Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"
статья (5 класс) на тему

Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.rar13.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

Г.О. ЭЛЕКТРОГОРСК

ДОКЛАД К ЗОНАЛЬНОМУ  СЕМИНАРУ 

«Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики»

Подготовила:

 учитель математики и информатики

 Скойбеда Анастасия Анатольевна

декабрь

2013 год

ДОКЛАД К ЗОНАЛЬНОМУ СЕМИНАРУ 2013 год

«Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики»

Подготовила учитель математики и информатики Скойбеда А.А.

Кабинеты математики имеют хорошую техническую базу, что делает возможным использование ИКТ на всех этапах урока. Учителя математики широко используют в своей работе видеоуроки, презентации по всем темам и разделам курса, самостоятельные работы, интерактивные тесты.

При проведении уроков с компьютерным сопровождением, учителя используют CD-диски «Математика», «Алгебра и начала анализа», «Стереометрия», «Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия». Стереометрия – это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру, стала программа «Живая геометрия».

В свете требований ФГОС ООО для формирования УУД необходима дополнительная внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности:

•        духовно-нравственное,

•        социально-психологическое

•        интеллектуальное,

•        общекультурное,

•        спортивно-оздоровительное

В рамках интеллектуального направления я провожу внеурочные занятия в 5 «Б» классе «Умники и умницы». Как учитель математики и информатики я часто занимаюсь в компьютерном кабинете и стараюсь использовать прикладные программы для исследований в математике.

Обоснование выбора данного направления

В настоящее время существует сравнительно мало методических работ, в которых используются межпредметные связи  математики и информатики, хотя надпредметный характер основных понятий и методов информатики позволяет это сделать. Выявление этих связей особенно актуально в рамках проектной деятельности, в которой используются понятия обоих этих            дисциплин.

1 урок

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использование табличного процессора MS-Excel (“Формулы в MS-Excel”)

Основные понятия

В начале урока даются основные понятия: ЭТ, ТП, , ячейки, имени ячейки

  • {Электронные таблицы – это программа для создания и использования документов с автоматическим расчетом вносимых данных.
  • Прикладные программы, предназначенные для работы с электронными таблицами, называются табличными процессами (в нашем случае ТП MS-Excel).
  • На пересечении строк и столбцов находятся ячейки.}

Рассказывается и о Структуре электронной таблицы: здесь мы видим саму ячейку, её имя, листы…

“Формулы в MS-Excel”

Ученикам рассказывается и об особенностях записи действий на компьютере, говорится об определенных правилах записи формулы – так запись формулы должна начинаться со знака равенства.

  • Формулы записываются по определенным правилам.
  • Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки. Вот так выглядят знаки операций
  • + сложение;
  • - вычитание;
  • * умножение;
  • / деление

  • Запомни: Запись формулы начинается со знака “=”

Практическое решение задач

Учащимся предлагается по формуле найти  периметр квадрат , если его сторона равна  4 см; 6 см; 15 см.

(Найдите периметр квадрата по его формуле (P=4a), если его сторона равна 4 см; 6 см; 15 см.)

С клавиатуры в ячейку D6 вводим значение длины, а в ячейке Е6 \записывается формула нахождения периметра квадрата. Учащимся предлагается изменить значение длины в ячейке D6 и заметить, что значение ячейки E6 изменится автоматически.

        На примере данной задачи учащимся показывается основное свойство формулы: автоматическое изменение значение ячейки, содержащей формулу, при изменении значения исходной ячейки.

С математической т.з.: учащиеся видят зависимость периметра квадрата от длины его стороны( Чем больше сторона квадрата – тем больше его периметр).

Самостоятельная работа

  • Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу № 674(Математика 5 класс Виленкин):  
  • Машина двигалась 4 часа со скоростью а км/ч и 3 часа со скоростью b км/ч. Какой путь прошла машина за эти 7 часов? Составьте формулу для нахождения пути для данной задачи и найдите его значение при: a = 40, b = 30; a = 60, b = 70; a = 30, b = 40.

Ученикам необходимо самим составить формулу для решения данной задачи.

Решение задач с помощью «Подбора параметра»

  • В начале урока вспоминаются основные понятия, правила записи формул, основное свойство формул.
  • Изучена формула объёма прямоугольного параллелепипеда.
  • Предложена следующая задача для решения:
  • № 799. Объём комнаты равен 60м3. Высота комнаты 3 м, ширина 4 м. Найдите длину комнаты.

Порядок выполнения действий

1.В ячейки  Вводятся  формула и значения, не заполняя ячейку, в которой необходимо установить значение длины.

