ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал на тему

Ермакова Вера Владимировна

В своей статье рассматриваю,как  музыка влияет и развивает художественное восприятие ребенка.Какими способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moya.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания.

В.Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, - не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать; но она наполнит гармонией их юные души...» [1, с. 12]. Действительно, восприятие является одним из ведущих видов детской музыкальной деятельности. Оно доступно детям с самого рождения, хотя, как показывают современные исследования психологов, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном периоде.

Ребенок может быстро овладеть музыкальным языком, если будет находиться в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, будет испытывать потребность в ней, любить и понимать музыку.  

Примечательно, что если для взрослого человека вся музыкальная деятельность, по определению Б.В. Асафьева, - это триединство процессов создания музыки композитором, воспроизведения исполнителями и восприятия слушателями, то для детей первичным является именно восприятие музыки. У детей особенности восприятия зависят от личностных качеств ребенка, внешних условий, а также самого прослушиваемого музыкального произведения.

Музыка может восприниматься различными способами. Так, например, Морис Мартено предложил следующую классификацию:

- «пассивное восприятие - ребенок слышит звук радио, но занят другим делом;
- частично активное восприятие - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
- активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать» [цит. по 3].


Сколько и как надо слушать музыку в раннем детстве? Действительно ли активное восприятие может проявляться у ребят в столь раннем возрасте? Данные вопросы находят порой противоречивые ответы у исследователей.
В каком количестве можно слушать музыку на занятиях, имея в виду целенаправленное прослушивание произведений?

Н.А. Метлов говорил о недопустимости использования на одном занятии нескольких произведений, но в настоящее время психологами доказано обратное, чем больше дети слушают музыку, тем лучше.

В раннем возрасте дети любят повторять, просят вновь прослушать то, что им понравилось, поэтому возникает некоторая цикличность прослушивания произведений, и в целом за учебный год дети осваивают большое количество музыкальной литературы.

Существует музыка, написанная композиторами специально для детей.
Доступными и наиболее распространенными для детей раннего возраста являются темы природы и животного мира. Издавна тема природы в творчестве композиторов является одной из самых поэтичных и любимых. Даже «взрослая музыка» неоднократно рисует природу во всем ее многообразии. «Эхо» О. Лассо, «Музыка на воде» Г. Генделя, «Времена года» А. Вивальди, миниатюры «Кукушка» Л. Дакена, «Курица» Ж. Рамо, некоторые симфонии И. Гайдна «Утро», «Полдень», «Вечер», «Медведь»; «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, а также произведения романтиков - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса; Дебюсси «Танец снежинок», Римского-Корсакова «Полет шмеля» и множество других произведений. Из поколения в поколение откристаллизовались определённые звукоизобразительные приёмы. Наиболее типичным стало звуковое подражание голосам животных и птиц, шумам природы с помощью использования различных специфических штрихов, динамики, различных мелизмов, необычной изысканной ритмики и акцентуации. Эти средства выразительности оказались востребованными и в сфере детской музыки. Так, в «Песне жаворонка» из «Детского альбома» П.Чайковского, «Соловье» А. Алябьева имитируется пение и характерные переклички птиц, как и во «Временах года» А. Вивальди, и в пасторалях Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Дж. Россини. А нисходящий терцовый ход - «кукушкин голос», особая примета и характеристика и в «Кукушке» Л. Дакена, и у К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса» из «Карнавала животных». В таких произведениях дети легко решают предлагаемые задачи: почувствовать общее настроение музыки, выделить в ней звукоизобразительные моменты, услышать яркие средства музыкальной выразительности, определяющие характер того или иного музыкального образа. Дети хорошо слышат звукоподражание в пьесах «Куры и петухи» и «Персонажи с длинными ушами» К. Сен-Санса или «Маленький беленький ослик» Ж. Ибера.

Миниатюры, сочетаемые по принципу контрастности, например «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, «Веселая песня», «Грустная песня» Е. Подгайца, «Антилопы» и «Черепахи» К. Сен-Санса, помогают педагогу в развитии речи у детей, поиске слов, при определении характеристик произведений. Обязательно педагог подтверждает свои слова наглядными средствами, движениями, мимикой или тактильными прикосновениями («нежная мелодия», «злая», «сердитая» и т.д.)

Поскольку восприятие классической «взрослой» музыки функционирует как самостоятельная часть занятия, то необходимо определить все этапы работы при слушании музыки.

