Доклад по теме:"Здоровьесберегающие технологии"
статья на тему
Доклад для выступления на педсовете. В докладе рассматриваются три основные группы здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Западное окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1694 «Ясенево»
117593, г. Москва, Тел./ факс 426-16-22
Литовский бульвар, E -mail@co1694.ru
д.11, корп. 6 Сайт в сети Интернет:
http://co1694.ru
Доклад учителя русского языка и литературы Смирновой О.Н.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Москва, 2013г.
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Почему такое большое внимание уделяется рационализации учебной деятельности обучающихся, направленной на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха? Если обратиться к некоторым фактам и цифрам, то ответ становится очевидным.
- с 1997 года среди подростков от 15 до 17 лет общая заболеваемость выросла на 18%, эндокринной системы - более чем на 30%,
- болезней органов пищеварения стало больше на 14%, на 27% увеличилось количество недугов костно-мышечной системы
- до 70% школьников употребляют алкоголь,
- из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма,
- до 30% школьников курят,
- до 6% время от времени употребляют наркотики.
Школьники чаще стали страдать от нервно-психических нарушений и заболеваний.
- 6 уроков в день (и не больше!) может быть у учеников 5–11-х классов,
- 9,5–10 часов должен спать пяти-шестиклассник в сутки,
- 7 км в день должен проходить, пробегать школьник, чтобы удовлетворить свою потребность в движении (причем 3 км – в первой половине дня),
- в среднем 13,5 часа длится рабочий день старшеклассников,
- не более 2,5 часа может готовить уроки дома пяти-шестиклассник,
- в 2 раза больше нормы обычно весят ранцы второклассников.
- 60% московских первоклассников за первую четверть теряют вес,
- 3 часа должен гулять школьник каждый день,
- 3 самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника,
- 3% выпускников могут считаться здоровыми (врачи РАМН).
Школа, безусловно, должна беречь и сохранять здоровье современных школьников во всём его комплексном проявлении –здоровье души и тела.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
Программа здравоохранения в школе включает 7 модулей:
1) образование детей в сфере здоровья,
2) программы и практические руководства по физической активности,
3) школьное питание,
4) медицинские услуги в школе,
5) психологическое и социальное консультирование,
6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения,
7) активное участие семьи и общества
Нас, как учителей-предметников, интересуют здоровьесберегающие образовательные технологии, т.е. « системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» А принципы здоровьясбережения следующие:
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Выделяют три основные группы здоровьесберегающих технологий:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим поподробнее.
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. ( Критерии и их характеристики представлены в таблице)
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Здесь можно выделить четыре основных правила построения урока:
- Правильная организация урока, которая должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
- Использование каналов восприятия, так называемое,
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
- Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
- Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
- Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
- Снятие эмоционального напряжения - использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
- Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. - Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
В докладе рассказано как на уроках математики я применяю здоровьесберегающие технологии,какие применяю упражнения, какие применяю методики....
ДОКЛАД НА ТЕМУ « Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
описание упражнений, направленных на развитие дыхательной системы обучающихся...
Доклад по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, ч...
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".
Задача школы не "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки...
Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках с применением ИКТ»
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"
Задача каждого педагога воспитать здороввое поколение....