«Развитие музыкальных, творческих и исполнительских способностей детей методом коллективного музицирования в классе скрипки»
проект на тему

Ребреш Ольга Анатольевна

    Концепция модернизации образования обозначила обновленную, возрастающую роль преподавателя в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию.

В связи с этим повышаются требования к личности педагога, его роли в учебном процессе. От преподавателя требуется не только владение педагогической техникой, но и творческое отношение к работе,  так как творчески работающие педагоги создают инновационный потенциал образования. Это относится и к преподавателям дополнительного образования.

   -  обучение детей самоорганизации и проектирования  собственной  деятельности;

   -  всестороннее  интеллектуальное  развитие  личностей     обучающихся;

   -  формирование культурных, духовно-нравственных,   эстетических ценностей;

   -  развитие музыкальных  исполнительских способностей;

   - приобретение  навыков концертных выступлений;

   - подготовка  к развитию самоуправления, организационной культуры, лидерских  качеств и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Педагогический

   практико-ориентированный проект:

      «Развитие  музыкальных,  творческих  и   исполнительских  способностей детей  методом  коллективного  музицирования  в  классе  скрипки»

Автор  педагогического проекта:  преподаватель по    классу скрипки

 Ребреш Ольга Анатольевна

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

г. Нижневартовск.

Содержание проекта:

  1. Вводный раздел:
  1. Актуальность проекта.
  2. Новизна и инновационная направленность.
  3. Цели, задачи, методы и этапы реализации проекта.
  1. Теоретические  и практические действия:

1. Теоретическое обоснование проекта.

2. Педагогические действия, средства и пути, направленные

на развитие способностей учеников.

  1. Заключительная часть:
  1. Результативность проекта.
  2. Перспективы развития.

                      I. Вводный раздел.

 Концепция Федеральной целевой программы развития  в России на 2011-2015 годы обозначила стратегическую цель государственной политики в области образования - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы - «Наша новая школа».

    Концепция модернизации образования обозначила обновленную, возрастающую роль преподавателя в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Педагог всегда должен быть профессионалом, носителем определенного ряда ценностей, а сейчас, в новых условиях, он должен еще обладать новыми качествами стиля мышления и деятельности, новым мировоззрением, новым мироощущением и мировосприятием. Учитель был и остается главным действующим лицом российского образования, именно  ему доверено реализовывать самые основополагающие аспекты государственной образовательной политики. В связи с этим повышаются требования к личности педагога, его роли в учебном процессе. От преподавателя требуется не только владение педагогической техникой, но и творческое отношение к работе,  так как творчески работающие педагоги создают инновационный потенциал образования. Это относится и к преподавателям дополнительного образования.

  Представленный педагогический практико-ориентированный проект: «Развитие музыкальных, творческих и исполнительских способностей детей методом коллективного музицирования в классе скрипки»  направлен на процесс обучения и воспитания обучающихся в соответствии с проводимой политикой государства в области Российского образования. Данный проект  востребован  в  новых современных условиях эстетического воспитания детей, личностно - ориентированного дополнительного  образования.

1. Актуальность проекта: обучение детей самоорганизации и проектирования  собственной  деятельности;

   -  всестороннее  интеллектуальное  развитие  личностей     обучающихся;

   -  формирование культурных, духовно-нравственных,   эстетических ценностей;

   -  развитие музыкальных  исполнительских способностей;

   - приобретение  навыков концертных выступлений;

   - подготовка  к развитию самоуправления, организационной культуры, лидерских  качеств и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

2.Новизна и инновационная направленность.

  Главным, новым направлением своей деятельности я считаю вариативность образования:

      -  если раньше педагог дополнительного образования был обязан работать только по базовым программам, то теперь все больше появляется возможность работать по новым, интересным, усовершенствованным рабочим программам и методикам. Эта возможность выбора и становится тем определяющим фактором для вдохновения, исключающим работу по шаблонному методу, наработанному годами и приводящему, в конце концов, к эмоциональному истощению и потере интереса к работе и учёбе, как обучающихся, так и самого педагога;

   - повышение  познавательной  самостоятельности  и  творческой  активности обучающихся  нетрадиционными технологиями: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях,  уроки в форме соревнований и импровизационных игр; 

  - применение на уроке методов и приемов проблемного обучения, технологии эффективных уроков, теорию поэтапного формирования умственных действий, как средства повышающие познавательную активность обучающихся, способствующих  повышению  качества  знаний  и  выработке необходимых навыков и умений у обучающихся.

3.Цели, задачи, методы и этапы реализации проекта.

Цель проекта: создание условий для гармоничного развития обучающихся посредством приобщения к основам формирования музыкально-эстетической культуры личности через взаимосвязь с музыкальным искусством. А также необходимость методологического обоснования  путей развития  музыкальных  способностей  детей в процессе обучения.             

Задачи проекта:

  • обучающие: обучать основам музыкальной грамотности, исполнительской техники, гибкому коллективному инструментальному  мышлению  и  умению реализовывать  его на инструменте (постановочным, исполнительским, технологическим навыкам, чистоте интонирования, метроритмической  организации, знанию  музыкальных терминов и понятий), умениям и навыкам читать ноты с листа, подбирать  мелодии по  слуху, обучать  основам  импровизации;
  • развивающие: развивать музыкальные, творческие и инструментальные способности детей, ассоциативное мышление, образность, интуицию, воображение и умение креативно мыслить, приобщать к шедеврам отечественной и зарубежной культуры, развивать и формировать эстетические музыкальные вкусы, расширять кругозор обучающихся, развивать их мотивацию к различным видам музыкальной деятельности; 
  • воспитательные: воспитывать человечность, доброжелательность, внимательность и толерантность к окружающим, чувство взаимопомощи  и  поддержки, умение вести себя в различных ситуациях уважительно и корректно. Воспитывать коллективную творческую и исполнительскую дисциплину, культуру сценического поведения, волевые качества;
  • просветительские и социокультурные: предоставлять возможность для самореализации и самораскрытия индивидуальных способностей обучающихся, подготовить культурные, творческие  и профессиональные исполнительские кадры, а также слушателей и ценителей с развитым музыкальным вкусом.

  Выполнение поставленных задач базируется на личном педагогическом опыте и методике обучения. 

В работе используются вариативные методы  в целях адаптации учебной программы к способностям и возможностям каждого обучающегося. Основными формами учебно-воспитательной работы в моём классе являются групповые уроки. Совместное творчество на таких уроках отличается от сольного исполнительства, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Групповой урок занятие творческое, на котором учитываются: индивидуальные и возрастные особенности каждого обучающегося, его физические, эмоциональные, умственные,  коммуникативные, творческие данные. Огромным достоинством группы постоянно развиваемая способность видеть себя и свои проблемы глазами другого. Это позволяет «самообслуживаться» в процессе внутригруппового взаимодействия.

   В методике музыкального воспитания большую роль играет педагог. В идеале, это не авторитарный лидер, который навязывает свои позиции и взгляды на музыку, а учитель-импровизатор. Поэтому на уроки к ученикам стараюсь приходить не только с готовыми знаниями, а с определённой идеей. Моя роль, как преподавателя такова:

                   - отказаться от практики пассивной передачи знаний, которая только объясняет, вместо того, чтобы предлагать  придумывать и открывать вновь;

                   - ученик имеет право на самостоятельное мнение;

     -преподаватель и ученик — партнеры, отсюда - доверительно-                                    искренний     характер  взаимоотношений.

     Таким   образом, особенностью  моей технологии   становится   способ организации  учебного  процесса, при   котором   преподавателю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность учеников.

