Главные вкладки

    Особенности оценивания учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в 10 классе
    материал (10 класс) по теме

    Белобрюшкова Елена Алексеевна

              В курсе ОБЖ необходимо оценивать не только знания, но и  способность  применять эти знания и умения для решения практических  и ценностно-ориентированных задач. Поэтому важно введение дополнительно к традиционным новых видов оценивания, повышающих мотивацию, учитывающих индивидуальные способности учащихся. Задания для учащихся   должны   стимулировать учебно-познавательную деятельность, развивать мышление, вызывать интерес,  учитывать уровень развития ученика, строиться на междисциплинарной основе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл referat_sovr._sr-va_otsen.docx181.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТEРСТВO OБРАЗOВАНИЯ И НАУКИ РOССИЙСКOЙ ФEДEРАЦИИ

    ФEДEРАЛЬНOE ГOСУДАРСТВEННOE БЮДЖEТНOE OБРАЗOВАТEЛЬНOE УЧРEЖДEНИE

    ВЫСШEГO ПРOФEССИOНАЛЬНOГO OБРАЗOВАНИЯ

     «МУРМАНСКИЙ ГOСУДАРСТВEННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВEРСИТEТ»

    (ФГБOУВПO МГГУ)

    ФАКУЛЬТEТ EСТEСТВOЗНАНИЯ, ФИЗИЧEСКOЙ КУЛЬТУРЫ И БEЗOПАСНOСТИ ЖИЗНEДEЯТEЛЬНOСТИ

    КАФEДРА БEЗOПАСНOСТИ ЖИЗНEДEЯТEЛЬНOСТИ И OСНOВ МEДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

     

    РEФEРАТ

    OСOБEННOСТИ OЦEНИВАНИЯ ДOСТИЖEНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРOКАХ OБЖ В 10 КЛАССE

                                                                      Выпoлнила: студeнтка 5 курса,

                                                                     oчнoй фoрмы oбучeния,

                                                                           группы БЖД – 05

                                                                              Бeлoбрюшкoва Eлeна Алeксeeвна

                                                                             

                                                       

            

    Мурманск

    2012

    СOДEРЖАНИE

    ВВEДEНИE………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА I. АНАЛИЗ OСOБEННOСТEЙ КOНТРOЛЯ УЧEБНЫХ ДOСТИЖEНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧEБНOМ ПРOЦEССE……………………4

    1. Сoврeмeнная практика кoнтрoля учeбных дoстижeний…………………4
    2. Oснoвныe характeристики кoнтрoля учeбных дoстижeний……………5

    ГЛАВА II. OСOБEННOСТИ OЦEНИВАНИЯ ДOСТИЖEНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРOКАХ OБЖ ………………………………………………………….......11

    2.1. Oснoвныe характeристики учeбнoгo прoцeсса и систeмы oцeнивания учащихся 10-х классoв на урoках OБЖ………………………………………...11

    2.2. Функции систeмы oцeнивания в рамках курса OБЖ……………………..14

    2.3. Мeтoдичeскиe рeкoмeндации пo oцeниванию учащихся на урoках OБЖ........................................................................................................................14

    ЗАКЛЮЧEНИE………………………………………………………………….18

    СПИСOК ИСТOЧНИКOВ И ЛИТEРАТУРЫ…………………………………19

    ВВЕДЕНИЕ

    Изменения, происходящие в стране, затрагивают все стороны нашей жизни. Школа, в том числе, должна по новому взглянуть на процесс образования, уточнить и переосмыслить его цели, содержание, способы организации обучения.

    Важными показателями развитой личности, способной к успешной социализации, являются  сформированные личностные качества,  способность к продуктивной творческой деятельности и  саморазвитию. Школа должна  формировать   у своих воспитанников  умение справляться  с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них, уметь прогнозировать последствия. Соединить требования стандарта и жизни способен компетентностный подход.

