Оценка успеваемости в средней школе
статья на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Заметки о сути и принципах оценивания успеваемости школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Оценка успеваемости в средней школе

Диагностика и оценка учебных достижений учащихся представляет собой очень важный аспект образовательного процесса в средней общеобразовательной школе. Мониторинг и контроль усвоения знаний учащимися, степени освоения и овладения ими навыков и умений учебной деятельности показывает педагогам и администрации школы степень эффективности работы как отдельных учителей, так и администрации образовательной организации в работе по обучению, воспитанию и развитию школьников.

     Это должны быть как текущий мониторинг и контроль учебных достижений учащихся, так и итоговый контроль достижений учащихся: 1) промежуточный итоговый контроль — по итогам четверти, семестра, полугодия; 2) итоговый контроль по итогам года, ступени образования — начальная школа, средняя школа, старшая школа; 3) наконец выпускной итоговый контроль — по итогам основной средней школы и полной средней школы.

     Формы текущего мониторинга могут быть самыми разными -  традиционная оценка за ответ по пройденному материалу, зачёты, составление проектов и их презентация с последующей дискуссией и оценкой активности школьников, форма текущих и итоговых срезов знаний, оценки содержательные и парциальные (то есть оценивание отдельных сторон успешности учащегося в том или ином виде усваиваемого материала).

       Важнейший фактор оценивания познавательных достижений учащегося состоит в том, что критерии оценки должны быть понятны ученикам, должны быть прозрачными и очевидными — ученик должен знать и понимать, за что ставится оценка, каковa его достижения и недочёты. Оценка должна стимулировать мотивацию, а не демотивировать ученика, не охлаждать его интерес к учёбе. Оценка — показатель возможностей учащегося, показатель образовательного потенциала школьника, а не только итог, черта, подведённая под достигнутым. Оценка должна вести вперёд, а не тормозить познавательные интересы ученика, его личностное и интеллектуальное развитие.

      Другой немаловажный вопрос — объективность оценивания. Конечно, при оценивании устного или письменного ответа ученика учителем неизбежно присутствует субъективный момент, так как человек и его представления об окружающем — и окружающих — субъективны, окрашены в личностные тона и оттенки. Но и такого рода оценка должна стремиться к объективности, к беспристрастности, должна быть доказательно и логически аргументирована и мотивирована.

    Желательно — и я это знаю по своему опыту — чтобы учитель при выставлении отметки (отметка — формальное выражение оценки, которая может быть и неформальной — например, устное поощрение или порицание), особенно не очень высокой, удовлетворительной или же неудовлетворительной, обстоятельно, насколько позволяет время, место и ситуация, объяснил ученику правомерность и справедливость именно этой, а не иной оценки, объяснил ученику его недочёты, недоработки, объяснил, что ему нужно ещё знать и выучить, чтобы получить более высокую оценку — то есть нацелил бы ученика на взятие новых высот, а не обескураживал бы его низкой отметкой, да ещё и необъяснимой.

      Здесь важным — и скорее не педагогическим, а психологическим аспектом — является направленность учителя на помощь ученику в преодолении трудностей и направленность ученика на повышение, а не понижение учебной мотивации. Оценивая учащегося, учитель даёт ученику аванс — в счёт будущей, более высокой зарплаты. Нельзя говорится, что оценка — это зарплата ученика. А при справедливом отношении к работникам («воздаяние по заслугам» — вот принцип справедливости) тому, кто больше и качественнее работают, платят больше денег.

        Оценка, кроме прочего, есть сравнение актуального уровня достижения учащегося с определённым эталонным знанием, достижение которого школьниками является идеальной целью ученика и целью работы учителя. Но это не должен быть заведомо недосягаемый эталон, а образец живого знания, притягательного и достижимого, ведущего за собой ученика, как путеводная звезда ведёт путешественника. Оценка есть не завершение и «запечатывание» учебной деятельности, но её неотъемлемая часть и веха, указывающая верное направление пути.

       Оценка является — и должна быть таковой — родом рефлексии учащегося над своей деятельностью, над своими достижениями и затруднениями, рефлексией, которая подсказана педагогом, и которую с помощью педагога применяет к себе ученик, оценивая сам себя, переводя оценку из внешнего плана в план внутренний, интериоризируя внешнее оценивание. Конечно, такая интериоризация будет плодотворной, только если сам принцип и механизмы оценивания понятны ученику, если оценка не вызывает отторжения у школьника своей непостижимостью и необъяснимостью, да ещё и несправедливостью.