Доклад по теме:"Здоровьесберегающие технологии"
статья на тему

Смирнова Оксана Николаевна

 Доклад для выступления на педсовете. В докладе рассматриваются три основные группы здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Западное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Центр образования № 1694 «Ясенево»

117593, г. Москва,                                                           Тел./ факс 426-16-22

Литовский бульвар,                                                         E -mail@co1694.ru

д.11, корп. 6                                                                    Сайт в сети Интернет:

                                                                                           http://co1694.ru

Доклад учителя русского языка и литературы Смирновой О.Н.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Москва, 2013г.

        ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение».  Почему такое большое внимание уделяется рационализации учебной деятельности обучающихся, направленной на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха? Если обратиться к некоторым фактам и цифрам, то ответ становится очевидным.

  • с 1997 года среди подростков от 15 до 17 лет общая заболеваемость выросла на 18%, эндокринной системы - более чем на 30%,
  • болезней органов пищеварения стало больше на 14%, на 27% увеличилось количество недугов костно-мышечной системы
  • до 70% школьников употребляют алкоголь,
  • из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма,
  • до 30% школьников курят,
  • до 6% время от времени употребляют наркотики.

Школьники чаще стали страдать от нервно-психических нарушений и заболеваний.

  • 6 уроков в день (и не больше!) может быть у учеников 5–11-х классов,
  • 9,5–10 часов должен спать пяти-шестиклассник в сутки,
  • 7 км в день должен проходить, пробегать школьник, чтобы удовлетворить свою потребность в движении (причем 3 км – в первой половине дня),
  • в среднем 13,5 часа длится рабочий день старшеклассников,
  • не более 2,5 часа может готовить уроки дома пяти-шестиклассник,
  • в 2 раза больше нормы обычно весят ранцы второклассников.
  • 60% московских первоклассников за первую четверть теряют вес,
  • 3 часа должен гулять школьник каждый день,
  • 3 самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника,
  • 3% выпускников могут считаться здоровыми (врачи РАМН).

Школа, безусловно, должна беречь и сохранять  здоровье современных школьников  во всём его комплексном проявлении –здоровье души и тела.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. 

Программа здравоохранения в школе включает 7 модулей:

1) образование детей в сфере здоровья,
2) программы и практические руководства по физической активности,
3) школьное питание,
4) медицинские услуги в школе,
5) психологическое и социальное консультирование,
6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения,
7) активное участие семьи и общества

Нас, как учителей-предметников, интересуют здоровьесберегающие образовательные технологии, т.е. « системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»  А принципы здоровьясбережения следующие:

  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Выделяют три основные группы здоровьесберегающих технологий:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим поподробнее.

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. ( Критерии и их характеристики представлены в таблице)

  1. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Здесь можно выделить четыре основных правила построения урока:

  1. Правильная организация урока, которая должна обязательно включать три этапа:
    -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
    -  3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
     
  2. Использование каналов восприятия, так называемое,

- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

  1. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

  1. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

               5-25-я минута — 80%;

               25-35-я минута — 60-40%;

               35—40-я минута — 10%.

  1. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
  1. Снятие эмоционального напряжения - использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
  2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

  1. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
  2. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
    Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи, для решения которых могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

В докладе рассказано как на уроках математики я применяю здоровьесберегающие технологии,какие применяю упражнения, какие применяю методики....

ДОКЛАД НА ТЕМУ « Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

описание упражнений, направленных на развитие дыхательной системы обучающихся...

Доклад по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.Ещё великий Генрих Гейне  сказал: «Я не знаю большей красоты, ч...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования у обучающихся установки на здоровый образ жизни".

Задача школы не "дотянуть \' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки...

Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках с применением ИКТ»

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"

Задача каждого педагога воспитать здороввое поколение....