Понятие принципов обучения
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_printsipov_obucheniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие принципов обучения

Принципы обучения (лат. Principum - основная, первоначало) представляют собой наиболее крупные, основополагающие требования к построению процесса обучения. Они должны охватывать все основные части этого процесса, содействовать обеспечению его целостности, эффективности.

Принципы обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

Н.М. Рогановский  отмечает, что изменение условий практики обучения вызывает определенные изменения в составе принципов обучения, в содержании каждого принципа. С развитием методики преподавания математики совершенствуются и углубляются технологии реализации принципов обучения с учетом предметной специфики школьного курса математики. Актуальной является проблема комплексного применения принципов в обучении, выработки обобщенных умений, ориентации их на ту или иную систему или технологию обучения.  

Подтвердим сказанное кратким обзором изложения принципов обучения в научно-методической литературе. Отметим, что существенное значение имеет то, какие принципы выделялись различными авторами, в какой последовательности они перечислялись, какой принцип считался наиболее актуальным в определенный период, какое содержание вкладывалось в принципы, в какой мере принципы обеспечивали целостность процесса обучения.

Некоторое представление о развитии принципов обучения дают следующие факты. Далеко не сразу они получили отражение в научной и учебной литературе. Так в Педагогической энциклопедии, изданной в 1928-1929 гг. дидактические принципы вообще не упоминались. В вузовском учебнике П.Н. Шимбарёва и И.Т. Огородникова описано всего пять принципов: систематичности и последовательности обучения, сознательности, прочности, доступности и наглядности.

В методике преподавания математики под ред. С.Е. Ляпина приводится шесть принципов: наглядности, прочности, систематичности, доступности, единства теории и практики.

В методике преподавания математики в средней школе В.М. Брадиса выделяются принципы сознательности, наглядности, систематичности, прочности, активности и самостоятельности учащихся, генетического характера изложения, единства теории и практики, научности.

В педагогическом словаре        речь идет уже о девяти принципах обучения: связи теории с практикой; воспитывающего обучения; научности; систематичности; сознательности и активности учащихся; наглядности; доступности; индивидуального подхода к учащимся.

Эти принципы брались за основу изложения многих учебных пособий по методике преподавания математики.

В   Педагогике   математики   А.А. Столяра  принципы приводятся в такой последовательности:

  • научности;
  • сознательности;
  • активности;
  • наглядности;
  • прочности;
  • индивидуального подхода.

 Эти принципы приводятся в своеобразной трактовке деятельностного подхода, которая, к сожалению, применения в практике не получила.

В пособии Ю.М.  Колягина, В.А. Оганесяна, В.Я. Саннинского и Г.Л. Луканкина приводится такой же набор принципов, как и в предыдущем источнике, и добавляется принцип воспитания в обучении математике.

В более поздних изданиях расширяется состав принципов, усиливается их системообразующая роль в организации процесса обучения. Например, в курсе педагогике под ред. Ю.К. Бабанского сформулированы следующие принципы: целенаправленности  педагогического процесса; связи школы с жизнью; научности содержания воспитания в обучении; доступности; учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; систематичности и последовательности; сознательности, активности, самодеятельности и творчества учащихся; наглядности; коллективного характера воспитания и обучения; уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; оптимального выбора методов, форм и средств обучения; прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития; комплексного подхода к воспитанию.

Количество и формулировки принципов обучения в дидактике изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Все принципы обучения связаны друг с другом, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить?

В свою очередь Н.М. Рогановский предлагает объединить принципы обучения математике в следующие группы (Таблица 1).

Таблица 1

Название группы

Название принципа

I.Принципы единства процесса обучения

  1. Принцип целеполагания, единства целей обучения.
  2. Принцип учета предметной специфики учебного курса.
  3. Принцип управляемости процесса обучения.

