Применение проблемного изложения и поисковой беседы на уроках истории.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Гуляева Татьяна Владимировна

Рассмотрены методы применения проблемного изложения и поисковой беседы на конкретных примерах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках истории.

В современных условиях перед нами, учителями  стоит  задача воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющихся  условий  жизни. Большая   роль в воспитании этой личности  принадлежит  урокам истории.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных  знаний по истории  вне класса, ученики теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. На мой взгляд, разрешить  это  противоречие можно  используя в своей практике  методы  проблемного обучения.

В своей практике, при объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики в 9-х, 10-х, 11-х классах. Спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была  достигнута победа?”

Для решения этой проблемы класс делю на пять учебных групп, которые двигаются по этапам:

1-й этап: “разминка” - актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;

2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе ватмана пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;

3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);

4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).

После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы “Научно-технический прогресс. Индустриальное общество” детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

При изучении культуры СССР 1930-50-х гг. на уроке в 9 классе проблема была сформулирована так: “Какие изменения произошли в культуре СССР по сравнению с 1920-ми годами?” Проблему рассматривали поэтапно, в ходе работы были определены изменения в литературе, музыке, изобразительном искусстве (работа по группам). Собрали воедино все промежуточные выводы, подвели итог - ответили на проблемный вопрос.

Приведу ещё один пример. В 6-м классе по теме “Государство франков в VI веке ” я знакомлю детей с политикой  вождя франков  Хлодвигом  по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети “собирают”, записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

 В заключение хотелось бы сказать, что исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учеников  в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. А ученик  становиться пытливым и заинтересованным в вопросах решения  непростых задач  на уроках истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".

Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Эвристическая беседа на уроке истории.

Эвристическая беседа на уроке истории...

Статья на тему: Практика применения современных педтехнологий в практической работе на уроках истории и обществознания

Статья отражает  использование в процессе обучения  уровневой дифференциации обучения как формы организации учебной деятельности....

Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания

Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...

Методические рекомендации для применения проблемного изложения в математике

Методические рекомендации для применения проблемного изложения  в математике...

Особенности применения онлайн-платформ для интерактивного взаимодействия на уроках истории и обществознания

Особенности применения онлайн-платформ для интерактивного взаимодействия на уроках истории и обществознания1.Гугл класс – для каждого класса было создано по 2 курса (история и обществознание). К...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...