"Творческое мышление"
статья на тему

Мелехина Наталья Сергеевна

 

Аннотация

В современной школе необходимо научиться мыслить не шаблонно. Создавать новые идеи, развивать    творческие способности для  адаптации  в современном  социально-экономическом  пространстве становиться необходимость в жизни. Вклад в понимание, что творчество - есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем сделал  доктор британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления - Эдвард де Боно. Показав, что творчество - есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем, а творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Де Боно ввел понятие  латеральное мышление  -  это метод нестандартного подхода и решения задач. В своих  взглядах  Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления. Новое мышление, которое описывал  де Боно, должно приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируют  обычным логическим мышлением. Таким образом, латеральное мышление стремится изучить отношения между элементами, ситуациями, событиями или действиями для генерации новых уникальных идей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_myshlenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Творческое мышления»

Н.С. Мелехина

МБОУ ДО ДДТ г. Новый Уренгой ЯНАО

Аннотация

В современной школе необходимо научиться мыслить не шаблонно. Создавать новые идеи, развивать    творческие способности для  адаптации  в современном  социально-экономическом  пространстве становиться необходимость в жизни. Вклад в понимание, что творчество - есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем сделал  доктор британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления - Эдвард де Боно. Показав, что творчество - есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем, а творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Де Боно ввел понятие  латеральное мышление  -  это метод нестандартного подхода и решения задач. В своих  взглядах  Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления. Новое мышление, которое описывал  де Боно, должно приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируют  обычным логическим мышлением. Таким образом, латеральное мышление стремится изучить отношения между элементами, ситуациями, событиями или действиями для генерации новых уникальных идей.

Главная задача современного преподавателя в  школе - научиться мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, прийти к новой идее. Особый вклад в такое понимание сделал  доктор британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления - Эдвард де Боно, показав, что творчество - есть одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем.

Эдвард де Боно  родился 19 мая 1933году на Мальте, изучал медицину в Университете Мальты. Образование продолжил в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета, получил почётные степени в психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. Изучив,  как нейронные сети мозга формируют асимметричные паттерны, служащие основой восприятия,  Эдвард де Боно на этой основе разработал концепцию и инструменты латерального мышления. Сам термин, латерального мышления, описывающий принцип целой научной концепции, предложил  Эдвард де Боно и опубликовал в своих книгах.  Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus - бок) – означает «боковой» или «смещенный». Латеральное мышление – это мышление, смещенное относительно традиционного мышления. Латеральное мышление из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления.  Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи создавать абсолютно новую концепцию. Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируют обычным логическим мышлением. Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять. Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей. В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Латеральное мышление отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Однако, как образно замечает автор, вы не сможете сделать дырку в другом месте, углубляя уже существующую дырку. Вертикальное мышление – это традиционное логическое мышление, потому что из одного состояния информированности непосредственно переходите к другому,  словно возводится  башня, помещая каждый следующий камень ровно на вершину предыдущего; или углубляете яму. Латеральное мышление можно рассматривать как «дискретное» мышление или «изменение ради изменения». Вероятно, лучше всего объяснить латеральное мышление в сравнении с более традиционным, или вертикальным мышлением, которое свойственно большинству людей. Де Боно приводит несколько примеров:

1. Вертикальное мышление выборочное, латеральное – более общее.

2. Вертикальное мышление развивается только тогда, когда есть направление движения, латеральное мышление развивается для того, чтобы создать направление.

3.Вертикальное мышление носит аналитический характер, латеральное – стимулирующий.

4. Вертикальное мышление последовательно, латеральное может быть скачкообразным.

5. Вертикальное мышление требует правильности каждого шага, латеральное – нет.

6. При вертикальном мышлении человек использует отрицание для блокировки определенных путей, в латеральном отрицаний нет.

7. При вертикальном мышлении человек концентрируется и исключает все, что не относится к делу, при латеральном мышлении человек приветствует возникающие возможности.

8. В вертикальном мышлении категории, классификации и ярлыки зафиксированы, в латеральном – нет.

9. Вертикальное мышление идет по наиболее вероятным путям, латеральное исследует наименее вероятные.

10. Вертикальное мышление – конечный процесс, латеральное мышление – вероятностный.

Таким образом, латеральное мышление стремится изучить отношения между элементами, ситуациями, событиями или действиями для генерации новых уникальных идей. Эти отношения не всегда оказываются простыми, потому что мы склонны мыслить паттернами, или в некоей самоорганизующейся системе. Мыслительные паттерны крайне полезны при взаимодействии с мириадами повседневных действий, необходимых для выживания в условиях среды, но они препятствую развитию новых походов или концепций. Латеральное мышление пытается вырваться из самоорганизующихся мыслительных паттернов, чтобы получить доступ к новым, еще не исследованным отношениям. Де Боно дает такое описание латеральному мышлению: «Целью латерального мышления является создание новых идей и отказ от устаревших. Потребность в латеральном мышлении возникает из пат терновой организации работы мозга, которая не позволяет реструктурировать идеи, чтобы подвести их к актуальному уровню требований и максимально эффективно использовать все доступную информацию. Традиционные способы мышления эффективно справляются с созданием идей. Латеральное мышление выступает в качестве дополнения традиционному и, в частности, вносит дискретность, необходимую для реструктуризации идей. Мозговый процесс латерального мышления – отказ от старых идей и стимулирование создания новых. Идеи, созданные латеральным мышлением, отбираются и разрабатываются стандартными методами мышления».1 Ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируют обычным логическим мышлением.  Память является особой средой, в которой информация организуется в паттерны. Это самоорганизующаяся, растущая, невероятно эффективная система, однако обратной стороной ее эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке. Латеральное мышление отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Латеральное мышление - способ мышления, привычка, расположение ума. Творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности. Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. С быстро изменяющимися тенденциями, жесткой конкуренцией, и потребностью замечательно работать, несмотря на напряженный бюджет, нуждаешься  в латеральном мышлении. Такие методические советы рекомендует Эдвард де Боно:

 1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.

 2. Сомневайтесь в допускаемом.

 3. Обобщайте альтернативы.

 4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.

 5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.2

Латеральное мышление имеет ту же основу, что и инсайт, креативность и юмор, но в отличие от них может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление. Латеральное мышление включает реструктурирование паттернов, уход от сдерживающих паттернов и создание новых паттернов. Одним из примеров латерального мышления является техника шести шапок:

белая - аналитическое мышление;

красная - эмоциональное мышление;

чёрная - критическое мышление;

жёлтая - оптимистическое мышление;

зелёная - творческое мышление;

синяя - мышление в большой перспективе.

В метафорическом понимании, надевая каждую из шапок, человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения.3

Такие методики способствую творческому процессу, появлению оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады. Эти методики не являются алгоритмами, следуя которым обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и дисциплину хода мыслей и увеличивают вероятность получения хороших идей. Методики сокращают время поиска идей, организуя и делая более эффективным сам процесс поиска. Различные методики креативности рассчитаны на работу одного человека, двух или группы.4 

Хотя традиционные подходы, шаблонные решения, тоже хорошо - потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия. В тоже время плохо - потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений. 5

 В современной школе научиться мыслить нешаблонно, создавать что-то новое – это организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная исследовательская деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием такой  деятельности ребят, является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте. Такие  задачи с заранее неизвестным решением дает нестандартный  подход в решении задач. Ребята, с которыми работаю, стараются поставить проблемы, изучить материал, посвященной данной проблематике, подобрать методику исследования и практически овладеть ей, сделать собственные выводы.  И, не всегда получается сразу разобраться, но тяга к новому, стремление познать как можно больше, узнать самому, порой не стандартный, уйти  от клише - это латеральное  мышление,  стимулирующие обучающего. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Такую методику я стараюсь использовать во своими учениками в проектной и исследовательских работах. Когда  надо разобраться, что обучающим интересно, как они  представляют, дать проговорить, осмыслить, представить, обобщить альтернативы. Только при таком подходе

будет        обеспечена целостность педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся, развитию его  творческих способностей и активности учащихся, адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Идеи де Боно доказывают стремление вызывать желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Они дает школьнику возможность экспериментировать, синтезировать получать знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

thinkingschool.ru/metodyi.../lateralnoe-myishlenie/

21apc.ru/blog/

kolesnik.ru/2005/de-bono-lateral-thinking/

ru.wikipedia.org/wiki/Методики_креативности‎

www.koob.ru/edwdebono/lateralnoe_mishlenie_debono

psychology.academic.ru/7646/Латеральное_мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."

Методы творческого обучения на уроках литературы....

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

Пути развития самостоятельного творческого мышления

Пути развития самостоятельного творческого решения...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся...

Метод творческого проектирования в формировании творческого мышления обучающихся объединения «Весёлый художник».

Творческие поекты обучающихся в объединении "Весёлый художник" выполнены в различных техниках и отражают основные направления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы &qu...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....