II.Принципы научности

  1. Принципы научности предметного содержания учебного курса:
  • принцип систематичности и последовательности изложения;
  • принцип соответствия школьного курса математической науке;
  • принцип дидактически приемлемой и обоснованной строгости.
  1. Принципы психолого-дидактической обоснованности процесса обучения:
  • принцип ориентации на определенную парадигму обучения и на применение соответствующей ей технологии и обучения.
  1. Принципы наглядности и доступности.
  2. Принципы активности, сознательности и прочности.

 III. Принципы интегративного подхода

  1. Принцип усиления развивающего обучения.
  2. Принцип выбора общего систематизирующего начала (сквозных линий) интегративных курсов математики.
  3. Принцип крупноблочного, компактного изложения родственных вопросов.
  4. Принцип интеграции знаний и их применений.
  5. Принцип дополнительности различных форм интеграции.
  6. Принцип связи обучения с жизнью (прикладной направленности обучения).

Р.С. Черкасов отмечает, что понятие «принципы обучения» дидакты используют в разных значениях. Например, Б. Наврочинский как раз такое название дал своему курсу общей дидактики. При этом он руководствовался следующим: «Моя книга еще не представляет собой компактную и полную теорию обучения. Поэтому я и не дал ей такого слишком многозначительного названия, ограничившись более скромным: «Принципы обучения». Одна из глав работы носит название «Принцип наглядности», который, по мнению Б. Наврочинского, присущ всем периодам обучения и воспитания.

Иначе интерпретировал содержание и область значения интересующего нас понятия К. Сосницкий. Под принципами обучения он понимает самые общие закономерности, которых учитель должен придерживаться в ходе своей дидактической деятельности. Они относятся к каждому действию учителя и одновременно влияют на тот или другой вид обучения ученика в зависимости от принятой учителем дидактической системы.

Таким образом, К. Сосницкий полагает, что в разных дидактических системах могут действовать различные, порой даже исключающие друг друга, принципы обучения, что, в конечном счете, свидетельствует о самостоятельности этих систем.

Кроме того, автор считает, что принципы обучения могут соотноситься с целями обучения, как, например, принцип всестороннего развития личности учащегося; с содержанием обучения, как, например, принцип дидактического материализма; с его дидактическими средствами, как, например, принцип наглядности; или, наконец, с дидактическим процессом, как, принцип «разнообразия форм обучения». Сказанное свидетельствует о том, что сторонники такого подхода понимают принципы обучения не как объективные общедидактические закономерности, а как нормативы поведения учителя, производные от принятой системы образования.

Соотнося принципы с целями, содержанием, средствами или процессом обучения, К. Сосницкий лишает их признаков общих норм дидактической деятельности. В итоге граница между принципами обучения и, например, частными методическими указаниями стирается, а между тем, в соответствии с мнением Б. Наврочинского, принципы должны быть универсальными для всех предметов на всех уровнях дидактической работы. Именно поэтому они не могут быть слишком конкретизированными нормами, кроме того, они должны относиться не только к тем или иным фрагментам учебно-воспитательной работы, но и ко всей этой работе в целом.

Таким образом, под принципами обучения мы будем понимать такие нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию. При таком понимании, принципы обучения служат достижению общих целей образования и являются общими для учебных заведений разных типов и уровней, а также для различных учебных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы обучения иностранному языку

Работа содержит доклад и презентацию по теме "Принципы обучения иностранному языку"....

Реализация принципов обучения иностранному языку в начальной школе с использованием УМК «Английский в фокусе»

Современному учителю порой нелегко сделать выбор учебно-методического комплекта в нынешнем многообразии учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагог...

Принципы обучения иностранным языкам.

Познавая законы и стремясь к их использованию в целях эффективного воздействия на природу, человек выдвигает на их основе принципы. Таким образом, принцип – это часто закон, выполняющий функции принци...

Основные принципы обучения

В статье даётся характеристика дидактических принципов обучения....

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...

Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание

Основная цель организации воспитательной работы в детском доме – воспитание и развитие воспитанников в организованной целенаправленной деятельности, где каждый ощущает свою полезность и сопричас...