Значение же объёма записывается в ячейке под ней именно этому значению должно быть равно значение  ячейки, содержащей формулу.

2. Оставив ячейку с функцией активной – вызывается функция подбора параметра.

3. Описание структуры и значений каждого пункта «Подбора параметра»

4.  Нажатием кнопки «ОК» получаем значение неизвестного.

Учащиеся самостоятельно выполняют задачи, когда неизвестно значение ширины, затем значение высоты.

Решение задач алгебраическим способом, используя функцию подбора параметра.

Сначала ученикам предлагается решить задачу в тетради. И потом проверить с использованием ТП Excel

№ 387(в) На первой остановке в пустой автобус вошли несколько человек. На второй остановке вошли 10 человек, а на третьей остановке вышли 12 человек, после чего в автобусе осталось 17 человек. Сколько человек вошли на первой остановке?

Порядок выполнения действий

1. Заполняем ячейки известными данными и вводим формулу

2. Аналогично вызов «Подбора параметра»:

3. Получаем следующий результат:

Проверяем результат с ответом в тетради.

Вывод

  • Использование компьютера на уроке увеличивает интерес к предмету, повышает внимание и даёт возможность учащимся творчески подходить к решению задачи.
  • Учащиеся понимают важность и пользу применения компьютера в учёбе, получают необходимые для этого знания.
  • Совершенствуются и укрепляются знания пройденного материала.

В своей работе учителя математики используют программу «Конструктор тестов», которая позволяет составить тесты по любой теме с использованием рисунков, графиков, схем.


Система тестирования INDIGO – это современный мощный инструмент автоматизации процесса тестирования и обработки результатов, который можно использовать для решения широкого спектра задач:

  • Тестирование и контроль знаний учащихся.
  • Проведение психологического тестирования.
  • Проведение опросов.
  • Проведение олимпиад и конкурсов.

Функциональные возможности

  • Система тестирования устанавливается на один компьютер-сервер с помощью инсталляционного пакета.
  • Система может работать как на изолированном компьютере, так и в локальной сети или Интернете.
  • Все данные хранятся централизованно на сервере.

Редактор тестов

Типы теста:

  • контроль знаний;
  • обучение;
  • опрос.

Неограниченное количество вопросов.

Организация вопросов теста в многоуровневой иерархии произвольной структуры.

Типы вопросов:

  • выбор одного варианта ответа;
  • выбор нескольких вариантов ответа;
  • ввод ответа с клавиатуры;
  • установка соответствия;
  • расстановка в нужном порядке.

Настройка навигации:

  • запрет пропуска вопросов;
  • запрет возврата к пройденным вопросам;
  • запрет завершения тестирования до ответа на все вопросы.

Ограничение тестирования по времени.

Настройки перемешивания и случайной выборки для каждой группы вопросов.

Перемешивание вариантов ответа в случайном порядке для всех или некоторых вопросов.

Объекты «Сообщения» с произвольным наполнением.

Объекты «Пояснения», которые могут выводиться в зависимости от заданных настроек:

  • при нажатии на кнопку «Пояснение»;
  • при неправильном ответе;
  • при просмотре результатов после завершения тестирования.

Задание для одного теста неограниченного числа шкал оценивания.

Произвольный ввод формулы расчета баллов для каждой шкалы, с возможностями подстановки в формулу баллов за вопросы и группы вопросов, и использованием арифметических операций, математических функций и условного оператора.

Произвольный ввод делений для каждой шкалы.

Произвольное задание шаблона результатов, который выводится пользователю после завершения тестирования.

Возможность подстановки в шаблон результатов любых данных, полученных в результате вычисления шкал оценивания.

Одновременная работа в редакторе с несколькими тестами.

Копирование вопросов и групп вопросов из одного теста в другой.

Импорт вопросов из текстовых файлов (TXT).

Мощный текстовый процессор, поддерживающий:

  • произвольное форматирование текста;
  • вставку форматированного текста из документов Word;
  • вставку изображений (BMP, JPEG, PNG, GIF, ICO и др.);
  • вставку таблиц;
  • вставку видео файлов (FLV H.263) с возможностью воспроизведения;
  • вставку аудио файлов (MP3) с возможностью воспроизведения;
  • вставку произвольных файлов-вложений для скачивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Решение познавательных задач на уроках истории

           Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способство...

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Решение познавательных задач на уроках истории с помощью презентационного материала

В статье читатели найдут размышления по поводу использования учебных презентаций, а также советы по усилению педагогического эффекта от их применения...

Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....