Дифференцированный подход как средство активизации познавательной деятельности в преподавании истории
учебно-методический материал на тему

Исупова Елена Николаевна

Изучение истории как науки требует значительных усилий, потому что история включает описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений. В классе разные дети. Одни не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи прочитали тему вперёд, интересуются дополнительной литературой и имеют устойчивый познавательный интерес. Применение разноуровне­вых заданий рассчитано на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, навыков мыслительной деятельности. И что важно, с помощью разноуровневого, индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным учеником.  В рботе содержатся формы. приемы дифференцированного подхода на всех стадиях учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podkhod.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход как средство активизации познавательной деятельности в преподавании истории

Изучение истории как науки требует значительных усилий, потому что история включает описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

В классе разные дети. Одни не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи прочитали тему вперёд, интересуются дополнительной литературой и имеют устойчивый познавательный интерес. Применение разноуровневых заданий рассчитано на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, навыков мыслительной деятельности. И что важно, с помощью разноуровневого, индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным учеником.

На уроках нередко применяю такую форму как групповая работа, которая даёт возможность дифференцированно подойти к каждому ребёнку с учётом уровня развития и психологических особенностей.

Например, в 5 классе организую групповую работу с текстом учебника при изучении темы «Рабство в Древнем Риме». Каждая группа получает маршрут путешествия - на рынок рабов, в имение римского землевладельца, рудники, гладиаторские бои. Затем каждая группа составляет отчет о путешествии. На уроке «религия древних египтян» учащиеся делятся на три группы. Первая группа, используя учебник, определяет смысл понятий «мумия», «саркофаг», «гробница». Вторая группа, работая с текстом учебника и таблицей, называет богов египтян и те силы природы, которые они представляли. Третья группа определяет значение термина «религия» и объясняет трудный вопрос «Почему религиозные верования возникли у древних египтян?» При такой форме для организации групповой работы использую таблицы, схемы, отрывки из художественного произведения(«Секрет пурпурной краски» при изучении темы «Финикийские мореплаватели»).В старших классах прекрасно воспринимаются учащимися такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции,

Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой. Практические занятия предоставляют широкие возможности для изучения и анализа документов. В 9 классе при изучении темы «Международное гуманитарное право» каждая группа, работая со своим отрывком из женевских конвенций, определяла особенности и значение международного гуманитарного права. Домашнее задание было также индивидуальным - одна группа письменно определяла категории людей, относящихся к жертвам войны, вторая группа должна была решить ситуации, используя нормы МГП, третья группа выполняла задания по тексту документа.(или в 8 кл. «Отечественная война 1812 г»)

При опросе использую различные задания:

1. Тесты закрытого типа, позволяющие выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.

2. Задания   полуоткрытого   типа,   требующие   назвать   понятие, соответствующее предлагаемому определению, определить пропущенные в тексте слова 3.задания открытого типа, требующие развернутого ответа.

  1.  Составление рассказа по иллюстрации.
  2.  Выполнение кроссворда.
  3.  Исправление ошибок в тексте. Учащимся необходимо зафиксировать искажение информации и вспомнить, что же имело место быть в прошлом.
  4.  Игра «Три направления». Учащиеся делятся на группы, группа получает свою карточку-Египет, Двуречье, Ассирия. Задача каждой группы выписать то, что относится к их стране.
  5.  Выполнить классификацию объектов, представленных в произвольном перечне(определить, в каком месте Греции побывал мальчик Кузя на основе описаний этих мест).

Наряду с традиционными методами можно ввести и методы, связанные с информационно-коммуникативными технологиями, что активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет раскрыть личностный потенциал каждого ребенка. Применение компьютерных программ, используя дифференцированный подход, позволяет организовать индивидуальную работу, работу в группах. А также, использовать педагогические методы: объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним фразу Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...».

Образовательный комплекс позволяет использовать на уроке анимированные карты, тексты первоисточников, исторические термины, интерактивные тесты. На уроке в 10 классе «Культура Руси в 9-12 вв.» вначале ученики выступают с важными сведениями по теме. Затем идёт этап проблематизации - влияние Византии на русскую культуру. Далее следует групповой или фронтальный поиск решений. При этом демонстрируются иллюстрации, анимированный ролик. На заключительном этапе — анализ, обсуждение поиска.

Использую слайдовые презентации при изучении темы «Великая Отечественная война» «Война с Японией», повторительно-обобщающем уроке по данной теме

Домашнее задание должно быть интересным, посильным и дифференцированным.

  1. Нарисовать рисунок(охота на мамонта, яблоко раздора).
  2. Составить кроссворд или тест.
  3. Задай свои вопросы экскурсоводу или путешественнику, побывавшему в изучаемой стране.
  4. Составить таблицу.
  5. Напиши рассказ( на выбор тема).
  6. Подготовь сообщение.
  1. Вопросы для интервью с историческим героем.
  2. Составить план, рассказ по плану.
  3. Написание эссе, синквейна.

10.Ответить на вопросы при работе с первоисточником.

  1.  Сравнить два явления(личности), определить общее и различие.
  2.  Письменная работа, содержащая самостоятельные размышления по поводу неоднозначных исторических проблем или суждений:
  1. изложение своего мнения по проблеме;
  2. аргументированная защита не менее трех аргументов, подтвержденных фактами и данными источников;
  3. обобщение, выводы.

Пример темы: «Можно ли назвать период 60-х годов «оттепелью» в международных отношениях?»

Применение разноуровневых заданий позволяет решить не только образовательные задачи, но и воспитательные. Создается комфортная обстановка, что способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету, позволяет поддерживать необходимый уровень качества знаний

Несомненно, основной формой работы с учащимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт нам внеклассная работа по предмету. Имея общую цель с урочной системой, она способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы учеников, позволяет учителю выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для формирования интеллектуальных и практических умений, даёт возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение учеников, патриотические чувства, развиваются творческие способности.

Среди разнообразных форм организации внеклассной работы заслуживают внимание классные часы с использованием ИКТ, игры, недели истории. Использование мультимедийной презентации, видеоматериалов, Интернет-ресурсов позволяет проводить мероприятия на более высоком познавательном и эстетическом уровне. Данная форма обучения способствует всестороннему закреплению изученного исторического материала, углублению и его систематизации.

  1.  Проведены интеллектуальные игры по теме «Великая Отечественная война» в формате «Своя игра».
  2.  Литературно-музыкальная композиция «Песни военных лет».
  3.  Слайдовая презентация «памятные места России, стран ближнего и дальнего Зарубежья» о памятниках, мемориальных комплексах Великой Отечественной войны с обсуждением проблемы вандализма в отношении памятников, движения бонхедов.
  4.  В рамках недели истории организованы: конкурсы газет для 5-7 кл «Удивительное рядом», 8-9 кл «Памятные даты» конкурс «Крылатые слова», работа лекторской группы «Удивительный дар- русское слово», «По местам боевой славы: Волгоград, Пескаревский мемориал», интеллектуальные игры «Я камнем стал, но я живу...», «Мы - россияне» слайдовая презентация «Русский орел с античным профилем».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Презентация к докладу Дифференцированные задания, как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Презентация к докладу Дифференцированные задания, как средства активизации познавательной деятельности учащихся....

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Деятельностный подход в преподавании математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Из опыта работы

В стандартах нового поколения все больше внимание уделяется именносистемно-деятельностному подходу, который также является одной измодификаций концепций личностно-ориентированного образования ипредпол...

Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....