Профильная дифференциация: традиции и современность
статья на тему

светлана николаевна мальцева

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях профильного обучения, которые во многих странах давно сложились и  функционируют, и имеют как общие черты, так и характерные особен­ности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Мы понимаем профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения суворовцев в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Другими словами основой профильного обучения является так знакомая всем технология дифференцированного подхода. Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в педагогике и дидактике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnaya_differentsiatsiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профильная дифференциация: традиции и современность

Мальцева Светлана Николаевна

Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть ни что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его сил».

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях профильного обучения, которые во многих странах давно сложились и  функционируют, и имеют как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Несмотря на различия, зарождение профильного обучения многие исследователи связывают с появлением общих идей дифференциации и индивидуализации.

Дифференциация (от латинского differentia - различие) является средством или механизмом, посредством которого осуществляется индивидуализация работы с учащимися. Индивидуализация связывается с культивированием, развитием индивидуальности ребенка, и основным ее средством является предоставление учащимся возможности продвигаться собственным путем в обучении, определяя соответственно своим способностям, уровень и объем изучаемого материала. Исходя из этого, и учитывая специфику суворовского военного училища, мы понимаем профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения суворовцев в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Другими словами основой профильного обучения является так знакомая всем технология дифференцированного подхода.

Проблема дифференцированного подхода к обучению, ставшая сегодня одной из наиболее актуальных, имеет многолетнюю историю в педагогике и дидактике. Ее возникновение относят ко времени перехода к классно-урочной системе образования. Первые высказывания о необходимости индивидуального подхода к учащимся  принадлежат Яну Амосу Коменскому,  который в "Великой дидактике" указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы. Идея осуществления дифференцированного подхода к  ученикам и сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности  нашли отражение в трудах К.Д. Ушинского.

Изучение педагогической литературы, показывает, что профильная дифференциация имеет свою историю. В дореволюционной России профильная  дифференциация  рассматривалась как один из возможных вариантов обеспечения качественного среднего образования. При этом предполагалось, что обучение различных групп проводится наличием  различных  типов  учебных заведений:  гимназий,  реальных училищ, кадетских корпусов. Каждый  тип  учебного заведения имел свой учебный план и свои программы, посредством которых и осуществлялась дифференциация обучения.

Так в кадетских корпусах весь учебно-воспитательный процесс был направлен на  подготовку кадетов к военно-профессиональной деятельности и включал умственное, нравственное и физическое воспитание. В процессе познавательно-умственной деятельности кадеты изучали иностранные языки, географию, историю, мифологию, геометрию и др., а также военные предметы - артиллерию, фортификацию и др. Кадетам преподавали Политическую историю, Статистику Российской империи, Государственные законы. История рассматривалась в учебных планах как предмет, открывающий «завесу древности». Мирный предмет «география» давала, необходимые сведения о театрах военных действий. Изучение механики, гидравлики, высшей геометрии, аэрометрии, химии и основ экспериментальной физики - создавало общетеоретический фундамент для освоения артиллерии и фортификации. На уроках словесности, законоведения кадеты получали основы нравственности. Морально-психологическая готовность кадетов воспитывалась в процессе учебы, труда, требующих терпения и воли, а воинская готовность - в результате воинских учений. Важным средством военно-профессионального обучения являлась физическая подготовка, которая способствовала развитию силы, выносливости, морально-волевых качеств. Обратим внимание, что образование и воспитание рассматривались как единый процесс: образование = воспитание (формирование нрава, характера) + учение (формирование интеллекта) (К.Д.Ушинский). Не случайно в послужном списке офицеров в графе "образование" записывалось «воспитывался» («…воспитывался в Орловском – Бахтина кадетском корпусе»). Мы можем сделать вывод, что результатом понимания профильного обучения была сама личность.

Суворовские военные училища, сохраняют лучшие традиции кадетских корпусов России в деле воспитания будущих защитников Отечества. Одним из показателей, свидетельствующим о реализации профильного обучения  служит готовность выпускников к продолжению образования в военном вузе, то есть информационная, практическая и мотивационно-ценностная (психологическая) готовность к выбору профессии военного. Кратко такая готовность содержит: знание о возможных способах получения образования; усилия, которые потребуется приложить для его получения; наличие собственной практической готовности и способности; возможность реализовать свои жизненные цели и планы в профессии. И каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями, наш принцип чтобы защищать -  надо любить, а чтобы любить - надо знать. Мы придерживаемся мнения Щурковой Л.В., что воплотить какую-либо цель урока нельзя без привлечения его воспитательной функции. Многое зависит от того, в какой мере знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков, приобрели форму взглядов и убеждений.

Основной технологией при осуществлении профильного обучения в училище является технология дифференцированного обучения с учетом военно – профессиональной направленности (профильная дифференциация). При этом методологические подходы и приемы направлены на создание условий для эффективной социализации учащихся, повышения мотивации к освоению знаний, развитие способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности на основе внедрения в практику активных методов и форм обучения, современных технологий (смотри таблицу).

Показатели реализации профильного обучения

Приемы и условия реализации технологии профильной дифференциации

  1. Практическая готовность:
  1. наличие практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения;
  2. подготовка к освоению программ вуза;
  1. Адаптивная способность к современным условиям:
  1. широкая информированность: о возможных способах получения образования; усилиях, которые потребуется приложить; о наличии собственной практической готовности и способности;
  • о профессиях, которыми можно овладеть; содержании и условиях профессиональной деятельности;  возможности реализовать свои жизненные цели и планы через сделанный выбор (возможности для личностно роста, карьеры).
  1. умение делать выбор: альтернативы; оценка преимуществ и недостатков; выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
  1. Мотивационно-ценностная,  психологическая готовность:

самооценка, адекватная личным способностям и возможностям; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией.

Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации через сделанный выбор. Такой выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет ему реализовать собственные намерения.

  • Военно-профессиональная направленность обучения:

-практическая значимость темы (особо в военном деле);  

-тесты, участие в проектной деятельности, возможность проявить самостоятельность и инициативу, активную поисковую деятельность поощряют "мужественность", развивают уверенность в себе, инициативу и самостоятельность;

-активность и напряженность на занятиях, внедрение элементов состязательности, возможность действовать самостоятельно, на практике применять приобретаемые знания, умения и навыки, появляется необходимость напряжения всех моральных и физических сил, формируется сила воли, чувство ответственности, долга;

-обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ по одной теме учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают понять закон многообразия путей постижения истины;

  • формирование профессиональных умений: работа по алгоритму,  предписаниям; умение устанавливать факты, хронологию событий, причинно-следственные связи, делать выводы; "читать" таблицы, схемы, карты;
  • лабораторные, практические, опережающие, картографические задания;
  • формирование эмоциональной ткани урока - необходимое условие развития чувств: предоставление возможностей для проявления чувств эмпатии; формирование навыков доказательств, целостных представлений, понятий; знакомство с миром переживаний и чувств личности;  Яркость и новизна изучаемого материала, проблемный характер его изложения, творческое решение учебных задач, развивающих культуру умственного и физического труда.
  • уровневая дифференциация, отвечающая  интересам и возможностям каждого: мобильные группы; создание ситуации успеха, опора на похвалу, признание уникальности каждого; проектная деят.
  • развитие мотивации учения: необычное начало урока (эпиграф, необычная тема, форма урока, словарь урока), выбор и смена заданий, опорные сигналы, слова; работа по образцам, алгоритмам,  «разгрузочные» задания, мозговой штурм, семинар, проблемные ситуации, деловые игры; роли: «эксперта», «консультанта», «хранителя знаний»; сюжетно-ролевые игры, задания на ассоциацию, исследовательские задания (восполнить пробел, найти ошибку, искажение информации);

- использование IT технологий.  

По нашему убеждению, при всех плюсах и минусах профильная дифференциация дает преимущественно положительные результаты только в том случае, если осуществляется на основе создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика, индивидуализации обучения, развитии мотивации к овладению знаниями.

Опыт работы показывает, что традиции и современные аспекты дифференцированного обучения являются необходимой составляющей профильного обучения суворовцев, основой успешной социализации и гармонического развития личности. А что может быть важнее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0

Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций  .Испольование региональног...

Инновации и традиции в современном образовании ( на примере немецкого языка0

Современные технологии обучения немецкому языку.Приёмы, методы , формы работы на уроках немецкого языка с использованием интернет-сайтов, создание поектов- презентаций  .Испольование региональног...

Статья "Опыт реализации ФГОС ООО по математике на примере применения технологии уровневой и профильной дифференциации ".

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образ...

План-конспект урока "Вязание крючком: традиции и современность" 5 класс.

Данный урок знакомит  учащихся с новым видом рукоделия-вязанием крюком. Учит приемам вязания крючком основных видов петель. Развивает координацию движения. Содействует воспитанию художественного ...

Сабантуй в Кунашакском районе: традиции и современность.

Мне представляется актуальным  исследование традиционной культуры татарского народа, являющейся неотъемлемой частью традиционной тюркской культуры и имеющей неиссякаемый созидательный, твор...

Профильная дифференциация в преподавании математики (из опыта работы)

Технология профильной дифференциации преподавания математики.Из опыта работы.Математический факультатив и элективные курсы как ведущая форма профильного обучения....