«Игровые технологии в обучении детей русскому народному танцу»
статья на тему

Зонова Мария Александровна

           Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игру не только для развития личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

            Русский народный танец и игровую деятельность дошкольников объединяют такие общие качества как: самовыражение, стихийное проявление чувств, демонстрация настроения. Как в танце, так и в игре исполнитель воспроизводит действие в первую очередь для себя – а потом для зрителя.

            Именно близость игровой деятельности  ребенка дошкольника и русского народного танца позволяет нам добиваться значительных результатов в обучении, применяя игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в обучении детей русскому народному танцу»

 Зонова М.С., педагог дополнительного

 образования ЦВР Центрального района

           Известный российский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн утверждал:

« Играя, ребенок живет жизнью,  исполненной самовыражения, непосредственности, эмоциональности. В игре проявляются и удовлетворяются  познавательные, социальные потребности и интересы ребенка».

           Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игру не только для развития личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

            Русский народный танец и игровую деятельность дошкольников объединяют такие общие качества как: самовыражение, стихийное проявление чувств, демонстрация настроения. Как в танце, так и в игре исполнитель воспроизводит действие в первую очередь для себя – а потом для зрителя.

            Именно близость игровой деятельности  ребенка дошкольника и русского народного танца позволяет нам добиваться значительных результатов в обучении, применяя игровые технологии.

           С помощью игры у воспитанников раскрывается творческий потенциал. Игра помогает развивать способности детей, так  как погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается).  Дети в этом возрасте не всегда умеют правильно использовать свои физические возможности во время движения, потому, что в этом возрасте еще не сформировался координационный (вестибулярный аппарат). Нашей целью и является научить участников студии столь сложному для данного возраста процессу как  развитие координации движений на основе несложных элементов народной музыкальной игры, включающей в себя элементы русского народного танца.

            Главной задачей студии на начальном этапе работы (в первые годы обучения) является пробуждение интереса к традиционному танцу с помощью простых игровых элементов. Следует отметить, что именно русский народный танец, со всеми его составляющими помогает детям окунуться в мир русского народа, узнать традиции, игры, обряды и праздники.

        Народный танец — это танец, который исполняется в естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы; это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций.

          Г. В. Емельянова  - ведущий специалист по традиционному русскому танцу -  подчеркивала: «Чтобы человек мог пропустить через себя то, что исходит от наших корней и ощутить это особое состояние, он должен быть открытым, т.е. свободным во всех смыслах, и эмоционально, и физически, и энергетически, и мысленно, и нравственно, а главное – духовно».1

         Наши дети во время занятий не только знакомятся с элементами русского традиционного танца, но и, одновременно, приобретают навыки исполнения танца и песни. Таким образом,  они получают возможность для самовыражения, что очень важно в развитии творческих способностей.

         В фольклорной студии «Жаворонок» используются игровые технологии. Элементарные умения и навыки, приобретенные воспитанниками во время исполнения музыкальных игр, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углубленном изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение более сложными техническими приемами.

        А теперь я предлагаю вам рассмотреть, как используются игровые технологии, на примере нашего занятия.

Тема занятия: «Использование игровых технологий в обучении детей русскому народному танцу».

Год обучения, возраст обучающихся: 2 год обучения, 5,5-7 лет.

Предмет: Ритмика с элементами русского народного танца.

Занятие проходит в игровой форме. Основой игрового сюжета является путешествие по русской деревне. Дети путешествуют от одной деревенской завалинки к другой разными шагами: переменными, дробными, с «припаданием» и т.д.

-1 завалинка: Разминка. Разминка проходит с помощью традиционной игры-песенки «Заинька». Водящий (педагог или ребенок) показывает движения, о которых поётся в песенке, а остальные дети их повторяют.

-2 завалинка: Игровая хороводная песня «На горе мак». Дети исполняют песню и двигаются хороводным шагом, учатся держать ровный круг, правильно и красиво перемещаться в ограниченном пространстве.

-3 завалинка: Танцевальная игра «с платочком». Платочек придает каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. В хороводных играх с помощью платочка соединяются отдельные пары или все исполнители.

- 4 завалинка: Хороводная песенка «Перепёлочка». Дети двигаются по кругу, хлопают в ладоши, учатся держать ровный круг и правильную дистанцию. В этой песне у детей появляется возможность проявить индивидуальность, так как есть сольные партии.

-5 завалинка: Музыкальная игра-считалочка «Раз, два, три, четыре». Дети поют и танцуют одновременно, исполняют несложные элементы традиционного русского танца, учатся правильному положению рук.

-6 завалинка: Игровая народная песенка «Летели две птички». В этой песне основной задачей для детей является научиться двигаться по парам и кружиться под руку.

-7 завалинка: Хороводная игра «Улита». Дети учатся ходить ровным хороводным шагом под музыку, завивать «улиточку», а потом её развивать. С помощью этого хоровода появляются навыки правильного положения рук в сложных разворотах и умение концентрировать внимание.

-8 завалинка: Танцевальная игра «Растяпа».  Игра направлена на исполнение танцевальных импровизаций и развитие внимания, по принципу «третий лишний». Участники игры (нечётное количество) исполняют танец, под аккомпанемент баяниста, в середине круга. Когда музыка прекращается – играющий должен занять свободное место у стоящих по кругу других детей. Тот, кто остаётся без пары - «Растяпа». Дети меняются местами, и игра повторяется.

-9 завалинка: Шуточная игровая песня «Пошёл козёл дорогою». Участники группы, повторяя движения за педагогом, совмещают пение и движением, при этом темп увеличивается от куплета к куплету и движения становятся быстрее.

Итак, на занятии использовались различные традиционные русские народные музыкальные игры:

-хороводные;

-игры-импровизации;

- соревновательные.

Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе, у них повышается самооценка. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные отношения, совершенствуются коммуникативные навыки. Очень важно, что у детей появляется желание познавать русскую культуру и все новое в этом виде творчества, активнее изучать русский народный танец.

  1. http://rodonews.ru/news_1328941894.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»

Образовательная программа творческого объединения  реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет) ...

Мастер – класс« ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.»

Цели и задачи мастер – класса: Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца. Развивающая: Развитие интереса к традиционной та...

Игровые технологии в обучении детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.Для того, чтобы дети  смогли ов...

"Применение игровых технологий в обучении детей с нарушениями интеллекта"

Использование игровых технологий в обучении позволяет поддерживать работоспособность ребенка с интеллектуальными нарушениями в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения....

Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ

Целью моей работы является определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку....

Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ

 При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной ...