Принцип гуманизации
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_gumanizatsii_matematicheskogo_obrazovaniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип гуманизации математического образования

Традиционная модель обучения математике создавалась в условиях функционирования-системы: «государство-общество-школа-ученик».

Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре            внимания - ученик, его саморазвитие.

И одним из приоритетных направлений  модернизации образования на современном этапе является гуманизация образовательного процесса. Это означает, прежде всего:

- преодоление основного порока школы - её  обезличенности;

- поворот к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов;

- создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

Гуманизация образования - его ориентация на развитие личности. Для достижения целей гуманистического образования необходимо решить следующие задачи:

- формирование у учащихся философско-мировоззренческих установок, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

- выявление и развитие природных способностей и задатков каждого ребенка, реализация их в позитивной человеческой деятельности;

- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции;

        Осуществление     принципа    гуманизации     образования    должно     руководствоваться следующими положениями:

- личностный подход в обучении и воспитании учащихся: признание личности ребенка высшей социальной ценностью;

- единство воспитания, обучения и развития, что требует существенного изменения содержания образования, форм и методов обучения. Важное место в образовании занимает гуманитарный аспект, дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся;

- ребенок, находясь в учебном заведении, не только готовится к будущей взрослой жизни, но и живет реальной жизнью. Каждый должен найти себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственною устойчивость человека;

- гуманизация межличностных отношений. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание к ним создают психологически комфортную атмосферу,  в которой растущая личность чувствует себя  защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика.

Гуманизация    образования    предполагает    новое    отношение    между    обучением    и воспитанием. Обучение теперь, и совершенно справедливо, включается в воспитание.

По мнению Г.И. Саранцева гуманное обучение математике возможно при использовании  в процессе обучения следующих положений:

  1. Обучать на основе прогрессивных методов обучения — значит, во-первых, обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей учащихся. Во-вторых, прежде всего, обучать методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов, их простому запоминанию, пересказу и применению в простейших в шаблонных ситуациях.   Знания -  это,  прежде   всего   владение  математическими   методами исследования, общенаучными умениями, методами приобретения знаний, наличие алгоритмической и эвристической культуры.
  2. Смена   стиля   преподавания,   в   основе   которого    -     выявление   потребностей школьников    и     их    удовлетворение,    диалог    с    воспитуемыми,     гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.
  3. Наличие обязательного минимума математического образования. Школьный курс математики должен содержать гуманитарную, общекультурную, по возможности философскую часть, владение которой обязательно для всех учащихся.
  4. Учет   психологических   особенностей   учеников   и   учителя.   Важно   учитывать посильность учебных и воспитательных задач, которые ставятся перед учениками и учителем и, наконец, обратить внимание на психологическую совместимость, как учеников, так и учителя.
  5. Ученик и учитель должны быть в процессе учебы равноправными. Если ученики работают   по-разному,   то   и   учитель   должен   работать   с   ними   по-разному. Требование равноправия предполагает широкий диалог в процессе обучения как между учителем и учащимися, так и между учащимися, а также между учебники, и учащимися. Монолог может быть целесообразным лишь как информационное средство, но не как средство обучения.
  6. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность выбора тех  или  иных задач,  каждая  из  которых явно оценена определенным количеством   баллов. Нужно выяснить не то, чего ученик не знает, а то, что знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная ценность работы учителя гуманизация процесса обучения.

Общение строиться на субъект – субъектной основе. В результате, которого, возникает диалог, создаётся оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах ка...

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений  личностн...

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ...

Патриотическое воспитание как средство гуманизации учебно-воспитательной работы школы №14

Данная работа освещает пути и методы формирования патриотизма у учащихся...

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Принципы работы МБОУ «Разъезженская СОШ» в контексте современного подхода к обучению и воспитанию, направленного на гуманизацию образования

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом....