Использование ЭОР
статья на тему

Тертица Елена Владимировна

Использование ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eor.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Тертица Елена Владимировна (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы павловской)

Основной целью современного образования является формирование личности, способной совершенствовать и развивать общество. Справиться с этим под силу лишь человеку с рациональным творческим мышлением, для формирования которого необходимо находиться в центре информационного поля.  Расширению информационного пространства в системе образования способствуют современные информационные технологии.

В условиях современного поликультурного общества значительно возрастает роль иностранного языка как средства межкультурного общения и как фактора, обеспечивающего овладение навыками и умениями самообразовательной и познавательной деятельности учащихся. Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, а, значит, повысить эффективность процесса изучения иностранного языка.

  (Слайд № 2)  Современные информационно-коммуникативные технологии  предоставляют учителю большие возможности для эффективной организации обучения, повышения мотивации к изучению иностранного языка.    Чем выше интерес к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты.

     Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности. (Слайд № 3) Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству.

В практике при обучении иностранному языку в настоящее время  чаще всего используются мультимедийные презентации для наглядного представления учебного материала, интерактивные учебные программы для тренировки различных аспектов речевой деятельности, ресурсы Интернет для поиска и обработки информации.

Специфика предмета иностранный язык требует от учащихся напряжённой умственной деятельности, внимания, способности рассматривать абстрактные понятия, умения делать обобщения, что является для многих из них трудной задачей.

(Слайд № 4) Главными критериями эффективности  использования современных информационных технологий является:

  • возможность существенно облегчить усвоение учащимися учебного материала;
  • соответствие логике урока, его теме, поставленной цели;
  • используемые материалы должны содержать материал, адаптированный к уровню подготовленности учащихся;
  • материал урока должен быть проблемным, побуждать к активной познавательной деятельности;
  • соответствие используемых ресурсов возрастным особенностям учащихся, их интересам, потенциальная личностная значимость материала;
  • объективность и надёжность предоставляемой информации;
  • ЭСО должны оптимизировать работу на уроке;
  • возможность осуществления контроля и корректировки усвоения учащимися программного материала;
  • эстетичность;
  • сохранение психического и физического здоровья учащихся.

(Слайд № 5) Применение различных видов ЭСО на уроке иностранного языка для активизации познавательного интереса учащихся при обучении различным аспектам речевой деятельности:

1) Мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций давно и прочно вошло в практику обучения иностранному языку. Их можно использовать для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного. Важнейшее преимущество презентаций вижу в том, что учитель создаёт учебные ресурсы, ориентированные на конкретных учащихся, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для интерактивного взаимодействия участников урока.

 2) приём «оживи картинку». Учитель побуждает учащихся поразмышлять, о чём могут разговаривать, думать люди, изображённые на слайде. Интересно и оживлённо проходит выполнение этого задания, если «оживить» необходимо разговор животных или неодушевлённых предметов.

3) приём «Медиаазбука», когда на каждую букву алфавита придумывается слово, ассоциирующееся с данной темой. Объясняя выбор того или иного слова, учащиеся учатся мыслить логически, расширяется их активный словарь, задействуется личный опыт.

(Слайд № 6)   6) создание моделей явлений, которые невозможно представить зрительно: природные явления, схема политического устройства государства и т.д. Особенно эффективен данный приём для моделирования сложных грамматических явлений, при котором слова передвигаются, иногда со звуковыми эффектами, давая наглядное представление, например, о порядке слов в косвенном вопросе, использовании артиклей, образовании сложного дополнения.

7) программа Power Point позволяет эффективно работать над лексикой и может использоваться как для введения новых слов, их наглядной иллюстрации, визуального представления сочетаемости новых лексических единиц с уже изученными, построения синонимичных рядов, так и для объяснения лингвострановедческих понятий, отражающих реалии страны изучаемого языка. Головоломки, ребусы, кроссворды и другие лексические упражнения можно также создавать с помощью программы Hot Potatoes, опираясь на активную лексику урока.

(Слайд № 7)    8)приём коллажирования.  Коллаж – это наглядное вспомогательное средство обучения, методический приём, предполагающий последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого слова, понятия, создаёт зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

Существующие сегодня мультимедийные программы дают возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь; при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон; при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Таким образом, формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

(Слайд № 8)   На уроках иностранного языка с помощью компьютерных программ можно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
  • совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся;
  •  формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка;
  • формировать у школьников коммуникативную компетенцию.

(Слайд № 9)   Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Компьютерные программы обеспечивают:

 

  • большую информационную емкость;
  • интенсификацию самостоятельной работы учащихся;
  • создание коммуникативной ситуации, личностно- значимой для каждого учащегося;
  • учет возрастных особенностей учащихся;

повышение познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации.

Обучение иностранным языкам в средней общеобразовательной школе предполагает овладение четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением, письмом и чтением, эффективная работа над которыми способствует достижению основной коммуникативной цели - формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

      Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития.

Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические упражнения и тесты, отбирать тексты), а также анализировать тексты и целые учебные пособия.

(Слайд № 10)   Мультимедийная наглядность содействует реализации не только принципа наглядности, но и ведущих принципов обучения иностранным языкам, а именно:

  • принцип речемыслительной активности. Комплексное воздействие на различные органы чувств, интерактивность и зрелищность подачи материала, возможность задействовать информацию из личного опыта учащихся, представить ее в проблемном ракурсе, вызов эмоционального отклика детей способствуют развитию активности и мотивации, что является главным стимулятором речемыслительной деятельности, проявляется в готовности выразить свое отношение к явлениям реальной действительности;
  • принцип функциональности. Сущностные особенности мультимедиа позволяют продемонстрировать функциональную неразрывность лексической (семантической), грамматической (структурной) и произносительной сторон речи. Мультимедийные опоры способствуют усвоению речевых единиц в их функции, т.е. с осознанием речевой задачи, которую они решают в той или иной ситуации;
  • (Слайд № 11)   принцип ситуативности. Маркированность ситуацией, речевой задачей (ассоциативная связь с ней) жизненно важна для лексических и грамматических единиц, т.к. именно за счет ситуативных ассоциаций слово или грамматическая конструкция  «обрастают» смысловыми связями. Что касается произносительной стороны речи, ситуация определяет интонационное оформление речи. Мультимедийная наглядность позволяет виртуально погрузиться в ситуацию реального общения, воссоздавая определенный контекст на базе взаимодействия различных видов информации. Мультимедиа позволяют создавать новые речевые ситуации, варьируя контекст, тем самым управляя речевой деятельностью учащихся. В этом случае обнаруживается связь со следующим принципом;
  • принцип новизны. Реализация данного принципа достигается не только постановкой новых речевых задач при помощи мультимедийной наглядности, но и новизной содержания, новизной формы уроков (урок-концерт, урок-экскурсия, урок-суд и т.д.), новизной приемов работы, новизной форм и содержания речевого продукта, представленного с помощью мультимедиа.

    Можно заключить, что применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам.

Таким образом, использование мультимедийной наглядности на уроках иностранного языка выполняет не только развлекательную функцию, но способствует более полной реализации дидактических принципов обучения, создает прочные психологические основы учебной деятельности.

 (Слайд № 12)    Данный вид деятельности развивает у учащихся ключевые умения:

Ø  Самостоятельность – ребенок самостоятельно ищет информацию, или ответ на вопрос, принимает решение о его правильности или нет;

Ø  Коммуникативность – прежде всего проявляется в парной или групповой работе во

Ø  Умение работать в группе – во время поиска информации, обсуждения проекта  или подготовки презентации;

Ø  Сетевое мышление – учебный материал можно искать в разных источниках, на различных сайтах, в разной последовательности, сравнивать.

Использование ресурсов интернета в образовании имеет на сегодняшний день богатый опыт благодаря тому, что в глобальных сетях можно найти любую информацию. Существует масса ресурсов для образовательных целей:

Ø  Электронные(мультимедийные) учебники, дистанционные курсы обучения;

Ø  Справочные материалы(словари, энциклопедии, базы данных, карт и т.д.)

Ø  Электронные библиотеки текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;

Ø  Виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;

Ø  Методические материалы для учителей.

 (Слайд № 13)   Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.

В соответствии с ГОСТ Р 52653-200 под электронным образовательным ресурсом понимается «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них». В настоящее время ЭОР трактуется как чрезвычайно широкое понятие: и как элементарный информационный объект (фотография, видеофрагмент, звукозапись, текстовый документ, анимация, интерактивная модель, задание в  тестовой форме и т.д.), и как комбинация таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и как инновационная конструктивная среда, поддерживающая творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и как электронный учебник, содержащий систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающий принципиально новыми эргономическими свойствами и технологическими возможностями.

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Содержание 

18. Тогда можно не ходить в школу?

Ничего подобного!

Во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры.

Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы.

В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации.

Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.

Содержание

19. Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  • конспекты не писать;
  • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

** Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Пользователь
Электронное издание включает набор интерактивных плакатов для учащихся 5–11 классов общеобразовательной школы.

Интерактивные плакаты можно использовать на средней и старшей ступенях обучения в школе при изучении грамматики английского языка; для систематизации, углубления знаний по предмету, овладения новыми грамматическими структурами и при подготовке к ЕГЭ. Содержание плакатов соответствует действующим программам по иностранному языку для общеобразовательных учебных заведений.

Теоретический материал наглядно представлен интерактивными таблицами, анимационными роликами и рисунками, иллюстрирующими правила образования и использования грамматических структур и способствующими их лучшему пониманию и освоению. Отработать и закрепить полученные знания помогут разнотипные интерактивные упражнения и тесты, развивающие устную речь и логическое мышление, а также интерактивная таблица с неправильными глаголами.

Плакаты включают дополнительный материал по грамматике, способствующий более глубокому изучению представленных тем, а также дополнительный страноведческий материал, который обогатит словарный запас учащихся и будет способствовать расширению кругозора.

Особенности продукта:

  • Высокая наглядность, продуманный дизайн, различные виды интерактива отвечают основным принципам образования и делают плакаты удобным и полезным инструментом учителя.
  • Теоретические материалы соответствуют базовому и углубленному уровню подготовки.
  • Два режима отображения информации – полный и скрытый.
    Включение/выключение текстов дает возможность дифференцировать работу с учащимися.
  • Возможность делать «от руки» (инструмент Чертежник) пометки, подписи и рисунки поверх демонстрируемого материала помогает осваивать учебный материал на практике.
  • Инструменты Увеличительное стекло и Шторка помогут сконцентрировать внимание на определенном фрагменте интерактивного плаката.
  • Иллюстрированные опорные конспекты, наборы упражнений и тесты к плакатам позволяют учителю быстро подготовить материалы для опроса и распечатать раздаточный материал.
  • Программа является многопользовательской версией с лицензией на 20 установок.

Специально для учителей предлагается методическое пособие, которое включает в себя рекомендации по использованию интерактивных плакатов в учебном процессе при работе с интерактивной доской и подробное описание фрагментов уроков.

Пользователь
Электронное издание включает набор интерактивных плакатов для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы.

Особенности программы

  • Возможность применения плакатов на протяжении изучения всего курса грамматики английского языка в школе
  • Богатый материал для практической отработки полученных знаний (иллюстрации, интерактивные упражнения и тесты)
  • Включение и выключение текстов (режим скрытого отображения) дает возможность дифференцировать работу с учащимися
  • Возможность делать «от руки» (инструмент Чертежник) пометки, подписи и рисунки поверх демонстрируемого материала помогает осваивать учебный материал на практике
  • Опорные конспекты к плакатам позволяют учителю быстро подготовить материалы для опроса и распечатать раздаточный материал.
  • Программа является многопользовательской версией с лицензией на 20 установок.

Интерактивные плакаты можно использовать как на начальной стадии обучения английскому языку при знакомстве с грамматическими явлениями, так и на средней и старшей ступенях обучения – для систематизации, углубления знаний по предмету, для овладения новыми грамматическими структурами, а также при подготовке к ЕГЭ. Работа с пособием позволяет реализовать коммуникативный подход в обучении иноязычной грамматике, который предполагает ситуативное использование изучаемых грамматических явлений.

Электронное пособие состоит из шести плакатов и включает следующие темы:

  1. Nouns (Существительные),
  2. Prepositions and Conjunctions (Предлоги и союзы),
  3. Adjectives and Adverbs (Прилагательные и наречия),
  4. Pronouns (Местоимения),
  5. Numerals (Числительные),
  6. Word Building (Словообразование).

Теоретический материал наглядно представлен интерактивными таблицами, анимационными роликами и рисунками, иллюстрирующими правила образования и использования грамматических структур и способствующими их лучшему пониманию и освоению. Отработать и закрепить полученные знания по грамматике английского языка помогут разнотипные интерактивные упражнения, наглядный материал и тесты, развивающие устную речь и логическое мышление. Представленный на страницах плакатов лексический материал обогатит словарный запас учащихся.

Специально для учителей предлагается методическое пособие, которое включает в себя рекомендации по использованию интерактивных плакатов в учебном процессе при работе с интерактивной доской, подробное описание фрагментов уроков.

НЕсерьезные уроки: английский язык

Разработчик – Compedia Ltd.

Предметная область – филология.
Предмет – английский язык.

Пользователь
Возраст пользователя – 4–11 лет.

В серии представлены следующие программы:
«НЕсерьезные уроки. Английский. Шаг 1» (4–9 лет)
«НЕсерьезные уроки. Английский. Шаг 2» (5–10 лет)
«НЕсерьезные уроки. Английский. Шаг 3» (6–11 лет)

Особенности программы
Программы позволяют сделать процесс обучения иностранному языку увлекательным, разнообразным и ненавязчивым. Они помогут ребенку выучить алфавит и счет, пополнить словарный запас, научиться писать иностранные слова и понимать английскую речь на слух. Благодаря яркой графике, веселым обучающим играм, головоломкам, паззлам, интересным рассказам и занимательным упражнениям он будет изучать английский язык с удовольствием.
На дисках также представлены письменные задания, которые можно распечатать на принтере и выполнить дома или на уроках.

В программе: 

  Развитие и совершенствование речевых навыков

  Формирование базового словарного запаса

  Увлекательные игровые задания нескольких уровней сложности

  Изучение алфавита

  Обучение счету

  Рассказы на английском языке

  Задания для распечатывания

  Красочное оформление

Правильный английский без скучных правил!

Разработчик – Auralog.

Предметная область – филология.
Предмет – английский язык.

Пользователь
Возраст пользователя: от 4 до 12 лет.

Особенности программы
Первый полностью озвученный интерактивный курс английского языка для детей от 4 до 12 лет со встроенной системой распознавания речи. Три части курса предназначены для детей трех возрастных групп. Самых маленьких (4–6 лет) ждут приключения в «Сказочном домике», по комнатам которого они смогут погулять, выполняя разнообразные игровые задания. Для ребят постарше (7–9 лет) как по мановению волшебной палочки оживет «Удивительный город». На этом этапе количество заданий возрастает, вводится больше новых слов. Наконец, пользователи 10–12 лет попадут в «Волшебный мир», где им представится возможность прогуляться по самым разным уголкам нашей планеты, от джунглей до льдов Антарктиды, знакомясь с их обитателями.

В программе: 

  1080 упражнений

  113 диалогов

  24 песни

  Около 1000 активизируемых слов

  Около 500 разговорных фраз

  Коммуникативная методика со встроенной системой распознавания речи

  Захватывающие приключения для детей разного возраста

  Пошаговое изучение английской разговорной речи

  Вовлечение в диалог

  Поэтапное использование новых слов

  Увлекательные сюжеты

  Игры, мультфильмы, караоке

  Можно выбрать британский и американский английский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel

урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...