Деятельностный подход в обучении.
статья по теме

Елисова Марина Борисовна

Технология деятельностного метода позволяет комплексно реализовывать современные целевые требования к системе образования. В статье предложены общие деятельностные основания известных психолого-педагогических теорий деятельности. Для планирования и проведения урока предлагается вариант использования структуры деятельностного подхода. Более подробно описаны этапы постановки учебной задачи и «открытия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении.

Введение

Деятельностный подход - основа построения ФГОС.  Образовательный процесс по достижению предметных результатов (новых) отличается от образовательного процесса на традиционном уроке.  Новые образовательные результаты могут быть достигнуты в условиях реализации деятельностного подхода к обучению, то есть посредством организации учебной деятельности обучающихся.

Анализ известных психолого-педагогических теорий (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.А. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.)показывает, что все они имеют общие деятельностные основания, а именно:

  1. В них рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей
  2. Все авторы теорий развивающего обучения указывают на изменение функций участников учебного процесса: учитель выполняет  роль управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе.
  3. Отмечается ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности.
  4. Все авторы отмечают важность реализации идей педагогики сотрудничества.

Следовательно, согласование результатов, полученных в различных теориях развивающего обучения, создание на этой основе интегративной технологии, может осуществляться на основании теории деятельности.

Анализ структуры различных видов деятельности показывает, что самоопределение («хочу» и «могу» выполнять данную работу)  и нормореализация (выполняю норму) предполагают проявление уже имеющихся способностей, но не приращение новых. Развитие способностей происходит в нормотворческой деятельности (составляю новую норму).

Нормотворческая деятельность (рефлексия) имеет три исходные функции: познание (ситуации прошлого действия), критика (поиск или подтверждение прежнего способа действия), проект (построение новой нормы). Этапы познания и критики предполагают исследование того, где и почему возникло затруднение в деятельности, а формирование новых способностей (развитие) происходит на этапе проектирования, этапе «открытия» нового знания. Технология деятельностного метода позволяет комплексно реализовывать современные целевые требования к системе образования.

Для планирования и проведения урока предполагается использовать структуру этого подхода в следующем варианте.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
  1. Мотивация – включение детей в деятельность («хочу»)
  2. Выделение содержательной области («могу»)
  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений
  1. Подготовка мышления учеников к проектировочной деятельности:

а) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

б) тренинг соответствующих мыслительных операций.

        2)   Организация затруднений в индивидуальной деятельности

        3)  Фиксация учащимися затруднения в индивидуальной деятельности (невыполнимость известного способа, недостаточность времени)

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Выявление того, где и почему возникло затруднение.
  2. Постановка цели урока, связанной с устранением причины затруднения.
  3. Формулировка темы урока.
  1. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
  1. Включение детей в ситуацию выбора метода решения учебной задачи.
  2. Построение нового способа действия.
  3. Речевая и знаковая морфологизация нового способа действия в знаках и языке, принятых в культуре (определение, обозначение, изображение и т. д.).
  4. Фиксация разрешения учебной задачи.
  1. Первичное закрепление во внешней речи.
  1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.
  2. Проговаривание способа решения во внешней речи.
  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  1. Самостоятельное решение учащимися заданий на использование нового способа действий.
  2. Самопроверка по эталону, выявление ошибок.
  3. Самооценка результата усвоения.
  4. Организация ситуации успеха.
  1. Включение в систему знаний и повторение.
  1. Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.
  2. Повторение и закрепление учебного материала, имеющего методическую ценность с точки зрения дальнейшего обучения.
  1. Рефлексия деятельности (итог урока).
  1. Самооценка детьми собственной деятельности (что нового узнали, какой метод использовали, успешность выполненных шагов).
  2. Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.
  3. Фиксация успешности деятельности и вывод о следующих шагах.

При реализации деятельностного подхода в обучении для учителя наибольшую трудность представляют постановка учебной проблемы (задачи) и «открытие» нового знания.

Постановка учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  • Как тема урока.
  • Как вопрос, несовпадающий с темой урока, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо несходный с темой вопрос, на который исследование ответа выведет на тему урока.

Существуют три возможности постановки учебной проблемы на уроке:

  1. Создание проблемной ситуации (ПС).
  2. Подводящий диалог.
  3. Сообщение учителем готовой темы урока с применением мотивирующего приёма.

Схема 1

Наиболее эффективным является побуждающий диалог. Для вывода учеников из ПС учитель разворачивает с учениками диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.  Схема 2

Следующий шаг  к формулированию учебной проблемы:

- Какова же будет тема урока?

или

 - Какой возникает вопрос?

«Открытие знаний»

Учитель помогает ученикам «открыть» новое для них знание.  Схема 3

Наиболее эффективный способ – побуждающий диалог при выдвижении  и проверке гипотезы.

Основные идеи деятельностного подхода:

  1. Процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность познающего.
  2. Учитель – организатор и координатор процесса познания.
  3. Ученик – субъект учения.
  4. Цель учебной деятельности – усвоение не только способа действия, но и принципа построения действия, который является сущностью понятия.
  5. Основной компонент содержания – система понятий (а не сумма знаний).
  6. Единица педагогического взаимодействия – учебная задача (не предметная).
  7. Моделирование – важнейшая составная часть формирования учебной деятельности, инструмент ученика, форма фиксации знания.
  8. Основная форма обучения – коллективно-распределительная деятельность, основная форма работы – учебный диалог.
  9. Формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...