Сценарий метапредметного урока "Образ города"
методическая разработка (6 класс) на тему

Данкман Галина Спиридоновна

Урок разработан тремя учителями: учителем литературы, музыки и ИЗО. Учитель литературы готовит с ребятами  литературно - музыкальную композицию о своем городе, учитель ИЗО  - о его  отражении в творчестве художников, учитель музыки представляет образ города  в песнях. Основу урока составляет системно -деятельностный подход. Дети работают в творческих группах  по трем направлениям: сочиняют стихотворение о своем городе, создают его звуковой портрет и портрет, созданный  художниками. Сценарий урока может быть полезен для всех учителей как основа  урока о своем городе, на своем краеведческом материале. Урок воспитывает чувтво патриотизма, развивает креативное мышление и умение  сотрудничать в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный  урок искусства     15.04.2014 г.

 6Б класс

Тема. Образ города

Тип урока:  метапредметный урок с включением проектной  внеклассной деятельности и ИКТ.

Продолжительность: 30 мин. Дата проведения: 15.04.2014 г., 6Б класс, 15-20 человек

Учителя:  Данкман Галина Спиридоновна, учитель русского языка и литературы  МОБУ «СОШ №7» г. Тында,

Белокерницкая Анна Петровна, учитель музыки МОБУ «СОШ №7» г. Тында

 Кубарева Надежда Александровна, учитель изобразительного искусства МОБУ «СОШ №7» г. Тында,

Сценарный план урока

Идея урока:

Разработка замысла:

Метод оценки достижения целеполагания урока:

Цели урока:

Образовательная: формирование художественно – образного, дивергентного мышления учащихся  средствами образовательной области «Искусство»

 Развивающая: развитие  продуктивно – творческих, коммуникативно – деятельностных навыков школьников с помощью организации продуктивно – творческой деятельности учащихся: сочинение стихотворения по заданным рифмам; сочинение звуковой импровизации, раскрывающей мироощущение подростков; рисование багульника с помощью техники кляксографии

Воспитательная: формирование эмоционально –ценностного отношения школьников к историко – культурному наследию г.Тында через постижение художественного образа

Задачи урока: 

  1. Определить основную проблему урока с помощью нахождения личностных смыслов в образе города.
  2. Развить эмоционально - чувственное ощущение образа Города с помощью музыкальных, художественных, литературных произведений искусства.
  3. Актуализировать представления учащихся о бамовском прошлом г. Тында на примере творчества бамовских поэтов.
  4. Сформировать представления о звуковом пространстве современного города.
  5. Развить лидерские навыки учащихся и навыки внутригруппового общения в процессе разработки и создания творческих работ.
  6.  знакомить с местной  поэзией и песнями о БАМе, повторить виды рифм, изобразительно – выразительные средства языка;
  7. Познакомиться с новой техникой рисования (кляксография);
  8. Формировать способы

Музыкально – художественный материал:

  1. Литературно-музыкальная композиция по произведениям бамовских поэтов и писателей.
  2. Социокультурный конструктор (строчки из стихотворений бамовских поэтов, иллюстрации картин о БАМе, фотографии старой Тынды, заготовка фона, клей-карандаш, ножницы).

Оформление кабинета: 1. Ветка багульника (искусственная).

  1. презентация с видами города, песни о Баме в аудиозаписи

Ход урока

I.Экспозиция (Звучит песня о Тынде)

1. Этап целеполагания (2 мин.)

Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок необычный. Это урок искусства, которого у вас нет в расписании. Это  урок, на котором вы будете постигать  законы творчества, красоты жизни. В нашем классе присутствуют гости, которые будут наблюдать  за всем происходящим – это наши зрители. А оценивать свои творческие достижения Вы будете сами, так как именно ваша собственная оценка будет служить критерием ваших достижений. Ведь любой творческий человек должен нести ответственность за то, что он делает. И пусть наш урок лишь фантазия, мечта, эксперимент…, но ведь именно с них и начинается творчество!

Учитель литературы: Сегодня на уроке мы будем обсуждать «Образ нашего города».  В. Г. Белинский , известный литературный критик 19 века, говорил: «Искусство мыслит образами». Сегодня мы попробуем разобраться в том, в чём же особенности такого мышления и попытаемся рассмотреть этот образ Тынды через призму разных искусств, погрузиться в него, а затем своё понимание выразим в творческих работах.

  1. Этап  эмоционального погружения в образ. (Город – столица БАМа) (10мин.)

Учитель ИЗО:  Наш город легендарный. С ним связана очень важная страница в истории нашей страны – всесоюзная стройка века – БАМ. Сейчас вы послушаете музыкально – литературную композицию о нашем городе и ответите на вопрос: из чего складывается образ нашего города?

Литературно – музыкальная композиция

Ученик (стихотворение В. Романова «Тындинский»):

Перевал – лишь в полёт вороний,

«МАЗ» труднее прошел рубежи.

Перед нами – как на ладони

Оживленный посёлок лежит.

Отрываюсь от детских тропок.

Двадцать лет – уж немалый срок.

А районный поселок меж сопок –

Будто маленький городок.

Газ в квартирах нам станет привычным,

В дом придут к нам тепло и вода.

Будут в Тынду спешить электрички

И байкальские поезда.

Много есть, ещё больше будет…

За хорошую жизнь бои…

Здесь живут золотые люди –

Земляки коренные мои.

                                                    1975 г.    

Ученик-биограф:   Владимир Павлович Романов родился в 1937 году в Приамурье. Был первым директором бамовской школы №1. Сейчас проживает в Новосибирске. Продолжает писать. Вышли в свет новые сборники его стихов. (Звучит в аудиозаписи «Багульник», 1 куплет)

Биограф:     Тамара Шульга… Её первые стихи были опубликованы в 1969 году в газете «Молодёжь Алтая», когда она училась в Барнаульском строительном техникуме. Тындинцы познакомились с ними через газеты «БАМ», «Авангард».      

   

                                         Мы дождями умыты

И исхлёстаны ветром,

И не так знамениты,

Как другие поэты,

Но в предутренней просини

Здесь поэзия с нами,

Днем рубившие просеки,

Ночью бредим стихами.

                    Т. Шульга (Стихотворение «О Тынде»)

Да, нам бывало здесь несладко:

Гас свет, и не было тепла.

И вся-то радость, что палатка

В осенний день не протекла.

И вот он – настоящий город,

До туч мохнатых этажи,

Где мы с тобой светло и гордо

Сто лет, не меньше,

              будем жить.

Биограф:    Трудовую закалку на БАМе получил и Владимир Гузий, ныне известный всем поэт. В 1975 году приехал он в составе ударного строительного отряда «Волгоградский комсомолец» на строительство магистрали.

 За три десятка лет он объездил и обошёл всю трассу БАМа от Усть-Кута до Ванино, написал не один десяток стихотворений о бамовцах, о горных и водных походах, о Тынде.

        (Стихотворение «Тында»)

Синий сумрак плывёт над Москвою,

Пахнет жжёной листвой и покоем,

А ещё – непонятной тоскою,

И совсем уж неясно – тайгою.

«Тында» - значит - «тебя отпускаю».

Есть на свете речушка такая,

А над ней – удивительный город.

Не пойму ещё сам, чем он дорог.

Не пойму, почему туда тянет…

То нахлынет, то снова отпрянет

Среди гама зелёное эхо:

«Почему ты в столицу уехал?»

Затихает Арбатская площадь…

Только в Тынде просторней и проще,

Там и люди понятнее, ближе –

Я любого в отдельности вижу,

И о каждом хоть что-нибудь знаю,

Словно к тайне земной припадаю.

Звёздный пояс повис над Москвою.

Пахнет жжёной листвой и покоем,

Я в себе целый город таскаю –

Тында всё-таки не отпускает.

                                             1976 г.

Биограф:     Не отпустила Тында и приехавшего сюда из Одессы, променявшего черноморский город – курорт на Сибирь Ивана Варшавского, Героя Социалистического труда, бригада которого вместе с бригадой Александра Бондаря укладывала последнее «золотое звено» БАМа.

И прославленный бригадир не мог не взяться за перо, не мог не писать о своем городе:

(Стихотворение И. Варшавского «Белый город»)

Мне говорят, что когда-то тут был

Тихий посёлок таёжный.

Четверть века назад здесь палатки разбил

Всесоюзный отряд молодежный.

Что из разных сторон приезжали сюда

Посланцы союзных республик.

Их везли эшелоны, экспресс - поезда

В весенне-цветущий багульник

Здесь запах тайги и синий туман,

Повенчанные с норд-вестом.

На стыках дорог, где БАМ и АЯМ,

Построили город мой детства.

Столица – мой город. Арбат – мой проспект,

Красавица Красная Пресня.

Родились в те годы. И гордый поэт

Им посвящал свои песни.

Город мой белый в зеленой тайге

Геройскими славен делами.

Люблю я тебя, наяву и во сне.

Ты – самый красивый на БАМе.

Биограф:    Как и Иван Варшавский, молодой Виталий Кабалкин приехал из благодатных южных краев, из украинского города Херсона. Здесь, на БАМе, состоялась его судьба, его семья, его личность.

И, как человек творческий, конечно же, писал стихи…

Учитель:    Одно из его стихотворений стало песней – «Песней о Тынде», своеобразным гимном её. А музыку написал наш учитель музыки – Кушнаренко Анатолий Иванович.

                                    (поют «Песню о Тынде»)    

Я ближе сердцу отыщу едва ли,

Хотя немало колесил по городам.

Ах, Тында, Тында – столица магистрали

С таким коротким, ёмким словом «БАМ».

Учитель:    Вот таков он, поэтический портрет Тынды, который создают люди, влюбленные в свой город.

-        Из чего же  складывается образ нашего города?

(история строительства БАМа, люди, его строившие и живущие здесь, северная строгая природа,архитектурный образ и  музыкальные произведения о нашем легендарном крае.)

  1. Этапы групповой продуктивно – творческой деятельности

1 гр.: Художники – кляксография;

2 гр.: Поэты – составить стихотворение по заданной рифме

3 гр.: Музыканты – сочинение звуковой импровизации, раскрывающей мироощущение подростков.

Деятельностный этап:

- А сейчас каждая группа создаст  образ нашего Города своими средствами:

 Поэты - напишут стихотворение по заданной рифме,

музыканты - создадут его звуковой портрет,

художники – способом кляксографии создадут  образ нашего замечательного растения, занесённого в Красную Книгу – багульника, и через 10 минут представят нам свои работы.

(Каждый учитель работает со своей группой, объясняя задание. Тихонько звучит музыка)                                                                                                                   

  1. Представление и защита творческих работ по критериям:
  1.  Эмоционально – ценностное отношение.
  2.  Оригинальность.
  3. Художественная завершённость

Учащиеся демонстрируют свои работы друг другу, обсуждают, защищают.

Заключение: 

Итоги урока:  

Уч. музыки Спасибо, наш урок подошел к концу, но на самом деле это только начало той большой работы, которую вы посвятите своему родному городу, для того, чтобы он стал ещё лучше.

Уч. ИЗО:                   Домашним заданием будет продолжение постижения и проникновения в образ Города с помощью создания странички на сайте нашей школы (веб-сайта). В нём они разместят  ваши творческие работы, которые стали результатами нашего урока. Все остальные ребята могут заниматься его дальнейшим наполнением: стихи, песни, рассказы, картины, фотографии любимых мест нашего города… одним словом – Творчество.

                           В заключение –  песня о Тынде

          (поют 1-ый куплет с припевом)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

Тында – часть России, дорога нам очень.

 

Приложение

Работа в группах.

ПОЭТЫ

Объяснение  учащимся  задания учителем литературы :

 –Познакомившись с поэтическим портретом Тынды, сами попробуем создать штрихи к этому портрету, поэтические зарисовки. Я вам дам рифмы, попробуйте сочинить поэтические четверостишия:

Вспомним виды рифм:

  • Кольцевая:                Смежная:                перекрестная:

А                                А                                        А

Б                                А                                        Б

Б                                Б                                        А

А                                 Б                                        Б

Рифмы: 1) весна - красна

              2) солнце - оконце

              3 одуванчик - стаканчик

              4) букетик - приветик

              5) багул - разгул

              6) юбилей – гостей

              7) город - молод

              8) созидать – передать

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворение о Тынде

Небесным синим ситцем раскинулась весна,

И Пресня Красная  сейчас действительно красна –

 Багульник лепестки раскрыл, встречая нежность солнца

И сладким запахом тайги плывёт в моё оконце…

Работа группы.

Наш город

В город  наш пришла весна,

Словно  девица красна.

Заглянуло солнце

В сонное оконце.

На пригорке первый одуванчик

Вдруг  расцвёл. Но будет и букетик.

Нет! Не буду рвать его  в стаканчик –

Пусть растёт, как солнышка приветик!

На Красной Пресне  заалел багул,

Дивных красок буйство и разгул.

Этим летом БАМа юбилей,

Тында, принимай своих гостей!

Каждый здесь душою молод,

Тында  – самый  дивный город!

Будем мы тебя беречь и созидать,

Чтоб потомкам классный город передать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-игры "Город секретарей"

Данный сценарий был разработан для городского конкурса "Лучший по профессии" по курсу дополнительного образования "Информационные технологии в делопроизводстве". Учебное заведение: МОУ Межшкольны...

Сценарий общешкольного праздника "Город мастеров"

Данный сценарий поможет провести общешкольное мероприятие "Итоги школьников в общественной жизни школы"...

сценарий выпускного праздника "Город Детства"

прощание с детским садом...маленькой принцессе не хочется расставаться с детством и идти в школу,  она убегает в город "Детства", куда нет дороги взрослым, где исполняются все детские мечты. отец...

Сценарий, посвященный Дню города

История создания Санкт-Петербурга, вопросы викторины....

Сценарий внеклассного мероприятия: «Город мастеров» в СКОУ VIIIвида.

Материал содержит план-конспект мероприятия, в котором участвуют учащиеся начальной и старшей школы. Ученики старшей школы выступают в качестве наставников у младших. Данное мероприятие разработано с ...

«Это древняя игра» Сценарий открытия первенства города по шахматам

«Приветствую вас, о, отроки! И мудрейшие из мудрейших, славные педагоги! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: ШАХМАТЫ!» Такими словами пр...

Сценарий праздника "День города"

Театрализованное представление «Инсару-365!»...