Эвристическая беседа на уроке истории.
статья на тему

Алексеева Ирина Викторовна

Эвристическая беседа на уроке истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evristicheskaya_beseda_na_uroke_istorii.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристическая  беседа на уроке истории.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (от греч. heuriskō – нахожу) БЕСЕДА.

Диалог преподавателя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы.


Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).          

— М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009.

Постановка перед учащимися проблемы, требующей решения,  создание в обучении проблемной ситуации служат исходными позициями для эвристической беседы. Цель эвристической беседы – подвести учащихся к осмысленному  и убедительному  решению  проблемы, к усвоению  знаний, постигаемых мышлением: исторического понятия, закономерности общественного развития и т.п.  Своими вопросами, заданиями, замечаниями учитель подводит учащихся  к соответствующему выводу.  Эвристическая беседа- это   совместное размышление вслух учащихся и учителя при его руководящей роли.  

Элементы эвристической беседы могут включаться в изложением материала учителем. Изложив факт или группу фактов, учитель предлагает учащимся дать  им оценку, сопоставить  их с ранее известными фактами. Данное учащимися объяснение  обсуждается классом, корректируется учителем и входит в общий процесс изучения материала  в качестве  одного из его звеньев.

Более развёрнутый характер имеет эвристическая беседа, охватывающая  содержание целого урока, а при повторении – ряда уроков, объединённых  общей темой.

Эвристическая беседа включает три основных компонента :                            а) постановку проблемы; б) решение проблемы, обоснование, обсуждение;             в)  вывод правильного решения проблемы.

Умение вести класс  путём эвристической беседы к познанию сущности проблемы-  показатель методического мастерства учителя.

Эвристическая беседа требует подготовки учителя. Необходимо чётко определить конечную её цель-вывод, идею, оценку. Учителю необходимо сформулировать исходную для учащихся основную проблему беседы, стимулирующую их мышление.

Поставленная перед учащимися проблема  определяет основное направление логического пути, по которому идёт эвристическая беседа. В  беседе со сложным содержанием  постановки одной исходной проблемы недостаточно. Применительно  к цели беседы и отобранному для осмысления фактическому материалу учитель намечает тот логический путь, которым он поведёт учащихся. Этот путь разделяется на последовательные шаги                      ( мыслительные действия) , формулируются соответствующие вопросы и задания.  Чем выше подготовленность класса, тем крупнее могут быть эти шаги, менее детализированы вопросы.  В конце урока необходимо обязательно  выделить время для подведения итогов беседы.

В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут учителю более доходчиво ставить перед  учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а учащимся- актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между  историческими явлениями.

Важно не только хорошо продумать план эвристической беседы, но и не подходить формально к его реализации.  План – это  ориентир, руководство. Невозможно предусмотреть  все вопросы и ответы учащихся; их можно только прогнозировать.  В ходе беседы может выясниться, что запланированный вопрос оказался лишним, так как ученики уже осветили его в связи с другим вопросом, и напротив, возникает необходимость в разъяснении вопроса, который не был предусмотрен  планом.

Важно умело распределять время для беседы. Предоставлять возможность учащимся высказать и обосновать, не повторяя друг друга, разные точки зрения.

Даже краткая  дискуссия стимулирует самостоятельное мышление  учащихся, формирует их мировоззрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "О пользе эвристических бесед"

Данный материал повествует о пользе данных бесед в уроках математики...

Эвристическая беседа по профилактике наркомании "Нет наркотикам!"

Конспект занятия содержит материал о вреде наркотиков...

Конспект эвристической беседы по обществознанию "Семья и общество"

Изучение этой темы не может обойтись без проьлем. Хотя подростки не проходили сами через процедуру брака и развода, многие, возможно, наблюдали это на опыте своих родителей или знакомых. Это, конечно,...

Применение проблемного изложения и поисковой беседы на уроках истории.

Рассмотрены методы применения проблемного изложения и поисковой беседы на конкретных примерах....

Эвристическая беседа по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

    Эвристическая  беседа  является приемом проблемного обучения. Сущность эвристической беседы заключается в том,  что  путем постановки  взаимосвязанных воп...

Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация

Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься зн...