Годовой рефлексивный отчет
план-конспект урока по английскому языку (11 класс) на тему

Аманжулова Оксана Булатовна

планирование уроков с учетом интегрирования семи модулей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_refleksivnyy_otchet.docx475.85 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой рефлексивный отчет

По трех-уровневым курсам

После прохождения курсов по новой трех-уровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, я поняла, что работать по-старому уже нельзя. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовать занятия в соответствии с задачами, способствующие развитию идей, знаний и навыков у учащихся. Эта теория меняет стиль общения педагога и ученика в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Я узнала, что базовый материал, на основе которого будет проходить обучение, дифференцирован в 7 взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность.  

Мы, учителя, должны быть не только профессионалами в своем деле, но и иметь знания в различных областях науки, техники и культуры. Мы учимся постоянно, и должны и у учащихся формировать стремление к самосовершенствованию.

Во время проведения уроков планировала интегрирование всех семи модулей программы. Я решила, что наиболее продуктивными формами работы будет работа в группах, парах. Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, будет включать три фазы: вызов, осмысление и рефлексию. Каждый урок сопровождался презентацией или видеоматериалом, способствующим более эффективному усвоению материала всеми учащимися. Задания для слабомотивированных учащихся планировала предполагая совместную работу с  более успешными детьми, которые самостоятельно изучали материал,  выполняя усложненные задания.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.25.35.jpg

Тут же следует отметить работу с талантливыми и одаренными ребятами. В марте месяце давала открытое мероприятие на тему:  «Customs and traditions of Nauryz». Работу с талантливым ребенком использовала такой вид творческой работы, как работа с интернетом и составление презентации.

DSCN0422

На начальном этапе урока я использовала психологические тренинги, физминутки, презентации и видеоролики, которые способствовали развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива, созданию коллаборативной среды.

        На одном из уроков учащимся были предложены индекс - карточки с вопросами. Состоялась исследовательская беседа учеников. Например, на вопрос What are you going to do a person realized a necessity of doing sport? Сабирова Акдана ответила, что для этого необходимо мотивировать человека к занятию спортом, постоянно приводить примеры, Слободская Элина и Жусупова Айнур сказали, что занятия спортом необходимы для   поддержания здорового тела, здорового духа, полноценной жизни, т.е. человеку нужна мотивация ответили ученики, а вот Рокотянский Артем дал не подробный, односложный ответ. Другие учащиеся комментировали ответы одноклассников, оценивая и анализируя каждое слово. Хотелось бы отметить, что не все ответы удовлетворили меня полнотой изложения и правильностью, например ответ Жаслана был следующим: «не знаю, это желание самого человека».  Тем не менее,  и это есть сотрудничество. Беседа не есть только положительные моменты, правильно и четко сформулированные ответы. Некоторые ученики не смогли отвечать только на английском языке, и всем вместе приходилось вносить свои коррективы, прежде чем пришли к единому мнению. Ребята не просто давали те или иные односложные ответы, но также пытались дать всему логическое обоснование. В этом им помог, как они сказали, просмотр видеоролик - мотиватор занятия C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика 2\2013-11-11 21.41.58.jpgспортом. На основании этого задания я смогла провести диагностическое оценивание каждого ребенка. Выявила для себя учеников имеющих речевой барьер при изложении материала. Также каждый ученик оценил себя с помощью листа самооценивания.

        Хотелось бы отметить, что один из учащихся, вовсе не проявлявший интерес к уроку, оказывал мне помощь в ходе урока. Он помогал мне справляться с трудностями, возникающими при работе со скачиванием некоторых видеозаписей. И я была очень рада, что смогла его вовлечь в процесс урока таким способом. Вот такое у нас с ним получилось сотрудничество. Я предложила ученикам задуматься над целью и задачами нашего урока. Учащиеся стали предлагать каждый свои варианты, тем самым была создана рабочая среда, в которой принимали участие все учащиеся. Они с удовольствием обменивались мыслями не задумываясь,  о том, верны они или нет.  Самым примечательным стал тот факт, что ребята обычно не участвующие в процессе урока – это Ахметов Абай, тоже пытался предлагать свои мысли, опираясь на листы заданий, с лексическим минимумом по теме.  Возможно, все дело было в том, что им была интересна тема урока. Было учтено мнение каждого учащегося, что являлось для них немаловажным подспорьем к выполнению последующих этапов.  Таким образом, цели урока были сформулированы совместно с учениками.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика 2\2013-11-11 22.23.07.jpg                                   C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика 2\2013-11-11 22.23.55.jpg

До прохождения курсов я считала, что хорошо знаю своих учеников, но новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем  с другой стороны.  Групповые формы работы, ролевые игры, просмотр видеоматериала помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствовало эффективному планированию последующих уроков с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Дети стали больше открыто  высказывать свое мнение, может быть не всегда положительное. Дети не только высказывали собственное мнение, но и выслушивали ответы других учащихся, давая советы, дискутируя и анализируя просмотренную информацию. Ученики пытались разрабатывать критерии (не всегда верные), но, тем не менее, они проводили оценивание своих одноклассников. С помощью критериев ребята контролировали работу в группах, распределяя функции каждого учащегося и способы осуществления их деятельности.

Ранее на уроках английского языка приходилось видеть скучающие лица учащихся, сталкивалась с низкой активностью на уроках, с отсутствием интереса к обучению в целом. Так как я веду речь об иностранном языке, то можно было бы предположить, что учащиеся сталкивались с проблемой недопонимания заданий, неспособностью самостоятельно обрабатывать и систематизировать материал.  Для того, чтобы ученики могли самостоятельно работать и использовать информацию необходимо было сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений включающих в себя:

- находить требующуюся информацию в любых источниках;

- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

- систематизировать информацию по заданным признакам;

- видоизменять форму и объем информации;

- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

- устанавливать ассоциативные и практические целесообразные связи между информационными сообщениями;

- уметь выделять главное из общей информации.

Суть медиаобразования четко отражена в мыслях Я.А. Коменского, «что учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия   образования. Учитель,  прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». По Коменскому ученик не просто должен владеть информацией, но и уметь ее применять. Не присвоение «готового» знания, но и конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

На своих уроках ставила перед собой следующие цели:

- формирование критического мышления в процессе обучения иностранному языку;

- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать и передавать информацию, при этом использовать всевозможные стратегии (ИДЕАЛ, Джиг со, Вращающиеся станции, Трехшаговое интервью, Горячий стул, Цитата, Бортовой журнал и др.)

На одном из уроков использовала методику «Ковер идей», один из методов решения проблемы.

Дискуссия проходила в четыре этапа в форме групповой работы. Первоначально перед учениками была поставлена проблема и вопросы для решения   обсуждения. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.58.48.jpg

Например, на вопрос почему сегодня остро развита проблема гиподинамии? Индира ответила, что это связано с недостатком физических нагрузок или полным отсутствием таковых. - И каким образом вы могли ее избежать? Она ответила: «Ежедневные утренние упражнения». А вот Абаева Айдана отметила, что это связано с тем, что большую часть дня ученики просиживают за компьютером, играя в различные игры. Другой ученик сказал, что только ленивые люди не следят за своим здоровьем. Все свои ответы ребята не просто предлагали, а также обсуждали вместе с группой. Выслушивая одобрения и критику в свой адрес. Каждой группе были предложены листы определенных цветов, на которых они отражали свои мысли. Вид работы был заключающим перед составлением кластера. Данное задание способствовало развитию логического мышления учащихся, развитию способностей анализировать информацию.

Ребята суммировали весь багаж знаний, наработанный на всех этапах уроках.