    В связи с этим возникает необходимость пересмотра оценки качества образования. Хорошо отлаженный механизм адекватной оценки непосредственно способствует повышению успеваемости и познавательной активности учащихся, развитию инициативы, творческих способностей. [10]

    В курсе ОБЖ необходимо оценивать не только знания, но и  способность  применять эти знания и умения для решения практических  и ценностно-ориентированных задач. Поэтому важно введение дополнительно к традиционным новых видов оценивания, повышающих мотивацию, учитывающих индивидуальные способности учащихся. Задания для учащихся   должны   стимулировать учебно-познавательную деятельность, развивать мышление, вызывать интерес,  учитывать уровень развития ученика, строиться на междисциплинарной основе.

    Главное в оценочной деятельности педагога в рамках курса ОБЖ – личностный подход, когда ребенок сравнивается себя с самим собой вчерашним. Это позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие.

    ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Современная практика контроля учебных достижений

    Для того чтобы система контроля эффективно воздействовала на образовательный процесс, необходимо выявление роли контроля в обучении и развитии личности. Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. [1] Поэтому понимание того, что мы измеряем и оцениваем, как анализируем и интерпретируем результаты педагогических измерений, является одним из важных аспектов совершенствования образовательной системы, управления и развитием контрольно – оценочного процесса.[2, с. 20]

    Среди большого числа показателей качества образовательной системы основным по–прежнему является подготовленность обучающихся, а комплексным показателем их подготовленности в теории педагогических измерений признаются учебные достижения в той или иной предметной области. Однако появившиеся в связи с развитием учебного контроля термины «подготовленность», «учебные достижения», «уровень учебных достижении» и «качество учебных достижений» иногда используются как синонимы, что вводит в заблуждение многочисленных пользователей статистической образовательной информации. Отсутствие единого подхода значительно затрудняет понимание того, что мы измеряем, а также делает неоднозначной интерпретацию характеристик личности и результатов учебного труда. [2, с. 25]

    Структура учебных достижений достаточно сложна. К учебным достижениям относятся в первую очередь знания, умения, навыки и общеучебные компетенции школьников, гибкость мышления, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность обучения, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, целеполагание, мотивация, ценностно–смысловое отношение к обучению и контролю. [2, с. 25]

    1. Основные характеристики контроля учебных достижений

    Комплекс необходимых показателей обеспечивает целостное, качественное и количественное представление о состоянии объекта исследований и динамике его изменений. При всем многообразии показателей качества современного образования наиболее значимыми по–прежнему остаются качество усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений на каждой стадии обучения, т.е. когнитивно–практический компонент образования. Именно поэтому оценивание качеств личности идет в первую очередь по когнитивной составляющей – уровню учебных достижений как объекту педагогических измерений. [2, с. 25]

    Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. [9]

    Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету.

    Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле взаимоконтроле.

    В - третьих эта цель предполагает воспитание и у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. [3, с.14]

    Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

    - Контролирующую

    - Обучающую (образовательную)

    - Диагностическую

    - Прогностическую

    - Развивающую

    - Ориентирующую

    - Воспитывающую. [7]

    Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. [4, с.32]

    Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. [4, с.33]

    Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. [4, с.33]

    Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). [4, с.33] Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

    Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. [4, с.33]

    Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

    Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у школьников ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. [4, с.33]

    Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

    В работах разных авторов и исследователей можно найти и другую номенклатуру функций контроля. Так, Л.М. Фридман отмечает следующие функции контроля: ориентирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая, развивающая, контролирующая и управляющая. B.C. Аванесов выделяет три функции контроля: диагностическую, обучающую и воспитывающую.

    Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. [4, с.33]

    Как известно, контроль должен быть:

    а) целенаправленным;

    б) объективным;

    в) всесторонним;

    г) регулярным

    д) индивидуальным. [9]

    Раскроем эти принципы контроля подробнее:

    а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения. [9]

    б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.[9]

    в) Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки. [9]

    г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.[9]

    д) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика. [9]

    Раскроем эти принципы контроля подробнее:

    а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения. [9]

    б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.[9]

    в) Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки. [9]

    г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.[9]

    д) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика. [9]

    На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

    1. Предварительный.
    2. Текущий.

    3. Периодический (тематический, рубежный).

    1. Итоговый.[5,с. 226]

    Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

    В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

    а)Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика).

    б)Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища)

    в)Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). [9]

    Также на практике выделяют 3 формы контроля:

    1. Индивидуальная

    2. Групповая

    3. Фронтальная [6, с.36 ].

    При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

    Такая форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

     Групповую форму контроля применяют:

    а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

    б) При выделении приемов и методов решения задач

    в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

    Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

    При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.[6, с.37]

    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ

    2.1. Основные характеристики учебного процесса и системы оценивания учащихся 10-х классов на уроках ОБЖ

    С  учетом интересов развития личности  работа по курсу ОБЖ начинается  с составления рабочей программы, в которой  по каждой теме конкретизированы составляющие качества образования. Кроме этого в   рабочей программе определено, какими внутрипредметными  и межпредметными  знаниями должен владеть ученик перед изучением темы.  Далее по каждой теме отмечено, что должен ученик узнать,  какими коммуникациями овладеть и какие ценностные ориентиры приобрести. [10]

     Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» учащиеся должны усвоить, что такое здоровье и здоровый образ жизни. Кроме этого, в рабочей программе  указана форма контроля знаний,  конкретизированы задания по теме.

    Тема «Военная служба» не только знакомит учащихся с понятиями, они учатся определять виды и рода войск, её структуру, дают оценку  роли  военных сил.

     Согласно рабочей программе разрабатываются  вопросы для оценки учащихся.

    Разработанные задания для контроля знаний у старшеклассников  состоят из трех частей.[10]

    Первая часть заданий (репродуктивный уровень) дает возможность   оценить  предметные знания,  умение ориентироваться в многообразии информации. Это могут быть тестовые задания,  вопросы    на  знание законов, терминов,  на  умение выделять смысловые группы. Учащиеся показывают, какие знания по предмету они приобрели.

     Вторая группа заданий (конструктивный уровень) дает возможность оценить деятельностные навыки учащихся.  В качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность ученика, применяя знания,  используя формулы,  изученные, правила, самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях. Как правило, в этой части  используются ситуационные задачи. Такие задачи полностью соответствуют реальным жизненным  событиям: оказание ПМП пострадавшему, алгоритм действий при кораблекрушении и т.п.

    Задания третьего блока  позволяют  проследить  личностные ориентиры учащихся,  оценить  способности оптимально сочетать теорию и практику, критически оценивать полученные результаты и реальные жизненные ситуации. Это  задания на самостоятельность суждений, выводов, поиск вариантов решений.

    Особенностью является то, что каждая часть содержит несколько вопросов  разного уровня сложности, каждому из которых соответствует балл. Например, из пяти (трех) заданий  в каждой группе определяется самое легкое, которому приписывается цена – «1», более сложному «2», и т.д. Вычисляется максимально - возможное количество баллов, как по каждой отдельной части, так  и в совокупности, указывается шкала «баллы – оценка».

    Задания ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объемов работы, интеграцию. Учащиеся определяют  уровень своих знаний  и выбирают  задания соответствующего  уровня сложности, выполняют их,  затем  оценивают  результат своей деятельности. При оценке они учитывает свою работу как сумму баллов за различные задания, выбранные самостоятельно,  далее  баллы переводят в оценку. Причем самооценка ученика предшествует учительской:  он знает, сколько баллов набрал, что не выполнил, с чем не справился. Таким образом, уровень достижений учащихся отражается дифференцировано. Если задания вызывают затруднение, то необходимо восполнить пробелы в знаниях по данной теме.

    Такой подход к обучению позволяет реализовать индивидуальный подход к ученику: каждый из них работает в удобном для него темпе, решает посильную задачу.

    Таким образом, основным ориентиром системы оценки учебных достижений учащихся становится не столько выяснение того, в какой мере учащиеся усвоили знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько выявление их способностей  использовать полученные знания для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Важна переориентация на оценку способности применять полученные  в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях. [10]

    Такая форма работы  дает возможность за короткий срок  отследить уровень знаний учащихся, определить проблемы при изучении определенных тем и наметить перспективы работы каждого ученика, реализуя индивидуализацию образовательного процесса.

    2.2. Функции системы оценивания в рамках курса ОБЖ

    Система оценивания выполняет три функции: [11]

    1. Нормативная функция, которая включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.
    2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей.
    3.  Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.

    2.3. Методические рекомендации по оцениванию учащихся на уроках ОБЖ

    Опираясь на перечисленные функции, Положение об аттестации обучающихся можно сформулировать следующие требования к системе оценивания учащихся:

    • система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс ОБЖ.

    При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен;

    • система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

    При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся;

    • в механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания;[11]
    • в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

    При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий;

    • система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

    Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности. [11]

    • система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.

    Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

    • система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

    Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.

    Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся предполагает выполнение следующих методических рекомендаций по оценке образовательных достижений современных школьников в курсе ОБЖ:

    • отказ от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний, переход к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к безопасной жизнедеятельности;
    • ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
    • дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказ от привычной ориентации на «среднего ученика» и переход к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля;
    • изменение практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период.[11]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, мы выяснили, что на всех этапах развития школы при усилении демократических начал на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. [10]

    Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

    Одной из составляющих образовательного процесса по курсу ОБЖ является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Именно она является наиболее основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.

    При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но и в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса по предмету, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

    В общем, система оценивания и самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса по курсу ОБЖ, что определяет его исключительную важность.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Басова, Н. В. Пeдагогика и практичeская психология [Тeкст]: учeб. пособиe / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: Фeникс, 2000. – 416 с.
    2. Eфрeмова, Н.Ф. Тeстовый контроль в образовании [Тeкст] / Н.Ф. Eфрeмова – М.: Издатeльство «Логос», 2007. – 368 с.
    3. Лантратов,  О.И. «К вопросу создания адаптивной тeстовой систeмы» [Тeкст] / О. И. Лантратов, А. Н. Самодeлов, В.В. Коновалeнко // «Соврeмeнныe проблeмы науки и образования» - 2011. - №6. -  с.14
    4. Милушкин, А.А. Эффeктивная форма контроля. [Тeкст] / А.А. Милушкин  // Школа и производство. - 1999. - №5.- с.32
    5. Пeдагогика  [Тeкст]: учeбноe пособиe для студ. высш. пeд. учeб. завeдeний / В. А. Сластeнин, И. Ф. Исаeв, E. Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
    6. Чернявская, А.П.,  Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебно-методическое пособие  / А.П. Чернявская, Б.С. Гречин. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 98 с.
    7. Толстова Г.Г., Контроль знаний учащихся на уроках информатики  [Электронный ресурс] / ИТО- 2010. – Секция II. Режим доступа : http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/5/II-5-13.html, свободный. – (Дата обращения: 21.04.2012).
    8. Воронов, В.В.  Дидактика [Электронный ресурс] /В. В. Воронов// УБД «Ресурс образования». – Режим доступа: http://mgou.h11.ru/index.php?pаge=r691f2d7&directory=6 , свободный. (Дата обращения: 22.04.2012)
    9. Вабищевич, С.В. Контроль и оценка знаний учащихся [Электронный ресурс] / Электронный УМК «Методика преподавания информатики». - http://phys.bspu.unibel.by/stаtic/um/inf/mpi/lekc/indexlekc_mpi.htm, свободный. – (Дата обращения: 22.04.2012)
    10.  Стрельцова, О. В. Оценивание учебных достижений учащихся на уроках [Электронный ресурс] /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -  http://festivаl.1september.ru/аrticles/511535/, свободный. – (Дата обращения: 22.04.2012)
    11. Шую Т.Н. Система оценивания. Теоретические положения [Электронный ресурс]/ Сайт - портфолио Шую Татьяны Николаевны.- http://shuiu.ucoz.com/publ/sistemа_ocenivаnijа_teoreticheskie_polozhenijа/1-1-0-21, свободный. – (Дата обращения: 22.04.2012)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

    Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

    Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

    Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

    «Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

    Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

    Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

    В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

    Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

    Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

    Оценивание учебных достижений учащихся на уроках бурятского языка

    Современное образование предусматривает комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Акцент делается на оценку индивидуальных достижений обучающихся в процессе ...