Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната
статья на тему

Пакачакова Татьяна Васильевна

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, которая делает акцент на воспитании. Основная функция педагогов-воспитателей пришкольного интерната – ответственность за качество воспитательной работы с учащимися, за соблюдение установленного распорядка дня, правил поведения учащихся в интернате, за охрану и укрепление здоровья детей, за организацию их питания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханнинен Татьяна Олаховна, воспитатель, МБОШИ Аскизский лицей-интернат Аскизского района Республики Хакасия

СОЗДАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому глубоко назрела необходимость создания  в образовательных учреждениях концепции культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию, которая и решается посильными способами и методами непосредственно на местах.

Для педагогов Аскизского пришкольного интерната, как любого другого образовательного учреждения, очевидно, что необходимо решать одну из приоритетных воспитательных задач: формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур. Главной целью межкультурного компонента в воспитании является выработка навыков межкультурной компетенции. 

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии.

Однако как бы ни был значим и интересен объем передаваемой информации, ребенок не может быть подготовлен к межкультурному взаимодействию, пока не получит адекватного воспитания. Поэтому наша модель поликультурного образования делает акцент на воспитании, а не на образовании, тем более что основная функция педагогов-воспитателей пришкольного интерната – ответственность за качество воспитательной работы с учащимися, за соблюдение установленного распорядка дня, правил поведения учащихся в интернате, за охрану и укрепление здоровья детей, за организацию их питания.

Результатами поликультурного воспитания становятся:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • способность общаться;
  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

Несмотря на то, что в Аскизском пришкольном интернате воспитываются дети в основном титульной в РХ нации (всего около 3% – дети других национальностей), педагоги интерната ведут плодотворную работу по воспитанию уважения к любой национальной культуре. Воспитатели, используя свой профессиональный опыт и духовно-личностные качества, стараются формировать нравственность, духовность и патриотические чувства в наших воспитанниках.

Благодаря культурному синтезу и интеграции коллектива воспитанников Аскизского пришкольного интерната в нацию межгрупповые контакты у детей протекают в более благоприятных условиях, происходит обобщение позитивного опыта подобных контактов.

Таким образом, от качества укрепления межкультурного и межполитического общения зависят благополучие, безопасность и экономическая стабильность наций, населяющих нашу планету.

Список литературы

  1. Бермус, А.Г. Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в поликультурном социально-воспитательном пространстве, 2001.
  2. Воскресенская, Н.М. Образование и многообразие культур//Педагогика. №2/2000.
  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. — М.: Просвещение, 2009. -25 с.
  4. Джуринский, А.Н. Педагогика межнационального общения /А.Н. Джуринский. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного сознания у воспитанников пришкольного интерната в условиях поликультурного образования

Проблема культуры общения – одна из самых острых в интернате. В средней школе, когда в Аскизский пришкольный интернат заселяются дети-пятиклассники из небольших сёл Аскизского района, начинает складыв...

Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната

В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...