        Предпоследним и самым главным видом деятельности стало составление кластера учащихся двух команд. Вся информация собранная учащимися должна была быть представлена в кластере на тему «Роль спорта в нашей жизни». При составлении кластера ребята опять–таки распределились по ролям, которые обозначил лидер команды, Сабирова Акдана и лидер второй команды Жусупова Айнур. Контроль над временем, оформление, содержательность - таковы были критерии оценивания по составлению кластера. Следует отметить, что роли были распределены на каждого учащегося, и в процессе работы также наблюдалась исследовательская беседа между учащимися. Эта уже была беседа рабочего характера, тем не менее, сотрудничество ребят было очевидным.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото практика\2013-11-02 08.13.56.jpg

Используя технологию критического мышления, я преследовала цель, при которой ученики могли бы самостоятельно изыскивать информацию, анализируя и систематизируя для дальнейшего ее использования. В основе данной технологии лежит трех-фазовая структура: 1) вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); 2) осмысление содержания (получение новой информации); 3) рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

        Рассматривая первую стадию, следует отметить, что учащиеся научились самостоятельно ставить цели и задачи урока. Это происходило вследствие, того, что у учащихся появился интерес к процессу построения урока. Ребята начали осознавать, что они играют значимую роль в построении урока. На второй стадии урока, так называемой фазе вызова, учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делали это свободно, не боясь ошибиться или быть исправленными. Их высказывания фиксировались другими одноклассниками для дальнейшего обсуждения. При этом ребята знали, что каждое выказывание будет выслушано и принято, как одна из точек зрения по поводу данной проблемы.  

Групповая работа позволяла учащимся услышать другие мнения, и выслушать комментарии к своей работе. Обмен мнениями способствовал появлению новых вопросов, побуждающих к изучению нового материала.

Моя роль на этом этапе заключалась в том, чтобы стимулировать учащихся к бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации полученной от школьников. При этом я старалась не критиковать их ответы, даже если они не точны или неправильны, давая им понять, что мнение каждого из них ценно. Если же случалось так, что учащиеся не имели представления об изучаемой теме, то я давала им возможность высказать свои предположения.  Если же при чтении или просмотре у учащихся ослабевал интерес, то это свидетельствовало о том, что данная информация не была достаточно интересной для учащихся. Тем не мене на фазе осмысления имели возможность самостоятельно изучить информацию, сопоставляя ее с уже имеющимися знаниями, поставить вопросы и найти ответы в процессе обсуждения.

        На этапе рефлексии я отслеживала результаты обучения. Рефлексию я проводила для того, чтобы каждый ученик увидел результаты проделанной им работы; выявление и уточнение результатов деятельности на уроке; обнаружения различия в подходах. По сути, рефлексия прослеживалась на каждом этапе урока, но конечная рефлексия становилась основной целью деятельности и школьников и учителя. Рефлексию проводила как в устной, так и в письменной форме.  Устные рефлексия проходила в виде диалога между учителем и учениками или же между учениками, всевозможные игровые методы, круглые столы и.т.д. Письменная рефлексия в основном проходила в форме одноминутного эссе, таблиц сравнения, кластеров.

Для апробирования своей деятельности взяла 6А и 11 классы. Хотелось бы отметить, что программу семи модулей пробовала также и на классных часах. Классные часы всегда имели проблемную тематику, которую необходимо было исследовать, обсуждать, анализировать и как следствие синтезировать.  

                                       C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото на сайт\2014-02-08 13.41.06.jpg
C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото на сайт\2014-02-08 13.40.00.jpg

Главное, чему я научилась это вовлечение всего класса, в процесс урока используя разноуровневые задания, саморегуляции в ходе урока, равномерному распределению объема материала. Ученики смогли почувствовать себя участниками учебного процесса в полной мере. Они осознали, что мнение каждого из них было услышано и принято другими участниками. Я и в дальнейшем намереваюсь продолжить работа, используя все семь модулей программы как можно продуктивнее, учитывая все минусы и плюсы, которые выявили для себя в этом учебном году.

Учитель английского языка:              

Аманжулова О.Б.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

В настоящее время на процесс обучения и результаты учеников наибольшее влияние оказывает повседневная работа учителя, которая направлена на воспитание и развитие учащихся. Практика интеграции семи мод...

Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7 классе из серии запланированных последовательных уроков

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у уч...

рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков

разработка урока с учетом 7 модулей программы...

Рефлексивный отчет по наблюдению за тренингом

Взаимоотношения учащихся в классе между собой и с учителем является одним из главных факторов качественного обучения в школе. При проявлении учителем внимания к микроклимату в классе фраза «Школа - до...

Рефлексивный отчет «Оценивание применения опроса учащихся»

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спраши...