Решение познавательных задач на уроках истории с помощью презентационного материала
статья по истории на тему

Васильева Ольга Владимировна

В статье читатели найдут размышления по поводу использования учебных презентаций, а также советы по усилению педагогического эффекта от их применения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение познавательных задач на уроках истории

с помощью презентационного материала.

         В повседневной педагогической практике слово «задача» имеет двоякий смысл. С одной стороны, это те направления, над которыми работает учитель, разрабатывая урок. С другой стороны, - это особого рода познавательные задания, которые на уроке выполняют ученики. Попробуем рассмотреть как задачи, стоящие перед учителем, так и познавательные задачи учеников в контексте нашей общей темы.

        Определяя цели и задачи конкретного урока, учитель задумывается также о возможности, а главное, необходимости использования компьютера. В наш век сплошной информатизации никого уже не надо убеждать в том, что компьютер может стать необходимой частью учебного процесса. Но при этом, как представляется, надо избегать крайностей, когда компьютер из технического средства превращается в самоцель. Даже, применяя компьютер на уроке, мы осуществляем старые методы и приемы: работа с наглядностью, комментированное чтение и т.д. Значит, главная функция компьютера - усиление педагогического эффекта от старых опробованных методов и приемов.

В качестве примера остановимся на нескольких возможностях использования компьютера.

        Начнем с цветового эффекта. На первый взгляд, может показаться, что это самый спорный и незначительный по своему воздействию эффект. Но это не совсем так. На уроке мы существуем в среде, не изобилующей яркими красками: темная или белая доска, черный шрифт на белых страницах учебника, единые (а, значит, выдержанные все в той же цветовой гамме) требования к заполнению тетради. Единственное разнообразие в эту монотонность вносят обложки ученических тетрадей, но их вклад в создание визуальной среды урока скорее можно назвать негативным, антиэстетическим. Таким образом, цветовые эффекты на обычном уроке, как правило, не задействованы. Компьютер дает нам такую возможность.

        Фоновый цвет слайда имеет как эстетическое значение, чем обычно руководствуется учитель, так и психологическую нагрузку. Одни цвета побуждают к активности, быстроте реакций, другие более располагают к созерцательности. Все это, конечно подразумевает более тесное сотрудничество педагогов с психологами.

        Но есть и третье, смысловое значение цвета, которое напрямую связано с задачами урока. Цвет может стать прологом к изучению темы, первой познавательной задачей, над которой предстоит задуматься ученику. Так темно-серый фон слайдов, посвященных средневековой культуре, позволит поговорить о «темных» веках в истории человечества и на завершающем этапе урока подтвердить или опровергнуть мнение о средневековье, как о мрачном времени невежественных людей. Желтый цвет слайдов о Древнем Египте позволит использовать задачу из учебника Г.И. Годера, какой цвет больше всего нравился египтянам, а какой они не любили и почему. В качестве основы презентации о средневековых рыцарях можно использовать любой из «гербовых» цветов и вспомнить вместе с учениками, что символизировал этот цвет для людей той эпохи. Таким образом, с помощью цвета мы можем создать выразительный запоминающийся образ эпохи, явления, исторической личности.

        Второй эффект, который возможен на компьютеризированном уроке – это возможность совмещения разноплановой информации (текстовой, графической, видео- и аудиофрагментов) в рамках изучения одной темы. Это тем более важно, что мы живем на стыке двух разных культур. В большинстве своем наши ученики являются носителями новой посткнижной культуры, в которой главными источниками информации выступают уже не книги, а интернет, телевидение и даже, отчасти, компьютерные игры. Если оставить в стороне наше субъективное и весьма негативное отношение к этой тенденции, мы не можем не заметить и объективное последствие новой эпохи – формирование так называемого «клипового мышления», для которого характерна быстрота восприятия, потребность в быстрой смене информации. Это не означает, что мы должны приспосабливаться под предпочтения наших учеников, но и игнорировать полностью их невозможно. Все это усложняет работу учителя, который должен откорректировать весь многообразный материал по теме так, чтобы информация, полученная из разных источников (текст, рисунок, схема) не дублировалась, а взаимно усиливала эффект, давая пищу для размышлений.

        Столь же важным эффектом, который может предоставить компьютер, является возможность передачи процесса. Прежде всего, это использование анимации. Так по форме фиксации информации мы можем выделить графическое и текстовое отображение процессов. К первому можно отнести процессы, связанные с перемещением в пространстве (например, передвижение войск по исторической карте – «оживление» карты, направление миграционных потоков, культурных и торговых связей, маршруты путешествий), технологические процессы (например, упрощенные принципы строительства пирамиды Джосера или готического храма).

        Также возможны процессы в подаче текстовой информации. Текст может проявляться на экране постепенно, фрагментарно. Скорость подачи текста может зависеть как от скорости чтения в данном классе, так и от смысловой окраски текста. Так, например, летописный отрывок, особенно не переведенный на современный русский язык, можно подать в более медленном темпе. Это также можно будет связать со скоростью написания рукописной книги, что в будущем позволит вызвать учеников на размышления об ускорении жизненных ритмов, о неодинаковом восприятии времени людьми разных исторических эпох. Возможны и другие варианты использования текстов. Так ответы на вопросы, задачи могут появляться позже остального текста, что дает возможность самим ученикам сформулировать свою версию ответа, гипотезу, решение проблемы.

        Здесь приведены лишь некоторые примеры эффективного использования компьютерных технологий на уроках. Но даже на этом материале мы видим, что полноценного педагогического воздействия можно добиться при использовании хорошо продуманной и подготовленной компьютерной презентации, так как уже готовый компьютерный диск несколько сужает границы творческой свободы учителей и их учеников.

        Существует мнение, что школьная презентация – это красочный, иллюстративный ряд с текстовыми комментариями, аналог существовавших когда-то учебных диафильмов и слайдов. Однако, это не совсем верное представление. В идеале, презентационный материал должен представлять собой систему разноплановых и разноуровневых задач и заданий, связанных между собой. При этом подходе подборка слайдов перестает быть только  пиршеством для глаз и становится пищей для ума.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

Решение познавательных задач на уроках истории

           Актуальность этой темы заключается в том, что сегодня перед школой стоит задача гуманизации и гуманитаризация образования. Школа должна способство...

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"

Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультипликационных задач

Доклад об обобщении опыта работы по теме "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультапликационных задач"...

Работа с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ.

Знакомство с основными документами ЕГЭ по обществознанию1.Кодификатор элементов содержания ЕГЭ2.Спецификация заданий ЕГЭ3.Демонстрационный вариант ЕГЭ....

Формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы с помощью решения региональных задач на уроках математики

Рассматриваются возможности формирования метапредметных умений обучающихся сельских малокомплектных школ в процессе их математической подготовки.Ключевые слова: малокомплектная школа, сложности в обуч...