Рефлексивный отчет «Оценивание применения опроса учащихся»
статья на тему

Артюшкина Виктория Анатольевна

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спрашиваю о том, кто и как сделал домашнее задание, вспоминаю о том, что было на прошлом уроке, как бы закрепляя полученные знания и, в конце концов, начинаю объяснять новую тему или фронтально спрашивать класс по пройденным темам, вытягивая у них через силу нужный ответ, а порой и вовсе отвечаю за них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексивный отчет

«Оценивание применения опроса учащихся»

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спрашиваю о том, кто и как сделал домашнее задание, вспоминаю о том, что было на прошлом уроке, как бы закрепляя полученные знания и, в конце концов, начинаю объяснять новую тему или фронтально спрашивать класс по пройденным темам, вытягивая у них через силу нужный ответ, а порой и вовсе отвечаю за них.

Такой подход не правильный, он построен по принципу «Я говорю – ты молчишь», бесконечный учительский монолог, и не даст нужных результатов, так как я сама выполняю все функции вместо учащихся. Ведь от того они у нас и ленятся учиться, так как я сама «добываю, прожевываю и ложу в рот нужную информацию» где им остается лишь только ее проглотить. Нет, так я никогда не добьюсь нужных мне результатов, никогда дети не будут знать мой предмет. Хотя, выпускники нашей школы, уже обучаясь в ВУЗах, и говорят при встрече: «Огромное вам спасибо, за то, что мы знаем информатику!», казалось это то, ради чего ты работаешь, но это лишь ежегодные, единичные случаи, а хотелось, чтобы мой предмет знали все мои ученики.

Находясь в постоянном поиске лучших методов обучения, я пробовала технологию Шаталова, проектную технологию и использовала личностно-ориентированное обучение, и вот познакомившись на занятии, решила использовать на своих уроках технологию проблемно-диалогического обучения. Согласно различным источникам, будь то интернет или обычная литература, можно с уверенностью сделать вывод о том, что именно методы проблемного диалога способствуют активному усвоению нового материала. Использование этой технологии подразумевает то, что дети на моих уроках будут самостоятельно искать решения поставленной перед ними проблемы. Новые знания теперь не я им буду давать в готовом виде, а они сами самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Ведь хорошо усвоят и запомнят лишь только то, что узнали сами и выразили по-своему. На таких уроках мои ученики будут больше думать, развивать и формировать свое мышление и речь. Будут активно проявлять инициативу, и учиться отстаивать собственную позицию.

Ознакомившись с литературой, и из различных источников интернета я поняла то, что если я хочу построить урок с использованием методов диалога, очень важно чтобы присутствовали такие факторы, как:

•  Терпимость к мнениям своих учеников и отсутствие категоричности с моей стороны;

•  Уделять внимание к каждому ученику;

•  Умение быть хорошим слушателем;

•  Задавать только те вопросы, которые не предполагают односложных ответов;

Согласно методике в начале урока я должна перед учениками создать проблемную ситуацию или, по крайней мере, объявить два противоречащих друг другу факта. После этого посредством диалога или беседы между учениками или учеником и учителем они должны сформулировать проблемный вопрос или тему урока. В процессе того, как ученики и я будем осуществлять диалог, учащиеся будут актуализировать имеющиеся у них знания, а также определять, что они не знают для решения поставленной проблемы и в процессе ее решения они так же узнают для себя новые знания.

В период практики за основу планирования всех своих уроков я брала обучение через беседу и диалог, как между учащимися, так и между учителем и учащимися. Для поддержания различных форм диалогов и бесед, старалась использовать разные виды вопросов и за основу составления брала таксономию Блума, для развития критического мышления. Во время моей беседы с учениками, что в основном проходит по схеме вопрос – ответ, стараюсь избегать критикующих ученика фраз. Во время ожидания ответа от учеников, я постоянно убеждаю, о высказывании ими любых вариантов ответов, идей и мнений. Стараюсь объяснить о важности, как для меня, так и для других его одноклассников, любого его мнения. При осуществлении беседы в форме опроса, зачастую учащиеся дают ошибочный ответ. Здесь моя задача состоит в том, что бы исключить такие фразы как: «Ты ошибся», «Это ответ не правильный», «Нет, не верно», и т.д. Здесь закладывается на подсознательном уровне подбадривающие и поддерживающие реплики, например: «Хорошо, а кто как считает еще?», «Спасибо за ответ», «Этот ответ принимается», и т.д.

При изучении диалогического подхода, осознала то, что не маловажным фактором на уроке, является то, как учитель осуществит постановку проблемных вопросов в классе. Зачастую составление вопроса осуществляется по форме ИОД (инициатива – ответ – действие) и разделяются на два типа: закрытые, т.е. низкого уровня и высокого уровня. Тут хотелось отметить то, что на моих уроках используются в основном вопросы низкого уровня, а такие вопросы ориентированы только на запоминание и отработку навыка. И из этого видно, что в своей практике мне нужно чаще использовать вопросы именно высокого уровня, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать новую полученную информацию, а так же формулировать свои вопросы так, чтобы они соответствовали потребностям обучения каждого ученика, так как они развивают критическое мышление, умение учиться друг у друга, уважение к идеям других учеников.

В общем, могу сказать, что использование диалога и бесед через проблемную ситуацию, это ключ, открывающий путь к успеху и творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

В настоящее время на процесс обучения и результаты учеников наибольшее влияние оказывает повседневная работа учителя, которая направлена на воспитание и развитие учащихся. Практика интеграции семи мод...

Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7 классе из серии запланированных последовательных уроков

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у уч...

Годовой рефлексивный отчет

планирование уроков с учетом интегрирования семи модулей программы...

Рефлексивный отчет урока, где учащиеся должны цели и задачи разработать сами.

Согласно наблюдениям проводимыми на своих уроках, выявила то, что я знаю своих учеников только в нужных мне рамках моего предмета, а это не достаточно для того чтобы учитывать все тонкости взаимоотнош...

Рефлексивные техники оценивания

В статье рассказывается о тех методах и приёмах рефлексии, которые оптимальнее всего использовать на уроке....