Не учёбой единой (организация внеклассных мероприятий: вечеров, праздников, образовательных путешествий).
статья (7 класс) на тему

Организация тематических вечеров, решающих задачи развития мыслительных процессов, общественной активности, навыков самоорганизации и способов самообразования, принятых в обществе комменикативных воздействий. Такие мероприятия повышают уровень информированности учащихся либо в области знаний, либо в способах деятельности, либо в установлении межличностных отношений. Вечера наиболее распространенный вид внеурочных мероприятий, т.к. многообразны его виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Организация досуга кадета в ГПД41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

О педагогических достижениях воспитателя группы продленного дня

ГБОУ СОШ №145 Калининского района Санкт-Петербурга

Колесовой Татьяны Михайловны

Не учёбой единой

(организация внеклассных мероприятий: вечеров, праздников, образовательных путешествий)

Современные общеобразовательные учреждения помимо обеспечения учащихся определённой суммой знаний призваны готовить их к жизни, осуществляя социальное воспитание личности по всестороннему гармоничному развитию. Социальное воспитание – это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В широком смысле социальное воспитание отождествляется с социализацией, а в узком – это целенаправленная деятельность по формированию у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений.

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Не менее трети дня школьники проводят в коллективе класса, который является общностью, оказывающей воздействие на развитие их личностных качеств в ходе проводимого учебно-воспитательного процесса. Конечно, значительная часть работы по социализации личности осуществляется на уроках, но свой определенный вклад в обеспечение самообразовательной, информационной, самоорганизационной и коммуникативной компетенций, которые школа должна обусловливать в ходе модернизации образовательного процесса, вносит и внеурочная работа.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся. Этот вид деятельности наиболее эффективен при максимальной активности школьников при проведении различных мероприятий, не являющихся непосредственно учебными, но решающих задачи развития мыслительных процессов, общественной активности, навыков самоорганизации и способов самообразования, принятых в обществе коммуникативных взаимодействий. Естественно, что хорошо организованные мероприятия повышают уровень информированности учащихся либо в области знаний, либо в способах деятельности, либо в установлении межличностных взаимоотношений.

Вечер является наиболее распространенным видом внеурочных мероприятий, так как многообразны его виды. «Математические гостиные», посвящённые деятельности выдающихся учёных-математиков способствуют совершенствованию у детей умений и навыков по самообразованию, так как им самим приходится переосмысливать и конспектировать материал о жизни и деятельности того или иного корифея науки. Занимательные математические вечера на темы «Весёлые вопросы», «Задачи-шутки», «Угадайка», «Логические задачи», «Занимательные свойства чисел», «Путешествия по лабиринтам», «Числовые головоломки», «Викторины» и занимательные вечера по словообразованию «Анаграммы», «Из двух слов название города», «Криптограммы», «Метаграммы», «Угадай слово по его середине» на доступном материале помогают совершенствовать умения учащихся по раскрытию причинно-следственных связей и установлению взаимоотношений между объектами или их частями, что содействует формированию способностей к анализу действий до их осуществления при свершении тех или иных поведенческих поступков. Вечера в честь дней воинской славы вооружённых сил России помогают кадетам осознать необходимость наличия у патриотов Отчизны таких качеств как смелость, честность, честолюбие, целенаправленность, настойчивость в достижении цели, организаторские способности и самоорганизованность, умение действовать в коллективе.

Праздники, проводимые в честь наступления Нового года, Дня защитников Отечества, Международного женского дня содействуют совершенствованию представлений школьников о лучших традициях Российского народа и знакомят с культурно-бытовыми обычаями жителей нашего Государства. Подобные мероприятия способствуют воспитанию уважения к другим людям, раскрывают присущие Российскому народу качества милосердия и гуманизма, преемственности поколений, общинные традиции.

Санкт-Петербург открывает большие возможности для образовательных путешествий: экскурсии по местам боевой славы времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в музеи города, посещение промышленных предприятий или их подразделений, непосредственное знакомство с видами транспорта и способами их эксплуатации и управления,- всё это легко осуществить в городе на Неве при активной помощи родительского комитета класса. Для знакомства с другими местами боевой славы и городами России полезно осуществлять заочные путешествия с привлечением иллюстративных материалов, видеофильмов. Хорошо, если перед заочным путешествием прозвучит историческая справка, подготовленная одним или несколькими участниками мероприятия при их тесном взаимодействии. Подготовка материала окажет содействие развитию у них умений и навыков самообразовательной учебной деятельности.

Все три вида мероприятий расширяют кругозор учащихся, обогащают их социально-практический опыт, развивают умения постигать выборочно действительно необходимую для собственного развития информацию, помогают осознать что необходимо индивиду для самосовершенствования и становления «Я - концепции» личности подрастающего человека.

Продуманная организация мероприятий позволяет использовать их возможности для формирования коммуникативных качеств личности школьников. Особое внимание в этом направлении педагогического воздействия желательно уделить сформированности коммуникативных качеств культуры речи. Правильность, чистота, точность, логичность, доступность и уместность речи должны соблюдаться детьми не только на мероприятиях, но и в повседневном общении, а над выразительностью, образностью и действенностью речи следует особенно тщательно работать при проведении мероприятий и при их подготовке. Школьники должны прекрасно понимать, что на коммуникативные качества речи влияют тональность голоса, интонация его, манера произносить слова, мимика, жесты, взгляд,- всё экстралингвистические параметры, способные одному и тому же слову придать самые различные значения от оскорбительного и унижающего до прославляющего поступки и возвышающего человека. Речь одно из основных средств коммуникаций и владение её культурой – одно из главных достоинств социализированной личности. Естественно, что в ходе коммуникативных взаимодействий не допустимы грубость, не уважение человеческого достоинства, нанесение обиды одноклассникам и другим людям, издевательство над кем бы то ни было,- каждый индивид в другом человеке должен видеть личность, обладающую такими же правами как он и не уязвлять её самолюбия.

Современные психологи утверждают, что у нынешнего поколения школьников познавательная активность проявляется до 10-11 лет (против 14-15 лет в прежние времена). Внеурочная работа призвана, в частности, своим содержанием и организационными формами способствовать стимулированию познавательной активности. Это возможно, если во всей внеурочной работе будут учитываться особенности возрастного развития, сформированные интересы, природные склонности и развитые способности, потенциальные возможности личности школьников. Позитивное воздействие внеурочной работы возможно при учёте всех этих особенностей и разнообразии форм проведения мероприятий их видов.

В результате проводимой с кадетами работы по указанным выше направлениям можно отметить некоторые положительные сдвиги:

- увеличилась общественная активность учащихся, около 60% их принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий;

- до 70% школьников стараются не замечать слабости и недостатки одноклассников и не реагировать на них как на возможные способы унижения достоинства;

- около 40% учащихся имеют достаточно хорошо сформированные коммуникативные качества культуры речи и стараются адекватно использовать экстралингвистические средства коммуникаций;

- 80% кадетов проявляют хороший уровень самостоятельности контроля собственных поведенческих действий;

- формальные лидеры классов отличаются настроенностью на воздействие на одноклассников через коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО  ТАКОЕ ...

внеклассное мероприятие "Вечер занимательной математики"

Создается две команды которые соревнуются между собой, между конкурсами я включила рекламные паузы....

Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ПРОФОРИЕНТАЦИИ Телешоу «Человек и профессия» 9 -11 классы

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». В жизни каждого из нас бывают моменты, когда приходится делать выбор. Выбор, от которого в даль...

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...