зрительную память и акцентировать внимание  школьников на наиболее важных моментах.

        Виртуальная лабораторная работа представляет собой интерактивный материал, который позволяет моделировать реальные лабораторные работы.

Факт: программа по биологии

предусматривает большое количество

лабораторных работ

 Проблема: многие

явления и опыты образовательного характера

провести в условиях учебного заведения бывает сложно

Многие лабораторные исследования невозможно показать ученику, так как они часто связаны с острыми опытами на животных (фистульная методика на собаках по И.П.Павлову, изучение физиологии нервной деятельности на лягушках и так далее), или с контактом с естественными жидкостями организма (кровь, слюна, моча). Виртуальные лабораторные работы снимают все вышеупомянутые ограничения.

Проведение лабораторных работ в

интерактивном режиме предполагает:

-  формирование практических навыков;

- приобретение навыков использования

лабораторного оборудования;

 - проведение

самостоятельных наблюдений в процессе

выполнения лабораторных работ;

- решение

экспериментальных задач;

- формирование

естественнонаучного знания.

Преимущества использования виртуальной

лаборатории. 

-  заменяет (полностью или на

определённых этапах) натуральный объект

исследования;

-  позволяет гарантированно

получить результаты опытов;

-  избежать

нанесение вреда живым организмам;

- сфокусировать внимание на ключевых

сторонах исследуемого явления;

- сократить

время проведения эксперимента.

Используемые средства обучения.

http://www.virtulab.net/ 

Демонстрация лабораторных работ

Выводы

- Интерактивные уроки позволяют

показать и рассказать о любых явлениях

природы, даже самых сложных, просто и

понятно самому непонятливому ученику.

-Увлекательные интерактивные занятия и

лабораторные работы, можно проводить с

ребенком в домашних условиях по различным

наукам: физика, биология, химия, экология.

-Меняя параметры в

интерактивной лаборатории, пользователь

видит изменения в 3D среде как результат

своих действий.

Послушай – и ты поймёшь. Посмотри – и

ты запомнишь. Сделай – и ты научишься.

Китайская мудрость.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Конечно,  заменить живое слово компьютер не может, но новые ресурсы облегчают труд  учителя, делают его более интересным, эффективным.

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»

Использование компьютерных технологий наданном уроке позволяет сделать следующее: 1.обобщить и повторить большой объем лексического и грамматического материала по теме «Мой рабочий день»;2....

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности.

Здесь представлен опыт работы использования информационных технологий во внеурочной деятельности....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

Статья для высткпления на МО учителей информатики, математики и физики...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"

В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инн...

Использование информационных технологий на уроках химии и биологии.

Использование ИКТ технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа обучения, применению личностно-ориентированного подхода к обучению....