Педагог в инновационном образовательном пространстве.
статья на тему

Сергей Викторович Шлеин

Важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_v_innovatsionnom_obrazovatelnom_prostranstve.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог в инновационном образовательном пространстве.

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам инноваций.

Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к созданию инновационного образовательного пространства.

В настоящее время инновационное образовательное пространство рассматривается как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих не только получение знаний, умений и навыков, но и осуществление личностных изменений, направленных на формирование активных субъектов образовательного процесса.

Чрезвычайно актуально оптимизировать образовательное пространство техникумов и колледжей в условиях инновационных изменений. Решая данную задачу, необходимо создать в инновационном образовательном пространстве условия  и стимулы для развития мотивации студентов, навыков самоанализа на коллективном и индивидуальных уровнях,  а также формирования  инновационного поведения у обучающихся и педагогов, предполагающего проявление инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе творческих, неординарных решений.

Учебные заведения, работающие в инновационном режиме, позволяют развивающемуся обществу удовлетворять потребность  в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом и конструктивизмом; обладают развитым чувством ответственности.   

В силу этого становится очевидной необходимость  внедрения в учебный процесс различных инновационных методов и форм, проектной деятельности, в усилении предпринимательской подготовки молодых специалистов посредством инновационных структур.

Главной целью студенческих инновационных структур  является развитие предпринимательских инициатив молодежи, создание благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных студенческих организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи, а также осуществляющих и другие виды предпринимательской деятельности (коммерческое, финансовое, консультативное, страховое и т.д.).

Преподаватель является субъектом, организующим и управляющим учебным процессом в инновационном образовательном пространстве.

Поэтому условием успешного развития инновационных процессов становится как инновационный потенциал организации так  инновационный потенциал каждого педагога,  где главными характеристиками являются профессиональные, специальные моральные, мотивационные.

Характер инновационной деятельности педагога  зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

Важный фактор, который обеспечивает успех в педагогической инновационной деятельности – мотивация.

Наряду с мотивацией, педагог должен иметь комплекс знаний о современных требованиях к результатам профессионального  образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, обо всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.

В свою очередь важно понимать, что  недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данном учебном заведении условий.

Несомненно, важный  компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Педагог, хорошо подготовленный к работе в инновационном пространстве:

- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном  

  учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- умеет изучать опыт учителей-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные  

   программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по  

  совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности  

  учебного заведения;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной  

  деятельности.

Анализируя выше сказанное,  следует подчеркнуть, что  педагогическое мастерство преподавателя является  основополагающим фактором инновационной деятельности педагога

    Творческая деятельность преподавателя направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности требует особых способностей и длительной подготовки, в ходе которой такие способности развиваются и совершенствуются. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска.

     В конечном счете творческая индивидуальность – это высшая характеристика деятельности педагога, поскольку именно в процессе постижения и утверждения им своей творческой индивидуальности педагогический процесс, осуществляемый им, выходя за рамки обычной деятельности, превращается в деятельность творческую.    

Нельзя не отметить, что для успешной практической педагогической деятельности в инновационном  образовательном пространстве также  необходимы:

1. Банк информации, доступный для педагогов.

2. Экспертные услуги, дающие квалифицированную оценку деятельности.

3. Наличие консультативной помощи.

4. Координационный центр по взаимодействию педагогов, занимающихся близкими проблемами.

5. Взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой техникума или колледжа.

6. Благоприятной стимулирующей среды.

Следовательно,  важнейшее качество профессионального педагога – готовность работать в инновационном образовательном пространстве.

Литература.

1.Буланкина Н. Е. Резервные возможности педагогического творчества учителя в становлении личностного пространства ученика//Сибирский учитель.  2000.  №1

2. Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма педагога в  системе непрерывного педагогического образования. Рязань, 2000.

3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

4.Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности. Автореф. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000.

5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. – М.,  1997.

6.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 2000.

7.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое   пособие.  - М.: Высшая школа, 1988.

8. Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в  

  профессиональной школе. – Курск: изд-во РФЭИ,  2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ребёнок-педагог-родитель в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"

В презентации представлено взаимодействие родителей, педагогов и детей в образовательном пространстве МУ ДО "Красноселькупский центр дополнительного образования детей"....

Статья "Педагог в инновационном образовательном пространстве."

Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам иннова...

Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы

Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как об...

«Формирование инновационного образовательного пространства в обучении филологии»

Теоретический материал для руководителей ШМО учителей русского языка и литературы...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности,  как отдельных этносов,...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....