Творческая составляющая развития личности школьника
статья на тему

Милкова Ирина Норбертовна

Данная статья о творческой составляющей Федерального компонента государственного стандарта общего образования и том, как определить «одарённых, талантливых» детей среди учащихся с различными умственными способностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Российская Гимназия при ГРМ

Статья: «Творческая составляющая развития личности школьника»

                          Выполнила: учитель высшей категории

                                            Милкова Ирина Норбертовна

Аннотация: Данная статья о творческой составляющей Федерального компонента государственного стандарта общего образования и том, как определить «одарённых, талантливых» детей среди учащихся с различными умственными способностями.

Санкт-Петербург

2014

Содержание

АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

КОМПОНЕНТА ФГОС…………………………………………..3

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА СТАНДАРТА……………………….6

КРЕАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ………………………………………...7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...8

Анализ творческой составляющей Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Академиком Международной педагогической академии, доктором педагогических наук Хуторским А.В. утверждается, что «по статистике примерно 30% сверходарённых детей – отчисляются из школы за неуспеваемость, а среди так называемых « слабых» учащихся – две трети одарённых детей, обладают общей одарённостью или способностями выше средних в той или иной области».

Доказывается ,что утвержденный федеральный компонент общеобразовательных стандартов, имеет преимущества по отношению к их предшествующим аналогам, как то:

  • фиксация личностных ориентиров образования
  • введение компетентностной составляющей
  • появление профильного обучения
  • сокращение второстепенного обязательного материала
  • усиление деятельностног компонента образования
  • включение в стандарт целей изучения учебных предметов,  развиваемых общеучебных умений, навыков и способов деятельности учеников

      Государственный стандарт общего образования

 включает в себя три компонента:  

1.федеральный,  

2.региональный (национально-региональный)

3.компонент образовательного учреждения.

Необходимо отметить, что несколько лет тому назад таких компонентов в официальных документах называлось четыре, к трём вышеназванным добавлялся ученический компонент, определяющий возможность каждому  ученику иметь личную составляющую в минимальном содержании образовательных программ, т.е., по словам академика Хуторского «право на  индивидуальную образовательную траекторию». Следовательно, «это право ученика из стандартов изъято, несмотря на декларируемую личностную  ориентацию содержания образования». Таким образом, фиксируется противоречие, заложенное в стандарте.

      Могут появиться возражения, что стандарт не должен ориентироваться на творческую составляющую образования, так как он представляет собой минимум знаний, умений, и навыков, который нужно достигать, без всякого творчества.

      Отмечается, что «личностное развитие и творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного образования. А научиться творчеству невозможно в нетворческих условиях, как « невозможно научиться плавать без воды». Выведение за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира с личностными качествами, приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса».

      Предлагается решение данной проблемы: «образовательные стандарты должны предполагать наличие творческой образовательной деятельности наряду с другими видами учебной деятельности; уровень творческой самореализации школьника необходимо считать общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым в качестве общеобразовательного стандарта».

      В пояснительной записке о творческой составляющей стандартов утверждается, что Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учётом основных направлений модернизации общего образования, в том числе: направленности  содержания образования на формирование обобщённых способов  творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой  деятельности.

       Приводится цитата из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

      Итак, согласно стандарту, обучаемые должны получать опыт творческой деятельности, в результате чего у них формируются обобщенные способы такой деятельности и развиваются созидательные, т.е. креативные способности.          

 


   
Целевая установка стандарта:

  развитие созидательных способностей учащихся в 3-х его основных составляющих:

  • цели изучения учебных предметов;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
  • требования к уровню подготовки выпускников по данному  учебному предмету.

      В стандартах для начальной школы « развитие личности школьника, его творческих способностей» указано первой целью. В разделе « Общие учебные умения, навыки и способы деятельности называется необходимым «умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, сочинения и т. д.), развивать воображаемые ситуации».

      Как и с помощью чего обеспечивать творческую деятельность? На уроках  иностранного языка « написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма, сочинения».

      Согласно стандартам, дети могут творить, но проверять и оценивать это  никто не будет. По статистике, к окончанию школы актуальная способность детей создавать творческую продукцию уменьшается в несколько раз –          с 30% в начальной  школе до 3% для выпускников. Академик Хуторской А.В. отмечает, что « причина регресса - в « курсивности» творчества так редко встречающегося в стандартах»

      Креативные задачи:

( обозначенные в стандартах основной школы) отражены в стандартах по отдельным предметам на их общеучебном уровне:

  • приобретение опыта творческой и поисковой деятельности (индивидуальный и в сотрудничестве)
  • развитие речевой активности
  • умение осуществлять проектную деятельность ( в том числе межпредметного характера).

      Предусматривается овладение учащимися следующими видами диалога : диалогом этикетного характера; диалогом-расспросом; диалогом-побуждением к действию; диалогом –обменом мнениями ;умение ориентироваться в письменном тексте и аудиотексте, прогнозировать его содержание.

        Работа по развитию  креативного компонента федерального компонента стандарта общего  среднего образования возможна на основе деятельностного представления  содержания образования: в обязательном минимуме содержания образовательных программ - в форме специфических видов и способов деятельности, а также  компетенций креативного типа. В требованиях к уровню подготовки выпускников - в форме соответствующих умений, навыков и сформированных компетентностей задающих минимальный уровень творческой подготовленности школьников».

      Опыт показывает, что почти любая образовательная продукция ученика имеет культурно- исторические аналоги – общечеловеческие достижения, относящиеся к той же теме и проблеме, которую изучает ученик.

     Вывод: « существует возможность обновления одного из ведущих элементов нормативной базы образования – образовательных стандартов», как считает Хуторской А.В. И соответственно, разработка стандартов нового поколения должна рассматриваться с позиций их методологических оснований, с учетом творческой самореализации учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузнецов А.А  Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы-М. «Просвещение» 2010г.
  2. Колкова М.К.  Методики обучения иностранным языкам в средней школе. С-Петербург, Каро., 2006г.
  3. Хуторской А.В.  Творческие ли у нас стандарты? (Электронный ресурс)-Режим доступа:  http://www.eidos.ru./journal/2005/0212.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО - АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО».

Формирование творческой, социально-адаптивной личности школьника на основе использования системы инновационной оценки "Портфолио"....

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...

Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования

Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность.  И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...

Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"

В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »

ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в уч...