      Для осуществления проекта разработана данная педагогическая методика, кредо которой можно сформулировать таким образом: «каждый ребенок способен созидать и творить», и ориентирована на интересы самих обучающихся. Эта мысль заставила меня многое пересмотреть, проанализировать и постараться найти  наиболее результативные формы работы с учениками, чтобы в детях росли стремление к умению, знаниям и радость творчества и созидания.

    В реализации проекта участвовали группы учеников оркестрового отделения по классу скрипки младшего (4-5 обучающихся) и старшего ансамблей (7-9 обучающихся).  Состав ансамблей менялся в зависимости от наполняемости класса (выбывали выпускники, добавлялись вновь поступившие в 1 класс). Общее время реализации проекта 4 года (с сентября 2007 года,  по декабрь  2011 года). База для реализации проекта – МБОУДОД «ДШИ№2»  г. Нижневартовска.

 Основные этапы реализации проекта.

  I этап: ознакомительно-диагностический (рассчитан на период с сентября по ноябрь 2007 г.). Анализ и оценка исходных музыкальных данных детей.

II этап: практический (рассчитан на период с декабря   2007 г.  по июнь 2011 г.) Осуществление формирующего этапа развития музыкальных способностей обучающихся группы. Определение эффективности форм и методов обучающей деятельности. Корректировка условий, обеспечивающих развитие музыкальных навыков и умений учеников.

III этап:  обобщающий (рассчитан на период с июня 2011 г. по декабрь 2011г.). Систематизация, анализ и обобщение результатов обучения. Определение перспективных задач на дальнейшую учебную деятельность.

 II. Теоретические и практические действия.

 Методологической основой данного проекта послужили такие образовательные области как: «Педагогика» и «Психология», «Музыкальное   исполнительское  искусство». Собственный многолетний педагогический опыт работы и общие  принципы известных методик преподавателей, психологов и исследователей-практиков положены в основу проектирования данного опыта. Обоснование новой идеологии, парадигмы музыкального обучения, новых принципов педагогической психологии и мышления, когда педагог становится организатором самостоятельных поисков учеником новых игровых ощущений, тем самым стимулируя его деятельность и творческое начало - (концепция обучения С.О.Мильтоняна преподавателя - методиста Тверского музыкального колледжа).  Музыка должна быть неразрывно связана с движениями и речью - музыкальный театр, если выражаться иными слова.  Научить детей «играть в музыку», помочь детям приобщиться к музыке с помощью игры, учить создавать свою  музыку (система К.Орфа).

   Приобщения детей к музыке через комплексное раннее развитие их способностей, соединяющее скрипичную технику с развитием слуха, чувства ритма, музыкальную память и понимание эстетических ценностей (Э.В.Пудовочкин).  Большое значение имеет и роль родителей в этом процессе. Ведь мамы и папы должны стать для своего чада своеобразными «домашними учителями», которые постоянно будут следить за его успехами и своими поощрениями и похвалами не дадут угаснуть  возникшему  интересу к музыке. Основные постулаты метода Шиничи Сузуки – всецелая любовь и поддержка родителей и, естественно, ежедневный беспрерывный труд, основанный на активном слушании и повторении. Занятия  музыкой  требуют ежедневных пошаговых усилий, поддерживаемых и поощряемых родителями в атмосфере любви и доброжелательности.

   Спорить с тем, что музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития, невозможно. Именно музыка - музыкальные занятия наиболее перспективное средство (форма) как в развитии интеллекта, так и ассоциативного мышления ребёнка, которое будет способствовать осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил. Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах ещё Т. Рибо. В музыкальной психологии обоснование ассоциативности музыкального искусства дали Д. К. Кирнарская и В. Н. Петрушин. Авторы многих программ и методик по музыке (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр, В. В. Алеева и др.) опираются на ассоциативность музыки. Понятие “ассоциация” встречается в психологии памяти, воображения, мышления и объединяет все психические познавательные процессы в единый комплекс. Это означает, что ассоциативность как связь между предметами и действиями, символами и ощущениями, которые сопровождают эти предметы, является характерной чертой психики человека.

