Диагностика учебных достижений учащихся по обществоведческим дисциплинам.
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Дистрян Маргарита Борисовна

 

   Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением    качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства  измерения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика достижений школьников

по обществоведческим курсам в основной школе.

Автор: М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.  

Сущность дидактического понятия контроля

Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса. Однако вопрос оптимизации средств оценки по-прежнему актуален. Выделяют несколько видов контроля.

Текущий — систематическая проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), подразумевающая оценивание результатов обучения на каждом уроке и дома. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.). Главные недостатки — выборочный характер и сосредоточение внимания преподавателя на отстающих учениках.

Периодический — всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), определенного периода обучения в течение года (например, по итогам четверти). Она более традиционна по формам и содержанию (практические контрольные, проверочные работы, сочинения).

 Итоговый — проверка, направленная на фиксацию уровня сформированности ЗУН, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершении каждой ступени обучения при выпуске или приеме в образовательное учреждение следующего порядка.

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет вводить систему формальных измерителей. Один из примеров — внедрение ЕГЭ.

 В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки. Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:

разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, портфель учебных достижений);

ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и измерители;

формирование четкого представления о целях обучения, прививание учащимся навыков самоконтроля и самооценки;

отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.

Универсальной процедуру контроля делает целый спектр его функций:

1) проверочная — заключается в выявлении степени освоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда;

2) обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;

3) развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности школьника, формирование его творческх способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

4) социальная — призвана сориентировать ребенка в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии);

5) аксиологическая — служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

6) диагностическая — означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах;

7) прогностическая — помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной системе будущего необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания, интегративность организации информации и психологические механизмы овладения новыми знаниями.

 Современные средства оценивания учебных достижений школьников

В структуре позиции субъекта учения выделяют четыре основные компетентности (в соответствии с ними следует расширять и спектр функций контроля). Кратко охарактеризуем их.

 

Когнитивная. Современный школьник должен владеть не только знаниями, но и метазнаниями — сверхзнаниями или представлениями о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала, «открытия» нового знания, приращения информации. Ему необходимо уметь:

ориентироваться в структуре учебного задания, связях его частей и компонентов, количестве «шагов» и вариантах решения;

комментировать свое решение, самостоятельно искать ошибки и корректировать их, интерпретировать результат;

анализировать форму и содержание текста любого стиля (делового, научного, публицистического, художественного), перерабатывать данный текст в соответствии с разными целями, создавать собственный и контролировать его порождение;

сопоставлять вербальные и невербальные формы представления учебного материала, выбирать оптимальное их соотношение для презентации собственного ответа.

Регуляторная. Ребенок обязан сам верно определять пути и способы учебной деятельности, отражающие освоенные им приемы работы с материалом и собственный опыт. Показателями их оценки называют:

мотивационную готовность к применению новых действий в ходе решения (гибкость, динамичность операционных компонентов);

оценочно-критичное отношение школьника к процессу своей работы над материалом; прогнозирование результатов собственной или групповой работы;

ориентацию учащегося на анализ отдельных составляющих осваиваемых предметов или явлений и новый синтез через межпредметные связи;

потребность и умение контролировать соответствие используемых средств и материалов для решения поставленной задачи (адекватность целей и затрат).

Креативная. Ученик должен создавать правильный целостный образ познаваемого объекта и выражать его содержание в общепринятых категориях. Этой компетенции, которая позволяет контролировать содержание и качество образных компонентов изучения материала и различных знаковых систем, соответствуют следующие критерии:

эмоционально-волевая установка для подготовки собственного оригинального задания, предложения нового типа задач;

наличие в образе субъективного содержания, в котором фиксируется эмоциональный опыт субъекта;

информативность, системность, законченность, достаточность существенных признаков объекта, обеспечивающие целостность образа;

владение профессиональным языком, позволяющим выразить содержание образа не только для себя, но и для других.

