Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"
статья по теме

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями. В свою практику старалась внедрить все семь модулей, предусмотренных Программой. Подробней хочу описать внедрение в практику модуля "Оценивание обучения и оценивание для обучени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна         ПортфолиоОтчет А

Группа №7                                                               3-го уровня

Город Кокшетау                                                     17.11.2013

А

Рефлексивный отчет

по использованию модуля Программы

«Оценивание обучения и оценивание для обучения»

при планировании серии уроков учителя самопознания

Островской средней школы Жаксынского района

Мухамбетжановой Гульден Есмуратовны

        

        В Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях. В свою практику старалась внедрить все семь модулей, предусмотренных Программой. Подробней хотелось бы описать внедрение в практику модуля «Оценивание обучения и оценивания для обучения».

С момента, когда я начала вести предмет «Самопознание», дети мне задавали вопрос «Зачем что-то делать на уроке, если это не оценивается?». Тогда у меня возник вопрос «А что можно сделать для того, чтобы заинтересовать детей, как повысить внутреннюю мотивацию учащихся?». Ответ на вопрос нашла во время прохождения первого этапа уровневых курсов. А точнее, когда познакомилась с модулем «Оценивание обучения и оценивание для обучения».  Ведь оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Изучая литературу по оцениванию, сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы:

  1. наблюдения;
  2. интерпретации полученных данных;
  3. заключения для определения дальнейших действий.

Различают оценивание  суммативное и формативное. До начала курсов я не смогла бы дать четкое определение суммативному и формативному оцениванию; не видела разницу между отметкой и оценкой. Теперь для меня ясно следующее:

Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.

Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161)

Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации.

Что дает оценивание для обучения:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Реализуя идеи Программы уровневых курсов, проводила серию последовательных уроков по самопознанию в 7 классе. В данном классе я работаю первый год, поэтому мало знакома с особенностями детей в классе. В классе 10 учеников,   с разным уровнем учебной мотивации и типом темперамента. Артур, Мейрамбек, Ваня, Саша имеют смешанные расстройства учебных навыков. Особого внимания требует к себе Рая, имеющая диагноз ЗПР. Класс подвижный, активный.

Для стимулирования обучения старалась использовать разные виды формативного оценивания. Основным видом оценивания, конечно же, было наблюдение. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Наблюдением сопровождался каждый вид работы: работа в парах, в группах, совместное обсуждение, беседы, презентация работ и др.

В ходе наблюдения выявила такие качества у детей, о которых я раньше не знала. Например, Лорета – способная девочка – очень стеснительная и робкая, боится выходить к доске, говорит тихим голосом; у нее часто происходят разногласия с Дашей. В дальнейшей своей работе, как психолог, хочу провести диагностическую и коррекционно-развивающую работу для ее раскрепощения и развития коммуникативных навыков. При наблюдении меня очень удивило то, что дети при письме допускают много грамматических ошибок, нет навыков рисования, не умеют выделять ключевые моменты. Над устранением этих недостатков, а именно над грамотностью,  я буду заниматься на уроках русского языка и литературы. Еще меня озадачил тот факт, что почти у всех детей был страх перед выходом к доске. Несомненно, здесь играет фактор того, что они не просто отвечают перед учителем, а все это снимается на камеру, что повышает ответственность за сказанные ответы, высказывания с места. Хочу привести пример, связанный с этой проблемой. На первом уроке, когда надо было представить общую точку зрения группы, вся группа наотрез отказалась выходить к доске. А  когда  попросила персонально Артура, он сказал «Я не умею объяснять», «Я не хочу и не могу». Более того, он лег на парту и не поднимал голову до окончания данного вида работы. Тогда мне самой пришлось презентовать их работы. После проведения этого урока, проведя рефлексию этого урока для себя, сделала вывод, что надо внедрить такой вид работы, чтобы ребята чувствовали себя увереннее. На втором уроке, когда им дала задание, связанное с концепт-картой, я подходила к группе, прислушивалась к их совместному обсуждению, обращалась к каждому участнику с наводящими вопросами, старалась подбодрить, похвалить словами «хорошо», «молодец», «правильно». При  этом заметила, что дети начали стараться внести свой вклад в общую работу, особенно Артур и Ваня. Теперь передо мной стояла задача, вывести к доске этих детей. Что я сделала для этого? Похвалила группу за завершенную работу, предложила Артуру закрепить работу на доске. Он спокойно взял флипчарт и пошел к доске, тут я, как бы между прочим, попросила его остаться там же, потому что сейчас он сам и представит работу. Каковы были  удивление и радость, когда я поняла, что этот прием сработал! Благодаря приемам формативного оценивания, удалось помочь  Артуру и Ване преодолеть страх перед выходом к доске. К четвертому уроку они спокойно могли выйти к доске и презентовать свои работы.