Образность, интуиция, ассоциативность, воображение… совокупность этих качеств детской психологии есть не что иное, как удивительный детский генетически обусловленный творческий механизм познания будущей жизни!

Работая в системе дополнительного образования, считаю правомерным и своевременным ориентиром процесса обучения и воспитания обучающихся на формирование новых форм, методов, технологий: эффективных уроков, поэтапного формирования умственных действий и применение проблемного обучения. Главная идея проблемного обучения четко сформулирована в работах М.И.Махмутова: “Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации”. При этом подчеркивается, что проблемное обучение может стать средством формирования творческих способностей “только в случае предельно высокого внимания к общему умственному развитию школьников, только путем усиления теоретической подготовки учащихся, путем внесения в процесс обучения принципов и методов науки”, применение эвристического (частично поискового) метода. Например:

- анализ эпизода или целого произведения;

- сочинения на различные темы;

- сравнительная характеристика образов;

- анализ поставленной проблемы.

 Технологии эффективных уроков: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях,  уроки в форме соревнований и импровизационных игр (А.А.Окунева) 

 Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина). Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия (инструкции), текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему правильного выполнения. Прежде чем исполнить то или иное произведение, исполнитель заранее составляет и отрабатывает ход событий.

Возрастные и психологические особенности детей, периодизация психического развития по системе Выгодского Л.С. и Эльконина Д.Б. Возрастные периоды по протяжённости индивидуальны для каждого ребёнка. Границы периодов особенно чувствительны. Именно здесь, на возрастных стыках, происходит перестройка: прежний вид деятельности себя исчерпал, а  в  новый ещё  предстоит войти. В это время с ребёнком надо быть особенно бережным, тактичным, терпимым, по возможности предупреждая кризисные ситуации - «Проблемы развивающего обучения» Давыдова В.В.

I этап - Ознакомительно-диагностический

 Глубокие изменения, происходящие в физическом развитии и  психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности, ориентация на группу сверстников - этот возраст является  сенситивным (чувствительным) и требует развития продуктивных приёмов и навыков учебной деятельности «умения учиться». Эта группа обучающихся (6-10 лет)  младшего состава ансамбля.  Игра для них является излюбленной формой общения. Она полностью совмещает упражнение и  коммуникацию. Мотивация упражняться для ребёнка – идеальная. Она развивает память, слух, реакцию, фантазию и воображение. В работе с коллективом я учитываю и такую важную вещь, как межличностные отношения участников ансамбля. Благоприятный моральный психологический климат – залог успешной работы.

 Возрастные особенности младших школьников: лёгкая отвлекаемость, неспособность к длительному сосредоточению (так дети удерживают внимание в группе на однородной задаче в пределах 10-15 минут) быстрая утомляемость, диктуют использование различных видов подачи информации. Визуально, на слух, наглядно, синтезируя и анализируя и т.д., опираясь на ресурс учащегося, а не на критику за неумение владеть чувствами, применяя совместные игры для преодоления детского эгоцентризма.

        Для  детей среднего и  подросткового  возраста (11-15 лет) характерны черты развития многих сторон личности: эмоциональность, чувствительность к оценке окружающих, повышенная тревожность, критичность. Возрастает интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию. Желание казаться взрослым.  Формируется  самосознание и  самооценка,  но при этом замедляется реакция, появляется способность к рефлексии, ребятам требуется подсказка иллюстративная и эмоциональная. Наиболее значим период отрочества для развития полноценного общения. При работе с ансамблем старших классов  я стараюсь избегать оценок, взаимоуважение, доверительность в общении, обсуждение проблемных ситуаций,  поиск выхода из этих ситуаций  самими подростками. Продолжительность занятий 75-80 минут (с перерывом на перемену) один раз в неделю.

