Опыт работы по подготовке слепых массажистов
статья на тему

 Кривенкова В.В. Опыт работы по подготовке слепых массажистов. СПб ГБОУ СПО "Медицинский техникум №2"

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Подчеркивается, что специальность массажиста является приоритетной для незрячих людей в связи с высокой чувствительностью пальцев и большой концентрацией внимания при выполнении массажной процедуры. Кратко описывается структура обучения, особенности учебного плана и учебного процесса, проведения теоретических и практических занятий. Уделяется внимание вопросам, требующим решения - ведение учетной и отчетной документации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СЛЕПЫХ МАССАЖИСТОВ

     Проблема профессиональной подготовки и профессиональной адаптации инвалидов всегда стояла перед обществом. Особую группу среди них составляют инвалиды по зрению. Традиционно их труд в нашей стране использовался на предприятиях по сборке электрооборудования, изготовлению несложной бытовой техники, товаров культурно-бытового назначения. В настоящее время эта продукция не выдерживает конкуренции на рынке сбыта и не пользуется большим спросом. Снижается уровень материального благосостояния слепых людей и, что не менее важно, не найдя применения своим силам, они чувствуют социальную несостоятельность. Но именно слепота, наделившая их пальцы редкой чувствительностью, а ум – способностью к сосредоточенности, делают этих людей непревзойденными мастерами лечебного массажа.

     В 1991 г. в СПб на базе Санкт-Петербургского медицинского училища №2 было создано отделение (единственное в Северо-западном регионе), где инвалиды по зрению обучаются массажу. При составлении программы обучения и учебных планов мы руководствуемся ФГОС по специальности «Медицинский массаж» для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

     Наряду с массажем студенты осваивают общемедицинские  и клинические предметы, а также основы общественных наук, медицинскую психологию, психологию общения с больными. Выделены часы для физического воспитания. Студенты с удовольствием посещают плавательный бассейн. Среди них есть кандидаты и мастера спорта по плаванию, легкой атлетике, выступающие на международных соревнованиях среди инвалидов, принимающие участие в параолимпийских играх.

     Обучение людей с нарушением зрения имеет свою специфику. Поскольку специальных учебников не существует, то на теоретических занятиях основное внимание уделяется объяснению материала преподавателем, обсуждением его и фиксацией студентами. Владеющие методикой Брайля делают записи в тетрадях, остальные пишут на диктофон. Надо сказать, что сейчас число студентов, пользующихся методикой Брайля, уменьшилось, все больше студенты применяют технические средства: диктофоны, ноутбуки. На отделении существует фонотека лекций по анатомии, массажу, хирургии, педиатрии на электронных носителях.

     На практических занятиях по анатомии используются фантомы, объемные муляжи, выпуклые планшеты, что позволяет незрячим студентам «видеть» руками. Мы не располагаем специальными учебными пособиями для изучения функции мышц, поэтому вынуждены шить муляжи мышц из ткани. С помощью таких муляжей можно продемонстрировать точки прикрепления и работу той или иной мышцы. Практические занятия по анатомии проходят не только в учебных кабинетах, но и в анатомических музеях медицинских институтов, патологоанатомических  лабораториях.

     Приемы массажа студенты сначала отрабатывают друг на друге в кабинетах училища, оснащенных массажными столами. Учебно-производственная практика проводится на отделениях физиотерапии и восстановительного лечения ЛПУ города. Сначала студенты выполняют сеансы общеукрепляющего массажа реконвалесцентам, а затем работают с пациентами, имеющими различные заболевания. Контроль  работы осуществляется преподавателями училища и непосредственными руководителями – массажистами (специалистами по медицинскому массажу) физиотерапевтических отделений ЛПУ. После летней практики 5-го семестра на отделении проводится студенческая конференция по итогам работы. К этому времени студенты овладевают различными методиками массажа, у них появляется профессиональный интерес и возникает желание поделиться своим пусть небольшим опытом. Хочется отметить, что в процессе обучения инвалиды по зрению в своем большинстве проявляют высокую работоспособность, любознательность, целеустремленность. Мы получаем хорошие отзывы о работе выпускников. Зачастую пациенты предпочитают именно незрячего массажиста. Все это свидетельствует о том, что медицинское образование инвалидов по зрению необходимо развивать и совершенствовать. В этом вопросе необходима поддержка на государственном уровне. Проблем и трудностей у нас достаточно. Бюджетное финансирование   недостаточно. Необходимое оборудование стоит  дорого. Например, мышечная модель с внутренними органами, дающая наглядное представление о расположении органов, прикреплении и функции мышц, стоит около 200 тыс. рублей.  Мы же  используем  примитивные муляжи, что, конечно, снижает эффективность обучения. Кроме того, сейчас большой популярностью пользуются салоны красоты, оснащенные современным оборудованием. Специалист, не знакомый с этим оснащением, не выдержит конкуренции на рынке труда. Помимо этих, традиционных для бюджетных организаций проблем, в последнее время добавились новые. Слепые массажисты, как все дипломированные специалисты, обязаны каждые 5 лет повышать  квалификацию. В СПб нашим выпускникам приходится проходить повышение квалификации в УПКРСМО, в общем потоке медицинских работников. Это создает проблему для преподавателя, незнакомого с методикой обучения незрячих людей, для других слушателей и для самого незрячего массажиста. Наши выпускники высказывают пожелание об организации повышения квалификации и проведения сертификации на базе училища.  Не решен вопрос о ведении учетно-отчетной документации в ЛПУ. Существуют разные способы выхода из этой ситуации – запись на диктофон с последующим внесением в журнал кем-то из персонала, ведение журнала медицинской сестрой, создание сложных картотек с помощью Брайлевской методики. Хотелось бы найти выход совместно с ЛПУ и унифицировать ведение документации.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал представляет собой краткое изложение опыта работы по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку...

Опыт работы по подготовке к ЕГЭ

В работе представлен  материал в форме презентации из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...

«ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

laquo;Опыт работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по физической  культуре»...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...

Опыт работы по подготовке к ВПР

Опыт работы по подготовке к ВПР...