Физминутки
методическая разработка на тему

Бялая Любовь Николаевна

Роль физминуток на занятиях по декоративно-прикладному творчеству и рукоделию в учреждении дополнительного образования детей. Примеры физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_fizminutki.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Физминутки»

Бялая Любовь Николаевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДЮЦ Юргинского муниципального района

Занятия в учреждениях дополнительного образования детей в основном проводятся во второй половине дня, после основных занятий в школе. К этому времени дети, как правило, уже получили определенную нагрузку, связанную с обучением в школе.

Педагоги дополнительного образования, зачастую сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приходит на занятия уже уставший, и хотя у него есть желание заниматься, он быстро утомляется и, как правило, не доводит начатое дело до конца. Это связано с тем, что занятия по декоративно-прикладному творчеству и рукоделию, по характеру деятельности, предполагают нагрузки  на органы зрения, мышцы рук, ног, туловища.

Задача педагога  – организовать занятия так, чтобы каждый ребенок получал качественные знания без ущерба для здоровья.

Одно из обязательных условий организации занятий в образовательном учреждении –   использование здоровьесберегающих технологий, одним из элементов которых являются физминутки.

Физминутка – это небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для снятия усталости с мышц туловища и шеи,  рук, головы, глаз.

Основные задачи физминутки:

  • снять усталость и напряжение
  • внести эмоциональный заряд
  • совершенствовать общую моторику

Разновидности физминуток:

  • не вставая со стула
  • не отходя от стола
  • передвигаясь по кабинету

Проводят физминутки на 15 - 20 минуте от начала занятия (можно проводить два раза, на 10 и 25 минуте от начала занятия). Продолжительность физминуток  1-3 минуты.

Упражнения должны быть, интересны и доступны детям. Проводить их можно как в форме гимнастики, так и в игровой форме.

Содержание упражнений должно зависеть от вида деятельности и возраста детей.

Каждый педагог должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, интересная, и главное – она должна быть на каждом занятии.

Примеры физминуток

  1. Физминутки двигательно-речевые

 «Веселая зарядка»

Ча, ча, ча                                  3 хлопка в ладоши
Печка очень горяча                
4 прыжка на двух ногах
Чи, чи, чи                                
3 хлопка над головой
Печет печка калачи        
        4 приседания)
Чу, чу, чу                                
3 хлопка за спиной
Будет всем по калачу            
4 прыжка на месте
Чо, чо, чо                                
 3 хлопка перед собой
Осторожно, горячо        
        ходьба на месте

«Радуга-дуга»

Здравствуй, радуга-дуга,           Дети выполняют поклон.
Разноцветный мостик!               Р
исуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Здравствуй, радуга-дуга!           В
новь выполняют поклон.
Принимай нас в гости.               И
дут по кругу, взявшись за руки.
Мы по радуге бегом                  
Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу                      
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Перепрыгнем на бегу.                
Делают еще четыре прыжка на носках.
И опять бегом, бегом                  
Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.
Пробежимся босиком.      

 «Липы»

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг         Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,               Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Ветры в их листве гудят

Вниз верхушки пригибают      Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

И качают их, качают

Чок – чок, каблучок!                  Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.       Покружиться.

А кузнечик без ошибки              Движения руками, как при игре на скрипке.

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –       Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.            Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.                  Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!          Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

Разминки

1. Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

2. Вечер зимний в небе синем          Встать из-за стола
Звезды синие зажег                        
Встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней            
Потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

3. От зеленого причала                     Встать

Оттолкнулся пароход      
Он шагнул назад сначала              
Шаг назад
А потом шагнул вперед                
Шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке        
Движения руками
Набирая полный ход                    
Ходьба на месте

II. Физминутки для рук

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои,                     Руки вперёд, пальцы выпрямить и развести

Их как хочешь поверни:               Руки вперёд, круговые движения кистями

И вот эдак, и вот так,                    Потираем рука.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.           Руки вперед, вверх, вперёд, в стороны, к плечам                       

Не сидится им опять.                    Круговые движения в плечевом суставе

Постучали, повертели                  Три хлопка в ладони, круговые движения кистью рук

И работать захотели.                    Потираем руками

Поработают немножко,                Сжимание и разжимание пальцев рук

Мы дадим им отдохнуть.             Сложили ладони вместе

Постучали повертели                   Три хлопка в ладони, круговые движения кистью рук                   

И работать захотели.                            Сжимание и разжимание пальцев рук

«Две сестрички».