II этап- Практический  

  Первые 30-40 минут занятия провожу в форме музыкальных игр, второй блок занятий, работа над различными произведениями исполнительского, художественного материала. Обязательно предусмотрены уроки с концертмейстером. Уроки при планировании расчленяется на блоки. Они посвящены развитию многочисленных понятий скрипичной игры, развитию постановочно-игровых  навыков, слуха, метроритма, основных понятий музыки. В  первые два года обучения это игры:

  1. «Приглашаем в гости» - в игровой форме детям вводится понятие ритм.  Пульс, шаг, покачивание - перешагивание с ноги на ногу – вот ориентиры, подводящие к понятиям ритма: «мера времени», «метр». Каждая длительность ноты может отмечаться хлопком, ударом ноги  или pizzicato  на скрипке. Переходя от ровного ритмического рисунка (например, по очереди исполнение равных длительностей участниками игры), до чередования разных ритмических комбинаций. Осваивать ритмические группировки помогают стихи и подтекстовки.

Размеры: 2/4; 4/4 – «По дороге Петя шёл, он горошину нашёл,              

                                  А горошина упала,  покатилась и пропала»            

                                                                     

                 3/4; 6/8 – «Как хорошо, что пришла к нам весна!

                                   Солнышко светит  теперь допоздна.  

                                   Дождик прольётся,  тёплый, хороший.

                                   Только наденешь и снимешь галоши»

 В  ритмическую импровизацию вставляется и изучение пауз, понятие сильных и слабых долей.

2/4; 4/4 – затакт –  «Подружки и товарищи,

                                 Мы весело живём,

                                 Друг друга очень любим,

                                 В обиду не даём»

                           

3/4; 6/8 - затакт – «Весенний день звенит!

                                Встречай, скворец летит!»

По условиям игры ребята встают в круг, каждый участник выбирает отличный от других звук или звуки. Поначалу это может быть одна из открытых струн, а затем и небольшой мотив. Нужно метрично сыграть «свой» звук и «пригласить в гости» - сыграть звук другого участника и так  по очереди в едином метре, приглашая в игру всех участников. Во втором круге игры добавляются различные ритмические организации (например: четверть и две восьмые; четверть и четвертная пауза и т.д.) подчёркивая сильные доли ударом ноги. Тот, из участников  кто нарушает ритмический порядок чередования звуков или путает сами звуки,  выбывает из игры. Формы игры могут быть самые различные: всё зависит от фантазии и умения  детей, сиюминутного настроения.

  1. «Снежный ком» - первый участник игры  издаёт на скрипке звук, второй,  точно его повторяет  и прибавляет свой или свои звуки, и так по очереди все участники. По мере накопления звуков-нот «снежного кома», звучание всё сложнее становится запомнить и воспроизвести. В результате развивается слуховая и музыкальная память, умение воспроизвести звуки с первого прослушивания, при этом ученик усваивает и новые исполнительские приёмы игры, ведь звуки можно варьировать ритмически или штриховыми вариантами.
  2. «Обезьянки» - одна из любимых игр ребят. Первым участником исполняется реприза небольшого импровизационного построения (ребята готовят её заранее или  импровизируют  на уроке), которую второй участник должен повторить во всех деталях: постановка, мелодия, аппликатура, ритм, интонация, распределение смычка и т.д. то есть скопировать – «собезьянничать» репризу первого исполнителя. Если это не получится с первого раза, то можно использовать замедленный и «укрупнённый» повтор. Важно чтобы первый исполнитель повторял репрезу точно, как в первый раз. Игра «Обезьянки» позволяет мне как педагогу, говоря образно, держать руку на «пульсе» ученика. Импровизируя и задавая музыкальную тему от простого мотива, до предложения и построения, можно «начинять» его всевозможными приёмами разной сложности, передовая  ученику инструментальную и исполнительскую культуру. Зная о проблемах конкретного ребёнка, я оперативно подбираю те приёмы, которые важны для изучения и закрепления именно этому ученику. В результате актуализируются такие его качества, как внимание, реакция, память, слух, ловкость, инструментализм и т.д.