Личностно-смысловая. Заинтересованное отношение ребенка к новому материалу и процессу собственной познавательной деятельности — залог учебной мотивации. Школьнику необходимо:

демонстрировать желание осваивать предмет;

осознавать социальную важность предмета, уметь определить его значимость в контексте будущей профессиональной деятельности;

ощущать эмоциональный комфорт при предъявлении нового для него нестандартного задания или вида работы;

испытывать потребность в преодолении стереотипов репродуктивного воспроизведения материала;

не бояться ошибок при выражении собственного мнения, своей точки зрения, возникшего сомнения;

стремиться к позитивному предъявлению своего опыта познавательной деятельности (накопленных знаний, способов их получения) и расширению совместной работы.

Вышеперечисленные показатели обычно скрыты от непосредственного наблюдения, поэтому долгое время не принимались в расчет в повседневной школьной практике. Очевидно, что их реализация потребует особого инструментария — практических методик, измерителей, контрольно-диагностических заданий.

 Контрольно-диагностические задания

 В отличие от привычных контрольно-измерительных материалов они не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и навыков, но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий, то есть уровня и динамики развития личности. Такие тесты призваны намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на будущее. Существуют следующие критерии контрольно-диагностических заданий:

диагностика разных аспектов развития;

выявление результатов обучения на основе основных компетенций школьника;

диагностика готовности к профильному (или профессиональному) обучению на материале различных предметов;

диагностическо-коррекционный способ работы над ошибками.

При составлении контрольно-диагностических заданий следует учитывать ряд дидактических требований:

задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников и оптимальных для каждого из них средств обучения;

построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата) ученик мог перейти к более сложной или более простой модификации;

следует предусмотреть возможность открытого выражения ребенком своих сомнений (за ним следует оставить право помечать свои решения знаком «?»);

по содержанию и структуре контрольные задания не должны копировать обучающие и тренировочные, чтобы их выполнение позволяло вырабатывать собственные способы учебной работы;

ответ ученика должен демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения (объяснение материала, использование тех или иных способов), а также содержать отсылки к изученному ранее материалу.

Предмет «Обществознание» – это комплексная интегративная учебная дисциплина, направленная в первую очередь на трансляцию социально и культурно значимой информации, способствующей социализации личности. Обществознание – дисциплина мировоззренческого типа. Она дает и интегрирует знания об обществе, стимулирует выражение собственного мнения и отношения к общественным процессам и явлениям (с опорой на систему межпредметных и внутрипредметных знаний и связей). Поэтому диагностика качества обучения не может быть ограничена контролем «формального знания» (способность воспроизводить соответствующее знание; умение применять знания по образцу). Показателем овладения содержанием является – способность применять знания в частично новой ситуации (на знакомом или оригинальном примере); умение анализировать ситуацию, осложненную сравнением двух высказываний по одной проблеме, умение давать целостную характеристику изучаемого явления, факта, объекта. Должны учитываться и другие виды контроля, прежде всего развернутые ответы, содержащие целостную характеристику того или иного изучаемого объекта, включать доказательство, сравнение, примеры.

В результате изучения обществоведческих дисциплин в основной школе учащиеся должны научиться:

- раскрывать причинно- следственные связи в социальных процессах;

- прослеживать развитие явления от его возникновения до зрелого состояния;

- изучать личность человека в развитии;

- выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношения и функции его элементов;

- рассматривать деятельность как способ существования человека и общества в целом;

- определить роль и место общения в жизни человека и общества;

- раскрывать влияние ближайшего окружения (малой группы) на личность и обратное влияние.

В практике преподавания предмета  «Обществознание» необходимо:

·           шире использовать: работу с фрагментами документов (из учебника, хрестоматий, сборников КИМов ЕГЭ и др.); систему творческих заданий с различными по характеру источниками (в том числе картографический материал, таблицы, схемы, графики) для обучения началам источниковедческого подхода – извлечение информации, применение знаний в связи с содержанием текста, определение позиции автора, выражение собственного отношения к содержанию документа, формулирование выводов в связи с анализом текста и т.д.; задания в письменной форме – тезисы, план, сочинение (эссе), описание;