Можно выделить три этапа работы, которые помогают структурировать и организовать процесс слушания музыки на занятиях. Каждый из этапов несет свою функциональную нагрузку и потому должен быть использован.
Подготовительный этап. Важно создать соответственную атмосферу перед прослушиванием, потому что внимание детей раннего возраста неустойчиво, легко рассеивается. Музыка не звучит «невзначай», напротив, дети должны приготовиться услышать ее. Это не просто, поскольку естественная подвижность детей, желание двигаться под музыку в данном случае являются помехой. При первом ознакомительном прослушивании детям не следует ничего говорить. Но обязательно нужно их настроить на восприятие. Удобная посадка на стульчиках или по возможности на ковре - вот то расположение, которое позволяет детям настроиться на ожидание сказки, новой истории. Например, можно на занятиях перед прослушиванием выключать основной свет, создавая таинственное освещение, что также помогает настроиться ребятам на «сказку». Самое главное в любом возрасте перед началом прослушивания «услышать тишину». М. Смирнова приводит удивительно точные слова Г. Нейгауза о роли тишины: «Звук должен быть окутан тишиной, он должен покоиться в тишине как драгоценный камень в бархатной шкатулке» [цит. по 6, с. 106].

Этап восприятия музыки. Музыкальное произведение звучит в аудиозаписи или в живом исполнении педагога. Качество исполнения должно быть достаточно высоким, иначе, получая «некачественную» музыку, дети будут получать негативные эмоции. Большая часть репертуара существует в различных интерпретациях, в разных исполнительских составах, существуют оркестровые и фортепианные версии одних и тех же произведений.


Оценочный этап. Одним немаловажным фактором в процессе слушания музыки, является отсутствие оценочной деятельности до прослушивания произведения. Дети сели, приготовились, звучит музыка, и после окончания звучания произведения педагог может показать картину или игрушку, прочитать стихотворение, т.е. использовать наглядные материалы.
В младшем возрасте, когда дети имеют очень маленький жизненный и музыкальный опыт, весьма велика доля наглядных (наглядно-зрительных) и практических методов и приемов, но в то же время нельзя ими злоупотреблять, нужно дать возможность развитию детского воображения.
О чем следует сказать после прослушивания? Педагог спросит у ребят: «О чем рассказал композитор?» И как подсказку, как помощь в подтверждение детских высказываний покажет ребятам иллюстрацию, подобранную к произведению, отражающую программное или эмоциональное содержание произведения. Часто на помощь приходит игрушка, в зависимости от прослушанного произведения. Дети не могут в полной мере описать то, что они услышали, прочувствовали,  но педагог все равно должен оставить право первого слова за ними. Поскольку в настоящее время большинство детей двух лет еще не разговаривают совсем, то педагог ведет диалог от их лица, задав вопрос, сам отвечает на него. Следует постоянно мотивировать детей к ответу, соглашаться или не соглашаться им с мнением педагога, но в любом случае вызывать их ответную реакцию.

При повторном прослушивании, как правило, используется двигательная активность детей для лучшего запоминания и отражения характера произведения. Двигаясь под музыку, ребенок переживает ее как процесс, имеющий начало, развитие и логическое завершение, поэтому большинство музыкальных произведений и после прослушивания используется в других разделах занятий: музыкально-ритмических упражнениях, музыкально-дидактических играх, импровизациях на детских музыкальных инструментах. Задачи при этом могут быть различными.

Например: «Кенгуру» из «Карнавала животных» Сен-Санса. При первом прослушивании ребята  рассматривают открытку с изображением кенгуру. Затем дается установка педагога: «Прослушать и определить, что хочется делать под такую музыку?» Ребенок слушает несколько секунд и затем срывается с места. Можно, напротив, заострить внимание на прыжках, музыка будет звучать фоном. В любом случае, после нескольких таких прослушиваний малыш четко запоминает, что это прыгает не зайка, а кенгуру. Как правило, сказать об этом он не может, но его ноги начинают двигаться соответственно характеру произведения! Итак, занятия по слушанию музыки предполагают три этапа работы: подготовительный, связанный с созданием атмосферы прослушивания; само слушание музыкального произведения; оценочная деятельность условно аналитического плана.

В конце учебного года, за время которого прослушалось много интересного музыкального материала, можно устроить для детей конкурс «Угадай мелодию».

Хочется надеяться, что свои приобретенные навыки дети будут использовать в обучении своих родителей и близких культуре слушания музыки, культуре музыкального восприятия.

Литература
1. Метлов Н.А. Музыка детям. М., 1985.
2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
3. Лупан С. Поверь в свое дитя. Гл.10 [электронный ресурс] http://www.znaniesila.com/2007/03/23/sesil_lupan_pover_v_svoe_ditja.html
4. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. М., 2001.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 2000.
6. Смирнова М. Система воспитания Древнего Востока и современность / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы исто-
рии, теории, психологии, методологии // Научно-практическая конференция 25-29 октября 1994 г. М., 1997 РАМ им. Гнесиных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей детей раннего возраста

Слегка видоизмененный вариант анкеты, опубликованный в журнале "Логопед". Удобна для сбора информации о речевом развитии детей, вновь прибывший в детский сад....

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Рабочая учебная программа по разделу "Музыка" для детей раннего возраста

Музыкальное развитие занимает одно из ведущих мест в системе дошкольного образования. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эфф...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Формирование речи средствами музыки у детей раннего возраста

Выступление на практическом семинаре в рамках "Использования нейропсихологических приемов для оптимизации речевых процессов в работе педагога группы ГКП" раскрывает метод формирования речи с...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...