 Для ребят, хорошо освоивших правила нотной записи, я ввожу следующие игры:

  1. «Подарки»1 - роль подарка в этой  игре выполняет записанная нотами импровизация в оговоренной заранее общей тональности, количеством тактов (4-16). Условием является тонический звук в начале и конце приготовленных отрывков – «подарков». Фактически ребёнок должен сочинить и записать по частям целую пьеску, используя умение и навыки исполнения различных штрихов, ритмических организаций, которую, разделив надвое, он затем раздаст другим участникам игры. Подарив  товарищу слева начало музыкального отрывка, а окончание участнику справа,  получается новая музыкальная пьеска, которую прочитывают затем с листа. В данной игре активизируется  межпредметная  связь с  уроками  музыкальной грамоты- сольфеджио, когда  закрепляются  навыки  правильной записи нотного текста, теоретические знания. Развиваются фантазия, воображение, креативное мышление, исполнительские навыки. Ну и прекрасная мотивация – коммуникативная (общение со сверстниками).

Особенно полюбилась детям игра:

  1. «Вопросы и ответы»2 (сочинение музыкальных фраз, которые оканчиваются неустойчиво на доминанте(5 ступень) – «вопрос», и на тонике (1 ступени) – «ответ». Сочинение мелодий из 4-16 тактов в заранее оговоренной тональности и размере. На различных примерах я показываю, что звуки мелодии можно сочетать в любом порядке, используя интересные ритмические фигуры и штриховые варианты. При сочинении мелодии, ученикам можно предложить стихи (подтекстовку), или определенный  жанр будущей мелодии (марш, вальс, песня, и.т.д.) 

 Все задания должны быть грамотно записаны, исполнение всегда совместное. «Вопрос» исполняет (задаёт) один автор, «отвечает» - другой исполнитель. Оцениваются такие работы всегда сообща. Такие задания – прекрасная возможность провести уроки  весело, увлекательно и продуктивно. Для ребят старшего ансамбля я предлагаю более сложные варианты игр:

  1. «Состязание»3 - соавторство с известными композиторами. В этой игре надо досочинить отсутствующий фрагмент музыкального отрывка с последующим сравнением сочинений обучающихся с первоисточником.
  2.  «Вариации»4 - достаточно сложным, но полезным является задание на варьирование мелодии. Предварительно я объясняю принцип построения вариаций, показываю ученикам несколько примеров мелодического варьирования (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, варьирование ритмическими фигурами, заполнение мелодии между длинными звуками), слушаем записи произведений для примера, например «Тема Гавота и вариации» Г. Генделя, и только после этого предлагаю сочинить свою мелодию и сделать к ней несколько вариаций.

Научить ребенка через творческие задания освоить профессионально–игровые особенности исполнения, творчески, креативно подходить к выполнению любого задания – задача особая. Но именно благодаря ее успешному решению ученик в будущем сможет социализироваться в современном обществе.  

Достаточно длительный опыт работы в учреждении дополнительного образования детей утвердил меня во мнении, что слишком сложное отпугивает, отталкивает большую часть детей, а вот сложное, но интересное преумножает положительный результат многократно. Академик Асафьев Б.В. справедливо считал, что детское творчество имеет воспитательную ценность, необходимую в раннем возрасте для всех детей без исключения.

III этап - Обобщающий  

Игра в ансамбле – это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками. Это  умение слышать гармонии партитуры и свой голос в ней, объёмное понятие интонации, по сравнению с сольным одноголосием, возможность учиться у сверстников, у которых лучше получается приём, лучше звучит партия. Накопленный        ансамблевый репертуар, с которым можно выступать в концертах, наряду с собственными импровизационными сочинениями, является одним из естественных итогов обучения коллективным методом. Такие уроки, основанные на импровизации и сочинительстве, отличаются высокой степенью творчества, креативности и результативности, как в ансамблевом, так  в сольном  исполнительском  мастерстве обучающихся. На  уроках мы с  ребятами прослушиваем и анализируем записи именитых мастеров скрипичного искусства, как солистов, так и различные ансамблевые составы. Просматриваем записи с различных  исполнительских конкурсов юных музыкантов из моей личной фонотеки. Знакомясь с мастерством различного уровня, делаем соответствующие выводы, учимся на ошибках и сравнениях.