Исследование, названное оригинальной  технической метафорой «Работа внутри черного ящика", показало, что одним из ключевых факторов, от которых зависит совершенствование обучения через оценивание, является обеспечение эффективной обратной связи с учениками. (Руководство для учителя с.165) Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.

 С целью установления обратной связи с учениками на первом из серии последовательных  уроков  провела одноминутное эссе по содержанию учебного материала. Ученикам предложила для выбора три начала эссе «Счастье – это, по-моему…», «Я счастлив, так как…», «Я считаю, что счастью свойственно…»,  по которым они должны были дописать свои мысли. Мне очень интересны были мысли моих учеников. И вот что они пишут…

«Я счастлива так, как никто другой! У меня есть друзья! Я говорю «Спасибо» тем, кто делает меня счастливой!...Я счастлива, что мои близкие люди всегда рядом, знаю, что поддержат меня в трудную минуту. … Счастье для меня – это ВСЁ!»

«Я счастлив, так как меня любят родные, поддерживают, хвалят успехами в жизни»

«Счастье, по-моему, когда тебя любят и уважают родные и близкие. Некоторые думают, что счастье – это деньги. Нет! Счастье – это поддержка, любовь, дружба, искренность, доброта»

«Я счастлив, когда меня окружают друзья; когда меня хвалят; когда получаю хорошие оценки; когда хвалят моих друзей…»

Как было сказано выше, Рая требует особого внимания. В ходе урока мне не удалось вовлечь ее в работу группы. А вот когда начали писать одноминутное эссе, я увидела в ней смятение, подошла к ней и как бы невзначай вызвала ее на диалог. Смущаясь Рая призналась, что ей легче нарисовать. В результате она нарисовала на стикере улыбающееся солнышко, я думаю, этим она сказала намного больше, чем если бы попыталась написать.

В конце третьего урока совместила рефлексию эмоционального состояния  с рефлексией по учебной деятельности. Для этого раздала детям стикеры, чтобы написали, как прошел урок, что интересного узнали, что понравилось, что не понравилось. А затем стикеры наклеили на интерактивную доску,  где была изображена лесенка с мальчиком, поднимающимся вверх. Они должны были наклеить стикеры на ту ступень, где, по их мнению, они находятся. Отзывы были интересные…

«…Мне понравилось работать в команде…»

«Хочу, чтоб все так и продолжалось. Понравилось все, что мы выполняли. Было очень весело»

«Мне понравился урок тем, что мы общались, работали в команде».

«Я сегодня узнала много новых слов. Мне было все понятно. Мне нравятся уроки самопознания».

«Мне понравился урок, потому что он поднял мне настроение. Понравилось все, о чем мы говорили. Хочу, чтобы урок был еще…»

Из этих отзывов мне было понятно, что детям нравится групповая работа. Также меня окрыляют слова благодарности от детей в отзывах на стикерах. А  дети уже к концу практики стали лучше выражать свои мысли, чувства. В дальнейшем я продолжу работу в парах, в группах. Буду стараться разнообразить виды работ, применяя инструменты  критического мышления.

Существует еще одна проблема, с которой я столкнулась при работе с данным классом. Она связана с домашними заданиями – ученики  систематически не выполняют домашние задания по самопознанию. Для себя наметила, что для начала я должна выяснить причину такого отношения к домашним заданиям. А далее планирую ввести метод поощрения. Ведь известно, что важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Хочу ввести в практику конкурс лучших сочинений, портфолио, награждение грамотами, материальное поощрение в конце года, публикация лучших работ на школьном сайте.

Также немаловажным аспектом в  формативном оценивании, по-моему, является комментарий. При этом допускается комментарий как учителя, так и ученика. Приведу пример из практики. Ученикам дала задание создать флипчарт по заданной теме. После обсуждения группы представляли работы. Тут выяснилось, дети нерационально использовали бумагу, не могли точно выразить мысли на бумаге, не придавали значения оформлению. При оценивании флипчартов по методу «Две звезды и пожелание», подвела  детей к тому, что они сами отметили, что необходимо более полно отражать схемы и надписи на флипчарте, для того, чтобы легче было выступать, разработали простые критерий к выполнению работ (содержательность, дизайн, участие каждого ученика). На следующих занятиях уже заметно было, что дети стали обращать внимание на эстетику оформления. Думаю, в будущем можно будет разнообразить критерий. Например, лаконичность, научная обоснованность.  

В ходе последовательных уроков использовала такое оценивание, как сигналы рукой. По окончанию презентации участники одной группы должны были оценить работу другой группы и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх – согласен, вниз – не согласен). На четвертом уроке сложилась следующая ситуация. Когда нужно было оценить  сигналом рукой, Ваня показал, что не согласен. Когда я просила уточнить, в чем именно не согласен, он сказал, что показал просто так. То есть здесь мотивом выбора послужили личная симпатия или неприязнь, а может, захотел  отличиться, не думая о том, что придется аргументировать свой выбор. В дальнейшем нужно  провести работу, направленную на отработку объективного взаимооценивания и самооценивания. Для этого нужно ввести критериальное оценивание групповых работ, результатом которого может быть не обязательно отметочное оценивание, а поощрение.

Таким образом, используя модуль «Оценивание для обучения» в серии последовательных уроков, я заинтересовала детей предметом, включила в работу даже самых пассивных учеников. О проявлении интереса можно судить по отзывам детей. Например, «Спасибо за интересный урок», «Мне нравятся уроки, которые ведет Гульден Есмуратовна», «Мне нравятся такие уроки, какие проводятся сейчас. Спасибо за уроки!», «Мне нравится, когда Вы ведете урок», «Мне нравятся уроки самопознания». Думаю, что у детей повысилась внутренняя мотивация. Об этом можно судить наверняка, когда проведу оценку уровня учебной мотивации.

Во время прохождения практики, наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Это развитие речи детей, коммуникативных навыков, дальнейшая работа по созданию коллаборативной среды, отработка навыков объективного самооценивания, взаимооценивания, отработка навыков презентации, умение выражать чувства и мысли. Конечно, только четырьмя уроками эти проблемы решить мне не удалось, но, на мой взгляд, то, что достигнуто за это время, вселяет уверенность в том, что Программа работает, и дальнейшее его применение поможет мне справиться со многими трудностями и проблемами, с которыми я сталкиваюсь ежедневно в своей работе. Также для меня этот период стал стимулом для дальнейшей работы, многое из того, что для меня в прошлом казалось неразрешимой проблемой, сейчас кажется преодолимым. Во многом мне помогает тот факт, что я психолог, и многие проблемы я перед собой ставила и раньше и достигала их. На курсах повышения квалификации я узнала  для себя очень много форм и методов оценивания. Настоящим открытием для меня стало формативное оценивание, которое я буду применять не только на уроках самопознания, но и на уроках русского языка и  литературы. На уроках, где сеть отметочное оценивание, обязательно введу критериальное оценивание. Буду разрабатывать критерии для каждой темы.

Список использованной литературы:

  1. Руководство для учителя
  2. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника И.Логвина, Л.Рождественская
  3. 1_L3W2D2_TrHW2_D2_Стратегии для преодоления учителями препятствий в обучении (1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

В настоящее время на процесс обучения и результаты учеников наибольшее влияние оказывает повседневная работа учителя, которая направлена на воспитание и развитие учащихся. Практика интеграции семи мод...

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

Рефлексивный отчет «Оценивание применения опроса учащихся»

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спраши...

"Использование элементов развивающего обучения для повышения уровня обученности и развития мышления учащихся."

quot;Использование элементов развивающего обучения для повышения уровня обученности и развития мышления учащихся."...