Две сестрички, две руки,             Встряхивание кистями рук

Рубят, строят, роют,                     Изображаем в движении слова текста

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

 «Теремок»

Стоит в поле теремок.                  Ладони обеих рук соединены под углом  

На двери висит замок.                 Пальцы сжаты в замок

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.                   Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо

Пришёл Петя-петушок                Пальцы разжать и соединить друг с другом, образуя «теремок»

И ключом открыл замок.    

«В лесу» (выполняется в соответствии со словами педагога)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу,

Вниз опустили,

Кисти встряхнули –

Листья роняют росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Разминка (выполняется в соответствии со словами педагога)

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Тихо сели…

Вновь за дело.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения:

“Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

III. Физминутки для глаз

«Гимнастика для глаз» (выполняется сидя в соответствии со словами педагога) 

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

«Мы так долго рисовали...»

Мы так долго рисовали.              Сидя, потереть ладонями лицо 

Ох, глаза наши устали,                Слегка прикрыть глаза веками 

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать.           Быстро моргать

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем быстро мы моргать.

А теперь глаза закроем,        (Выполнять упражнения в соответствии с текстом)

Широко опять откроем.

Раз – закроем, два – откроем,

Три – закроем, на четыре вновь откроем.

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанем закрывать.

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша,

Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь представим сразу,

Чёрную от сажи вазу.

Всё черным-черно кругом:

Чёрно небо, чёрен дом.

Снова мы глаза откроем,

На работу их настроим.

«Ёжик» (выполняется стоя)

Ходил ёжик по полянке           Ходьба на месте

Он искал грибы опятки.          Повороты головы вправо и влево 

Глазки щурил и моргал,          Сильно прищуриться и широко открыть глаза 

Но грибов не увидал.               Развести руки в стороны

Вверх смотрел он,                    Поднять голову, посмотреть вверх

Вниз глядел,                             Опустить голову, посмотреть вниз

Сам тихонечко пыхтел.           Произнести "пых”, "пых”, "пых”

Смотрел влево,                        Голова неподвижна, посмотреть влево

Смотрел вправо,                      Голова неподвижна, посмотреть вправо 

Вдруг увидел гриб на славу!   Плотно закрыть и широко открыть глаза

Оглянулся он ещё                     Руки спрятать за спину

Через левое плечо,                    Повернуть голову влево, посмотреть назад 

Через правое ещё.                     Повернуть голову вправо, посмотреть назад

Ёж затопал по тропинке           Ходьба на месте, высоко поднимая ноги 

И грибок унёс на спинке.

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения 

«День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

«Сережки» Массировать мочки ушных раковин (большим и указательным пальцами).

«Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.

«Сова» – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

http://grechko.ucoz.net/index/peredokhnjom_na_uroke/0-7

 http://izodou.ucoz.ru/index/fizminutki_dlja_glaz/0-10

http://ext.spb.ru/site/1470-2012-08-12-09-54-47.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутка "Прогулка по городу"

Двигательная физминутка для релаксации учащихся на уроках и внеклассных занятиях...

Физминутка для глаз, на уроках английского языка

Физминутка,которую я использую на уроках английского языка, хорошо подходит для глаз....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Физминутка

Физминутка для восстановления работоспособности учащихся....

Рифмовки и физминутки на уроках английского языка.

В статье собраны рифмовки и физминутки, которые я использую на уроках английского языка. Их можно использовать как элемент здоровьесберегающих технологий. Кроме того они помогают решать фонетические з...

Физминутка.

   Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На ...

Физминутка "Облака- белокрылые лошадки"

Физминутка для детей младшего школьного возраста....