Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности.
статья на тему

Кибирева Наталья Аркадьевна

Современный образованный человек должен быть не только вооружиться знаниями, но и уметь их самостоятельно добывать, решать возникающие у него проблемы, уметь применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим появляются новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Метод проектов поможет в решении этих проблем.

         В основе каждого проекта лежит проблема. И целью проектной деятельности становится исследование способов решения проблемной задачи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности.

        Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

        Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической деятельности.

        Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        Современный образованный человек должен быть не только вооружиться знаниями, но и уметь их самостоятельно добывать, решать возникающие у него проблемы, уметь применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим появляются новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Метод проектов поможет в решении этих проблем.

        В основе каждого проекта лежит проблема. И целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемной задачи.

Алгоритм подготовки учебного проекта может быть таким:

Проблема проекта

 Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем мы делаем проект? Выдвижение гипотезы.

целеполагание

Задачи проекта

Что мы для этого делаем? План.

Постановка задач

Методы и способы

Как мы это можем сделать?

Выбор способов и методов планирования

результат

Что получится, если мы решим проблему?

Ожидаемый результат

   Этапы осуществления проекта:

  1. Подготовительный
  2.  Исследовательский
  3.  Внедренческий  
  4.  Аналитический

На 1 этапе – пробуждение учителем у учащихся интереса к теме проекта, постановка проблемы, определение целей и задач.

На 2 этапе – распределение учащихся по группам и определение целей и задач для каждой из них. Определение характера задания: реферативный, исследовательский, творческий. Здесь необходим индивидуальный подход с учётом возможностей, интересов и склонностей детей.

3 этап – осуществление деятельности. Именно здесь учащиеся проявляют самостоятельность в поиске информации по теме. Они должны овладеть такими методами и технологиями, как составление опросников, проведение интервью, обработка полученных материалов, приготовление презентаций, написание рефератов, речевое оформление информации.

4 этап – презентация проекта. Именно она служит показателем завершённости работы. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки. И оценки со стороны.

 

В эффективности метода учебных проектов я убедилась, применив его на практике.   Учебный проект, предложенный ученикам 7 класса, назывался «Роль книги  в  жизни школьников».   

  Цель исследования:

- определить роль книги и чтения в жизни   школьников 5-7 классов.

Задачи исследования:

- найти в научно-популярной литературе сведения об истории создания книги;

- провести анкетирование среди учащихся  и их родителей.

- совместно с библиотекарем проанализировать посещаемость библиотеки учащимися 5 – 7 классов;

- выявить причины нежелания школьников читать;

- привлечь внимание учащихся   к книгам и чтению.

Работая над проектом, дети проводили анкетирование среди сверстников, родителей, беседовали с библиотекарями, анализировали читательские формуляры. Выводы, сделанные в конце работы, были озвучены перед ребятами 5-7 классов, доведены до сведения учителей литературы и работников библиотек. Учащимся было предложено ответить на вопросы:      

  1. Работать над проектом тебе было  интересно?  10 из 10 ответили положительно
  2. 2. Проектная деятельность помогает   развивать в тебе навыки самостоятельности?  9 человек ответили утвердительно.

Работа над проектом сплотила детей, научила действовать коллективно, помогая друг другу.

Родители в анкетах отмечали проявившийся у детей интерес к чтению, после работы над данным проектом.

        Важен познавательный аспект, который  сопутствует методу проектов. Учащиеся знакомятся с новым, неизвестным им материалом, сравнивают, сопоставляют полученную информацию, делают выводы. Интерес вызвали  проекты «Имена нашего класса», «История возникновения фамилий уч-ся 7 класса», «Говорящие имена и фамилии в произведениях Д.И.Фонвизина, Н.В.Гоголя». Так, работая над исследованием значений имён и фамилий одноклассников, учащиеся 7 класса  открыли много интересного: откуда пошли имена, что лежит в основе их фамилий, как сочетаются имена и цвета. Результатом стала характеристика учащихся класса, в которой нашли отражение ведущие черты, объединяющие их. Было предложено ребятам продолжить эту работу: найти людей, прославивших их фамилии.

        Много нового о А.С.Пушкине  узнали учащиеся, работая над исследованием памятников и картин, запечатлевших образ великого поэта. Многие из произведений искусства были ими открыты впервые. Своими находками и открытиями они поделились на уроке с одноклассниками. Рассказ о произведениях Л.Н.Толстого, в которых находим упоминание о музыкальных вещах, сопровождался исполнением данных произведений.

Продуктом проектной деятельности учащихся стали рефераты: «А.С.Пушкин в живописи и скульптуре», «Лицей в жизни А.С.Пушкина», «Л.Н.Толстой в музыке». Ими также являются сочинения учащихся по личным впечатлениям : «Моё солнышко», «Мой книжный наставник», «Моя любимая книга», «Что мы любим читать всей семьёй». Презентации тоже являются продуктами работы детей: «Имена нашего класса», «Солнечное дерево». Таблицы, рисунки, подбор иллюстраций, музыкального сопровождения – та наглядность, которая сделала проектные работы красочней, зримее, интереснее

Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской познавательной   деятельности учащихся на современном уроке. 

Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.
Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение
Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции. 

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы). 

• Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить. 

• Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы). 

• Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы. 

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.

        Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т. д.

  Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.
Примером такого  урока является урок-исследование слова в 5 классе «Пусть всегда будет солнце».

На уроке были поставлены задачи:

1) развивать связную речь учащихся,  умение анализировать текст, отдельные языковые явления;

2) вырабатывать  умение самостоятельно находить новое, исследуя дополнительные источники информации;

3) вызывать  эмоциональное отношение к слову через восприятие литературных, музыкальных и живописных произведений;

4) воспитывать внимательное отношение к слову.

 Детям было предложено:  « Сегодня мы все на время станем исследователями, постараемся как можно больше узнать о слове «Солнце».  

В ходе урока учащиеся говорили о лексическом значении слова «солнце», подбирали однокоренные слова, заглядывали в его прошлое, искали применение в литературе, подбирали стихи, пословицы, загадки с этим словом, писали сочинение «Моё солнышко». Такая работа понравилась детям, они учились находить материал в книгах, в интернете, рисовали, работали в группах, помогали делать презентацию.  

        В 6 классе учащиеся исследовали историю своего села, говорили о его памятниках, известных односельчанах. Урок- зачёт по теме «Имя числительное», проведённый в форме заочной экскурсии,   развивал навыки познавательной самостоятельности ребят. Они не только повторили материал о числительном, но и много узнали нового о своём селе, его людях.

Дифференцированное  домашнее задание    продолжит исследовательскую деятельность детей:  

1 группа (базовый уровень): подберите  материал об  интересных людях  села, куда бы входили числительные, составьте рассказ.

2 группа (более сильные дети): проведите небольшую  экскурсию по своему селу, предварительно подобрав новый материал, включающий имена числительные.

 Урок-кроссворд в 8 кл по теме «Простое предложение» заставил повторить сведения по теме и вспомнить произведении Пушкина, а также научить составлять кроссворд.

Какие исследования ещё  возможны на уроках русского языка?
Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке:
- самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;

- сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);

- групповая работа — составление тезисов к определенной теме;

-составление словарных диктантов, в которые входили бы примеры на изученные правила;  

 Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.