·           активизировать работу по формированию умений сравнивать, сопоставлять, соотносить факты, идеи, понятия, описания;

·           проводить внутришкольный мониторинг качества подготовки учащихся по истории и обществознанию (по предметам школьного компонента  «Обществознание») с помощью тестирования (публикации материалов ЕГЭ, особо второй и третьей частей), соотнося эти результаты с практикой работы учителя;

·           при разработке контрольно-измерительных материалов (любого уровня) должна быть учтена специфика социально-гуманитарного знания – высокая степень субъективизма, несовпадение выводов и оценок в существующих знаниях об одном и том же общественном явлении, факта, дате, объекте, во многих случаях отсутствие не только однозначной оценки того или иного явления, но и общепринятого понятия). В этой связи при разработке материалов для оценки качества подготовки учащихся шире использовать задания:

практико-ориентированного характера, предполагающие анализ конкретных жизненных ситуаций (особенно по обществознанию);

с развернутыми ответами, направленные на реализацию права обучающегося на свободный выбор взглядов, убеждений, мировоззренческих подходов, отражающих специфику исторического и обществоведческого знания.

Банк заданий для проверки выполнения требований образовательного стандарта по обществознанию включает основные виды заданий. Их перечень и образцы представлены ниже.

Свободные по форме: • текст из 1—3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст; задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами;

краткий ответ на вопрос типа “Как называется... ?”;

задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся;

задания, ориентированные на понимание учащимися сущности и логики группировки понятий, идей, имен, формул, высказываний, схем и т.д.;

задания на определение основания для группировки понятий, утверждений, идей и т.д.;

задания на решение проблемной ситуации;

задания на анализ теоретических положений и применение их в практической жизни; задания исследовательского (творческого) характера.

Предполагающие выбор ответа: задания на установление соответствия между элементами двух списков;

альтернативные задания, требующие выбора правильного суждения;

     задания с выбором из нескольких возможных предложений;

Приведем примеры некоторых  проверочных заданий:

1.   Текст из 1-3 предложений с пропущенными словами или частью предложения, которые должны быть   восстановлены, после того как будет правильно понят весь текст.

Монах _______________ назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства, “ _________________”. Правителем в этом обществе является Метафизик, который делит власть с тремя соправителями: _____________________________.

Правильные ответы: Кампанелла; “Город Солнца”; Мощь, Мудрость, Любовь.

2.   Задания на дополнение фразы, смыслового высказывания, формулы или схемы с пропущенными элементами.

Существуют три вида политических режимов:

а) демократический;

б)________________;

в)________________;.

Правильный ответ: ( авторитарный, тоталитарный.

3. Задания, требующие выбора правильного суждения.

1. Синтоизм является одной из мировых религий. (Да? Нет?) Правильный ответ: нет.

2. Какую из двух точек зрения вы считаете правильной?

а) Все человечество движется по единому магистральному пути развития; социальные, национальные, религиозные различия будут постепенно стираться.

б) Разнообразие по мере развития человечества будет нарастать; каждая цивилизация, каждый народ движется своим неповторимым, уникальным путем развития. Ответ подкрепите конкретными примерами.

4. Задания с выбором из нескольких возможных предложений.

1. Что означало слово демократия у древних греков?

а) Власть народа; б) равные права:

в) равные возможности. Правильный ответ: а.

2. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?

а) тиранию; б) олигархию:

в) крайнюю демократию; г) все указанное выше. Правильный ответ: г.

3. Кем был впервые введен в научный оборот термин социология?

а) М' Бербером; б) К .Марксом; в) О.Контом; г) правильного ответа нет. Правильный ответ: в.

5. Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуальных свободных черт называется:

а) деятель: б) лидер: в) индивид; г) личность. Правильный ответ: в.

6. Сопоставьте следующие выражения, определите собственную позицию по вопросу о роли государственного управления:

а) государство — единственное средство избежать “войны всех против всех”:

б) государство — самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы.

Выберите ответ: 1) только а: 2) только б; 3) а и б: 4) оба суждения неправильны; 5) затрудняюсь ответить.