При определении уровней обученности детей-участников проекта учитывались врожденные природные данные, степень обучаемости, полученные навыки и умение их применять. Со всеми учениками требовалась систематическая, планомерная работа.

 Диагностика показала, что все компоненты музыкальности у разных детей проявлялись в различных качествах. Один и тот же ребенок мог иметь разный уровень успеваемости по разным заданиям.

Результа-

ты

обучаю

-щихся

Исполни

тельские

навыки

Метроритмическая  организация

Эмоциональ-

ность исполнения

 Чистота         интонирования

Развились

очень

хорошо

50%

 

60%

65%

60%

Средние

данные

40%

 

         

            30%

30%

30%

Недоста-

точно

развиты

10%

          10%

5%

10%

В работе с учащимися особое внимание уделяется активному сотрудничеству с родителями. Вовлекая родителей в процесс обучения своих детей,  провожу различные мероприятия, в которых были бы в равной степени задействованы силы не только учителей и учащихся, но и родителей. Это дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие в процессе обучения.

 Хорошо зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов, конкурсов и фестивалей. Ежегодные концерты-лекции для учащихся подготовительных классов «Знакомство с инструментами оркестрового отделения», для учащихся общеобразовательных и музыкальных школ - «Вечера  старинной музыки», «Джазовые вечера», «Жизнь замечательных музыкантов», творческие концерты детских и взрослых коллективов  школы: ансамбль скрипачей старших классов «Квинта» и младших классов «Каприс», ансамбль виолончелистов «Виола». Форма презентаций успешно вошла в практику  сопровождения отчетных  концертов: отчетный концерт ансамбля преподавателей «Вдохновение», фортепианного трио, эстрадно-симфонического оркестра, классные и школьные отчётные концерты для родителей и учащихся школы и города. Отчетные концерты класса «И снова здравствуйте», концерт для первоклассников «Первые аплодисменты». Шефские концерты в Доме престарелых и инвалидов «Отрада», центре реабилитации воинов интернационалистов «Звезда».

  В коллективных мероприятиях в полной мере проявляется сотрудничество школы и семьи, способствующие созданию духа культуры и совместного творчества.

  Для успешной реализации данного проекта необходимо иметь:  нотную литературу с обширным выбором музыки различных композиторов, стилей и направлений в музыке, с партиями различных степеней сложности, а также умение самого педагога сделать  аранжировки и переложения различных произведений, для более интересного исполнительского репертуара. Требуется помещение для коллективного музицирования, инструменты: скрипки и смычки, фортепиано, пюпитры, аудио и видео аппаратура (для просмотра и прослушивания различных записей и исполнителей).

  1.  Заключительная часть. 

   На уроках коллективного музицирования – ансамбля, ученики приобретают целый комплекс музыкальных умений, способностей и навыков, обогащают свой  внутренний мир. Вырастает  их самооценка, уверенность в себе,  личностные качества. Дети, занимающиеся в ансамбле, ведут себя очень сплоченно, много общаются между собой, не ссорятся, а  поддерживают, помогают друг другу, это дружный, жизнерадостный коллектив.  Повысились теоретические  и музыкальные знания у обучающихся, окрепли межпредметные связи с сольфеджио и музыкальной литературой, что подтверждается итоговой аттестацией учащихся по данным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"

Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......

«Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж»

В проекте раскрыты: Проблемы преемственности  как непрерывного процесса воспитания и обучения, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. ...