Проблема мотивации в подготовке студентов СПО, обучающихся рабочим профессиям
статья на тему
Во время подготовки кадров рабочих профессий возникает противоречие между высокой востребовательностью специалистов данных профессий и низким интересом к данному виду образования. Как решить эту проблему при подготовке к профессии "официант"?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрынина Ирина Геннадьевна,
председатель предметной (цикловой) комиссии
и специальностей сферы сервиса, преподаватель спецдисциплин
ГБОУ СПО «Самарский государственный колледж
сервисных технологий и дизайна»
Проблема мотивации в подготовке студентов СПО, обучающихся рабочим профессиям
В настоящее время студентов, получающих высшее образование, в несколько раз больше тех, кто получает среднее профессиональное образование в лицеях, техникумах, колледжах и училищах. На рынке труда наблюдается переизбыток специалистов с высшим образованием, но по-прежнему не хватает квалифицированных рабочих, что стало особенно актуально в период финансового неблагополучия населения России. Кадровые исследования последних лет в сфере производства показывают, что в ближайшие пять лет ожидается значительная востребованность рабочих профессий, потому что в стратегических программах развития российской экономики ключевая роль отводится именно промышленной сфере. Рабочие профессии по всей России в среднем составляют 76% от всех вакансий. В то же время число школьников, которые хотят получить эти специальности, за последние пять лет сократилось втрое.
В последние годы в рамах Концепции модернизации Российского образования произошел пересмотр системы нормативно-правового обеспечения системы образования, программ, учебных планов, разработаны новые стандарты, которые предполагают модульную систему обучения. При получении среднего профессионального образования, в учебные планы одним из профессиональных модулей вводится модуль, рекомендующий освоить обучающемуся рабочую профессию.
Во время подготовки кадров рабочих профессий возникает противоречие между высокой востребовательностью специалистов данных профессий и низким интересом к данному виду образования.
Особо значимой проблемой является дефицит специалистов рабочих профессий для отрасли общественного питания. Данная отрасль играет все возрастающую роль в жизни современного общества и каждого человека. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Основным назначением общественного питания как отрасли является оказание услуг населению в организации питания по месту работы, учебы и в других условиях. И именно здесь особо остро сказывается дефицит специалистов таких рабочих профессий как повар, бармен, официант.
Сегодня профессия официанта одна из самых востребованных в сфере общественного питания. Официант должен выполнять определенную социальную цель - удовлетворять потребности посетителей, применять индивидуальный подход в обслуживании. Другая важная социальная функция официанта в общении с потребителями – активное воздействие на их эстетические вкусы, привитие навыков культуры поведения за столом, консультации по вопросам сочетания блюд и напитков.
Профессия официанта - наиболее ответственная в отрасли, от нее в первую очередь зависит качество обслуживания посетителей. Психология трудового процесса этой профессии имеет свою специфику. Она определяется не только профессиональными способностями, но и определенными закономерностями развития трудовых навыков, связанных с обслуживанием потребителей.
Для успешной работы официанту необходимо сформировать мотивацию, потребность взаимодействия с людьми, высокую культуру общения, умение распределять внимание, математические способности, автоматизацию рабочих навыков и профессиональное мастерство.
Согласно социологическим исследованиям более половины опрошенных студентов (55%), обучающихся в профильных учебных заведениях, не рассматривают профессию официанта как сферу будущей профессиональной деятельности, 20% респондентов воспринимают профессию официанта как подработку во время получения высшего и среднего профессионального образования, 15% опрошенных согласны воспринимать данную профессию в качестве начального этапа будущей профессиональной карьеры и лишь малая часть респондентов (10%) планируют полностью посвятить себя этой профессии.
Негативными факторами, ведущими к снижению интереса к таким рабочим профессиям, как работник сферы общественного питания являются:
- недостаточное методическое и материально-техническое обеспечение, вызывающее различные нарушения функционирования учебного процесса;
- низкая заинтересованность работодателя в работниках без опыта работы и необходимого уровня квалификации; падение престижности рабочих профессий в обществе, что ведет к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях;
- слабое социальное партнерство с предприятиями общественного питания то есть отсутствие системы централизованного распределения специалистов рабочих профессий в учреждениях среднего профессионального образования, что часто приводит к невозможности дальнейшего трудоустройства и отсутствие рабочих мест для прохождения производственной практики, в результате чего будущий специалист не получает практических навыков.
Данные факторы снижают мотивацию получения профессионального образования.
Для формирования положительного интереса к рабочим профессиям необходимо соблюдение следующих условий:
- Совершенствование учебного процесса и улучшение материальной базы учреждений среднего профессионального образования; периодический пересмотр и корректировка перечня специальностей, по которым готовятся рабочие кадры, в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда.
- Восстановление связей с предприятиями, для которых ранее подготовка специалистов рабочих профессий велась целенаправленно, что гарантирует наличие рабочих мест и последующее трудоустройство; подготовка рабочих профессий по целевому заказу, социальное партнерство с предприятиями общественного питания, что обеспечит места для прохождения практики.
Организация учебного процесса учреждений среднего профессионального образования по подготовки рабочих профессий в сфере общественного питания с целью устранения противоречий требует следующей корректировки: создание соответствующим образом оборудованной лаборатории, ресторанной зоны, соответствующего оборудования и инвентаря; приглашение для проведения занятий специалистов с производства; ежегодное повышение уровня квалификации преподавателей специальных дисциплин; создание современной методической базы; введение творческого подхода к преподаванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/05/picture-689800-1457184887.jpg)
Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»
Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-766681-1458123997.png)
Реализация здоровьесберегающих технологий при подготовке студентов по профессии 150400.01 Машинист крана металлургического производства
Целью данных методических разработок было показать опыт применения здоровьесберегающих технологий, в образовательном процессе при подготовке машинистов крана. Для этого были изучены труды ...
: «Педагогические средства обеспечения личностно-смыслового включения обучающихся в учебную деятельность (проблемы мотивации в режиме ФГОС)».
В течение последних десятилетий происходит ускорение темпов развития общества, которое повлияло на изменение целей школьной географии. Учебный предмет стал главным ориентиром, определяющим формирован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728739-1450796296.jpg)
Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и ...
Проблема мотивации обучающихся на уроках физической культуры в основной школе
В статье рассматривается одна из важнейших проблем, с которыми сталкивается современный учитель физической культуры - мотивация обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-305016-1382550221.jpg)
Упражнения оздоровительной фитбол-гимнастики для совершенствования профессионально-прикладной подготовки студентов по профессии "Художник по костюму".
Для профилактики профзаболеваний профессий швейной промышленности: остеохондроз,миопия,астигматизм, неврозы,варикозное расширение вен. Мы на уроках физической культуры, занимаемся на фитбол мячах, с п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-1423748-1664280088.jpg)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Роль иностранного языка в обществе изменилась, это обусловлено политическими, социоэкономическими и культурными изменениями в нашей стране. Превращаясь из учебного предмета в базовый элемент современн...