Комплекс аналогичных заданий содержится в пособии: Основы современной цивилизации: Тесты / А.В.Абрамов и др., Под ред. О.И.Бородиной. М., 1993.

7. Задания на преобразование, требующее от учащегося анализа имеющихся данных и восстановления или изменения последовательности в соответствии с поставленным условием.

Что является лишним в ряду?

1. Гегель: а) гражданское общество; б) абсолютный дух; в) отрицание идеи развития; г) отрицание идеи разделения властей.

Правильный ответ: а.

2. Теория разделения властей: а) Г. Гегель; б) Ш .Монтескье: в).Дж. Локк.

Правильный ответ: а.

3. а) Т. Мор; б) Т. Кампанелла: в) Р. Оуэн; г) А. Сен-Симон.

Правильный ответ: г) так как признавал существование частной собственности при новом строе.

8.  Задания, ориентированные на понимание сущности и логики группировки понятий, идей, имен, высказываний, схем .

По какому принципу образованы ряды?

а) христианство, буддизм, ислам: 6) логика, природа, дух; в) Вольтер, Монтескье, Руссо.

Правильные ответы: а) мировые религии, б) последовательные стадии развития "абсолютной идеи" по Гегелю: в) французские просветители XVIII в.

9.   Задания на определение основания для группировки понятий, ведущих идей, имен и т.д.

Сгруппируйте предложенные понятия, суждения по определенным основаниям:

а) атомы, Платон, “Эйдос”, материализм, Демокрит, идеализм, мир вещей, движение;

б) авторитарный режим, многопартийность, политический плюрализм, запрет оппозиции, демократический режим, правящая партия огосударствлена, оппозиция действует легально, система законов минимальная.

Правильные ответы:

а) Платон, "Эйдос", идеализм, мир вещей: Демокрит, атомы, материализм, движение; 6) авторитарный режим, запрет оппозиции, правящая партия огосударствлена, система законов минимальная:

демократический режим, многопартийность, политический плюрализм, оппозиция действует легально.

Задания по типу приведенных выше (1—8) могут войти в состав теста, связанного с определением уровня информированности учащихся по курсу обществознания, что позволит определить ориентацию учеников в данной предметной области.

10. Задания, связанные с формированием оценочных суждений учащихся (анализ различных высказываний в публицистике и научной литературе, разных точек зрения (в том числе и противоположных) по одной и той же проблеме, формулирование собственной оценки данной проблемы).

1. Проанализируйте данные высказывания (изложения точек зрения) об обществе:

О.Конт: общество — это функционирующая система, основанная на разделении труда.

Г.Спенсер: общество — “композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".

К.Маркс: общество не просто совокупность индивидов, оно выражает сумму тех связей и

отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Задание. Противоречат ли, на ваш взгляд, эти определения общества одно другому или они дополняют друг друга? Свою точку зрения аргументируйте.

Аргументированность, полнота, логика изложения, использование материала в рамках учебного пособия или сверх того, характер выводов, личностное отношение ученика позволяют определить достижение (или недостижение) им конкретного вида компетентности. Так, широта аргументов оценивания связана с общекультурной компетентностью, степень обоснованности оценивания в рамках профильной образовательной области — с допрофессиональной компетентностью, а целесообразность и разнообразие использованных способов аргументации — с методологической компетентностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.

Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...

Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.

Обзор форм и методов диагностики результатов обучения....

Материал для диагностики учебных достижений по физике в 10-м классе по теме «Законы сохранения в механике»

В диагностическом тесте проверялись следующие элементы знаний: импульс тела; импульс системы тел; закон сохранения импульса; работа силы; мощность; работа как мера изменения энергии; потенциальная эне...

Использование тестовой технологии для контроля и диагностики учебных достижений учащихся

Тестовый контроль является одним из способов оценки качества индивидуальных достижений обучающихся...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

Приказ об итогах диагностики учебных достижений учащихся 8 классов

Приказ об итогах диагностики учебных достижений учащихся 8 классов общеобразовательных организаций города Когалыма по математике в 2015-2016 учебном году...